В национальный еврейский праздник Ханука в воронежском концертном зале зале состоялся концерт Еврейской музыки, прозвучали хасидские песни и музыкальные произведения.
Ведущий концерта — Реувен Куравский, переводчик бестселлера «GPS души» (Москва)
Солисты:
- Раввин Воронежа Леви Стифель
- Его брат, раввин Липецка Шмули Стифель
3-4. Дети Леви — Исроэль и Йоэль Довид
Ансамбль под управлением Татьяны Кузнецовой
Что за праздник Ханука?
Ханука – один из самых известных религиозных праздников мира. Знают о нем не только евреи, но и представители других вероисповеданий. Тем не менее, есть люди, которые не смогут ответить на вопрос: «Ханука? Что это?» Дата празднования Еврейские праздники в декабре полностью состоят из Хануки. Всего отмечают восемь дней (почему именно так – далее). Однако главным все-таки считается первый день. В этом праздник схож с христианской Пасхой. Ее также отмечают, начиная со дня воскрешения Христа, плюс еще неделю придерживаются традиций воскресения
По нашему календарю меняются числа, на которые назначены Ханука. Дата на 2015 год: седьмое декабря. История На вопрос: «Ханука — что это?» любой еврей ответит, что это – праздник света. Именно в этот день в их главном сакральном месте, Великом Иерусалимском Храме, снова зажгли свечи. Это стало символом освобождения иудеев из-под сирийского гнета.
Название Ханука – что это слово обозначает? Откуда пошло именно это имя для еврейского праздника? На эти вопросы есть два варианта ответа. Первый гласит, что название идет от выражения «хануккат ха-мизбеах», что обозначает «обновление алтаря». В контексте праздника это означает, что за три года на святыни впервые пал свет, и они были очищены молитвой и жертвоприношением. Сторонники второй версии убеждают нас, что этимология лежит в другом: слово «ханука» стоит расшифровывать как «на двадцать пятый день отдохнули от врагов». Дело в том, что освобождение Иерусалима шло почти месяц. На двадцать пятый день повстанцы пробились в центр – то есть заняли Храм, тем самым освободив весь город. Врагов вокруг больше не было, и евреи смогли дать себе передышку. А самое главное – провести первый за три года религиозный обряд.
Менора
Все люди видели этот подсвечник из семи стволов, который есть в каждом доме иудея и даже на гербе независимого Израиля. Эти подставки – копии настоящей Меноры, которую в свое время вывез из Иерусалима сирийский царь. Важнейшим элементом Хануки является менора. Она попала почти во все национальные праздники евреев. До этого она появилась у евреев во время скитаний с Моисеем, и с тех пор должна была символизировать память о тех временах. Именно с зажжения меноры, точнее, ее подвида, и начинается Ханука. Подсвечники бывают различного размера и исполнения. Объединяет их форма.
— Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/172346/hanuka—chto-eto-evreyskiy-prazdnik-hanuka
Еврейская музыка уникальна. Она отличается от музыки всех народов мира – и не только в силу культурных, этнических и других особенностей нашего народа. Хочу обратить Ваше внимание на уникальный феномен: несмотря на уникальный географический разброс еврейских общин – от арабского полуострова до Испании, от Восточной Европы и до Африки – есть что-то общее в еврейских мелодиях по всему миру. И это – в еврейских общинах, которые были зачастую оторваны друг от друга на протяжении тысячелетий.
В еврейской музыке кроется особая сила связи с Богом, Творцом вселенной. Она сияет древним, возвышенным, даже святым сиянием. Она является отражением еврейской души. Поэтому еврейскую музыку не понять, не заглянув в древнюю еврейскую традицию, не познакомившись с еврейским бытом, не узнав тайны великого учения, которое подарил нам Творец – учения Торы.
Тора рассказывает нам о первом музыканте в мире, человеке по имени Юваль. Тора рассказывает о его увлечении музыкой на одном дыхании с рассказом о его брате Явале, профессиональном пастухе и скотоводе. Ибо так же, как мир не может без скота, так мир не может без музыки. А может быть, поэтому многие многие хасидские напевы основаны на песнях пастухов?
* * *
Корни еврейской песни, да и музыки вообще, восходят к Иерусалимскому Храму, в котором функционировал сборный хор певцов и музыкантов, левитов по происхождению. До нас дошло описание ряда музыкальных инструментов, использовавшихся в Храме, и имена некоторых из солистов, певших в нем.
Тора призывает человека использовать свой талант для служения Б-гу. Неважно, чем наделен человек – физической силой, безупречной логикой или прекрасной риторикой – он должен не только реализовывать свой потенциал, но и развивать его, используя свои таланты для исполнения воли Творца Вселенной. Музыка – не исключение: человек, обладающий музыкальным талантом, должен служить своим пением или игрой, распространять добро, поддерживать нуждающихся, укреплять в людях веру в Б-га и надежду на Него.
Следует отметить, что при всем уважении еврейской традиции к пению и музыке, в еврейской жизни она не является самоцелью. То есть, музыка у евреев не звучит просто ради музыки, как у всех народов. Музыка в еврейской традиции – это инструмент, помогающий возвысить дух человека, достичь духовного совершенства, излить душу в обращении к своему Творцу.
* * *
В ходе тысячелетних странствий евреев в изгнании их сопровождала музыка. Глубокими морщинами отразились на ней переживания и страдания нашего народа, а также его бесчисленные перемещения среди разных стран. Естественно, в таких условиях еврейская музыка должна была сильно измениться.
Как известно, музыка разных народов принципиально различается. Она напрямую зависит от условий, в которых живут те или иные люди. И не только от условий жизни; даже климат той или иной страны оставляет свой отпечаток на ладах и тональностях в музыке местных народов. В музыке горных жителей чувствуется чистый горный воздух и стремительность горных потоков, а у живущих в долинах ощущается раздолье полей и насыщенность виноградников.
Не удивительно, что на протяжении веков еврейская музыка впитала в себя многое из окружения, в котором проживает та или иная еврейская община, и зачастую внешне ее отражает. Однако ни восточная, ни западная культуры не искоренили уникальный вкус и запах еврейского напева, восходящий к времени образования нашего народа. Еврейская музыка осталась.
Если прислушаться, то в тех мелодиях, которые мы сегодня услышим, можно будет почувствовать отголосок тех прекрасных времен, когда еврейский народ еще спокойно жил на своей Святой земле.
* * *
Еще триста-четыреста лет назад музыка и песня в европейских еврейских общинах сводилась, в основном, к литургии и традиционным напевам за субботним и праздничным столом, к свадебным мелодиям и к молитвам. И все они несли в себе тень грусти, потому что в то время вообще не принято было сильно веселиться.
Возможно, это отражало в целом нелегкие времена для еврейского народа, когда множились гонения и беды, и еврейская песня переживала застой. Так это продолжалось до тех пор, пока не пришел рабби Исроэль Баал-Шем-Тов, основатель хасидизма.
Хасидизм не создал ничего нового; он просто напомнил давно забытое старое, заново расставил акценты, поднял из праха и забвения древние еврейские ценности.
Материал подготовил: Сергей Соболев, фото автора.
Все фото можно посмотреть здесь