Пройдёт она с 27 ноября до 7 декабря с.г. Зал по улице Кирова – 8 гостеприимно распахнул свои двери и знатоки авторских изделий Гжели первыми уже потянулись на выставочное пространство.   На входе вас встретит, искусствовед с многолетним стажем работы, Галина Карловна Терпузиди, знающей что-то такое, что приходится слышать, мне например,  впервые:

«Глиняную посуду наших предков находили исследователи, датированную вторым веком до нашей эры. XIV век. Первое упоминание Гжели в исторических документах («Духовная грамота» Ивана Калиты ). XVI век. В завещании царя Ивана IV «Грозного» Гжель значится среди «государевых дворцовых волостей». XVII век. В 1663 году царь Алексей Михайлович издает указ «во гжельских волостях для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины«. XVIII век. В 1710 году Гжельская волость целиком приписывается к аптекарскому приказу «для дела алхимической посуды» и к концу века состоит из 16 деревень, где находится 681 двор и живет 4542 человека. Начало XIX века. Продукция Гжели именуется «палевой и цветной посудой», «лучшею из всех делаемых в России сего рода посуд», а сама Гжельская волость «весьма славной».

Уже в эпоху Петра I делались попытки организовать в России производство художественной керамики, но результаты их дали себя знать лишь в середине XVIII в. Честь создания русского художественного фаянса принадлежит московскому купцуАфанасию Гребенщикову, который на своем заводе впервые в России в 1747 году освоил выпуск тонкой майолики или ценины, как ее тогда называли.

Другой характерный принцип декорирования гребенщиковской посуды — белый кружевной узор на голубоватом фоне с геометрическими элементами и элементами корзиночного плетения. Не все изделия завода Гребенщикова имеют равноценное художественное значение: одни из них — высокие образцы майолики, созданные подлинными мастерами, другие выдают руку начинающего мастера. Первые делались на заказ, использовались при императорском дворе, в казенных учреждениях или в домах аристократии (например, суповая миска с гербом известного писателя и театрального деятеля П. А. Сумарокова), вторые шли в продажу.

Завод Гребенщикова оказал влияние на все дальнейшее развитие русской художественной керамики. В частности, огромное значение имел опыт этого завода для крупнейшего гончарного района России — Гжели.

В истории русской керамики Гжель занимает особое место не только потому, что именно она стала центром народного керамического искусства, но и в силу того, что снабжала многие заводы глиной, поставляла превосходные кадры гончаров; они, в свою очередь, несли глубокие традиции гончарного искусства в другие места: гжельские крестьяне повсеместно основывали керамические предприятия. С гжельской майолики XVIII века и начинается история развития народной художественной керамики в России. Вслед майолике в XIX веке началось изготовление полуфаянса, фарфора и фаянса.»

Сегодня продукцию на выставке представляет Речицкий Фарфоровый Завод.

Наша справка:

В 60 км от Москвы расположено село Гжель, давшее название промыслу. Еще в середине XVIII века мы находим первые документальные сведения о Гжели как о районе, богатом хорошими глинами, что предопределило развитие местных народных промыслов по художественным изделиям из керамики. Практически во всех 30 селах и деревнях, входивших когда-то в Гжельскую волость, а ныне составляющих Гжельскую промышленную зону, изготовляли посуду, изразцы, кирпич, игрушки, различные поделки.

Речицкий завод по производству фарфоровой аппаратуры является одним из старейших промышленных предприятий Гжели. Его история восходит к 1858 г., когда в д. Речицы бывшего Бронницкого уезда Московской губернии основал свой завод предприниматель Михаил Матвеевич Куринов. От него завод перешел к сыну Михаилу, в 1882 г. — к жене последнего Евдокии Ивановне, а после ее смерти в 1890 г. — к внуку основателя Максиму. Завод опирался в своей работе на использование местного сырья — глины и топлива (дрова, торф), работники также были из этих мест. Во второй половине XIX в. в силу разных причин многие частные заводики д. Речицы по производству керамических изделий разорились. Завод Куринова М.М. выжил и существует до наших дней.

К моменту национализации предприятия в 1918 г. на заводе работало около 200 человек.В 20-е гг. завод перешел в государственное объединение «Стекло и фарфор». В дореволюционное время и в первые годы советской власти завод специализировался на выпуске фарфоровой хозяйственной посуды (чайные сервизы и др.). Это направление в работе поддерживалось до 1930 г.

В связи с началом электрификации завод переходит на выпуск электроустановочного низковольтного фарфора: розеток, предохранителей, пробок, роликов, цоколей к электропатронам. В годы Великой Отечественной войны, начиная с 1942 г., коллектив завода наряду с производством изделий из электротехнического фарфора освоил выпуск изделий химико-лабораторной посуды из фарфора: химических стаканов, выпарительных чашек, кружек, тиглей, ступок и др.

И в советские времена, и в новой России изделия Гжели имели головокружительный успех. Их знатоки и ценители коллекционируют, делают предметом гордости столовых гарнитуров, наследуют от старших поколений. Считается знаком хорошего тона, когда преподносят Гжель в подарок. И всё это достигнуто трудом многих поколений мастеров Гжели, передающих свои секреты ученикам. Таким, например, выдающимся мастером был Сергей Алёхин. Сегодня его нет с нами, но остались  его ученики, которые филигранно, высокохудожественно продолжают его дело. И на открывшейся сегодня выставки их изделия представлены во множестве. А есть ещё сервизы от известной мастерицы, Маргариты Ушаковой.

Добро пожаловать на выставку — продажу! За время работы выставки, будут новые поступления мастеров «ГЖЕЛИ». Следите за поступлениями!

Все фотографии: Сергея Соболева