13 октября в Воронеже состоялось открытия мемориальной доски в память об уничтоженном Покровском девичьем монастыре.
Церемония по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия прошла в 12:00 по адресу дом № 41 на улице Сакко и Ванцетти (бывшая Большая Девиченская).
Идея установки памятной доски принадлежит Воронежской региональной общественной организации «Колыбель русского флота». Реализована силами и средствами Воронежского дворянского собрания, реготделения общероссийского движения «За Веру и Отечество», воронежского представительства Союза Потомков Галлиполийцев. Автор проекта – предводитель Воронежского дворянского собрания, профессор Евгений Михайлович Барсуков.
Воронежский Покровский девичий монастырь, которому посвящена мемориальная доска, был основан в царствование Михаила Феодоровича Романова и напрямую связан с царской фамилией. Хроники сообщают, что в 1623 году тридцать сестёр во главе со старицей Марфой по благословению митрополита Филарета (Романова), родоначальника династии, заложили здесь деревянный сруб Покровского храма. Первоначально монастырь размещался в старом городе — между крепостными сооружениями и Успенской церковью. Долгое время он оставался единственной женской обителью в Воронежской епархии. Земельные тяжбы по монастырским угодьям, а также бурные судостроительные работы на петровской верфи, находившейся по соседству, вредили духовной жизни сестёр. И вынудили игуменью ходатайствовать о переносе монастыря за город, к урочищу Терновая поляна, близ Нищей и Посадской слобод. Покровский монастырь обрёл обширную пустошь в пять десятин. Именно факту возникновения на этом месте женской обители воронежская топонимия обязана новым названием – Большая Девиченская улица, в простонародье – Девичок.
Ранние сооружения были деревянными, первая в монастыре каменная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы была закончена при императрице Елизавете в 1751 году. В конце XVIII- начале XIX вв. начались богослужения и в новом каменном храме Преображения Господня.
Здесь были погребены представители дворянских семейств Веневитиновых, Сенявиных, Сонцовых, Перелёшиных, Чертковых. Достоверно известно, что монастырь посещали поэты Василий Жуковский и Иван Никитин. Среди наиболее почитаемых святынь Покровского девичьего монастыря называют ныне утраченные иконы Божией Матери старинного письма в богатых ризах – Смоленскую (именно ею, согласно преданию, митрополит Филипп благословил сестёр на молитвенный подвиг в новой обители) и Казанскую.
Сёстры занимались рукоделием, белошвейной работой, традиционными ремёслами и промыслами; перед революцией в монастыре насчитывалось более тысячи насельниц.
Революционный 17-й год нарушил всё порушил. Комиссары сначала организовали в храме Во Имя всех Святых Печерских «клуб им. тов. Калинина», затем «уплотнили» жилые постройки нуждающимися в жилье активистами. На месте креста под главным куполом поместили красную пятиконечную звезду и, заменив иконы портретами «вождей» пролетариата, а монахинь потеснили своими союзниками-обновленцами. Поредевших насельниц духовно укрепляли пастырским словом служившие в Преображенском храме архиепископ Воронежский Пётр (Зверев) и отправленный властями в административную ссылку в Воронеж протоиерей Иоанн Стеблин-Каменский, бывший флотский офицер и ветеран Великой (первой мировой) войны. Оба пали жертвами репрессий, приобщились к мученическому венцу Христа. Отец Пётр был арестован и умер в 1929 году в Соловецком лагере. Иоанн Стеблин-Каменский – расстрелян в 1930 году. Канонизированы Русской Православной Церковью в наши дни.
В отличие от имён гонителей и неправедных судей, имена святых мучеников не отражены в городской географии, которая сохранила весь топонимический колорит 20-х годов ушедшего века. Но, бывает, из уст краеведа иногда сорвется исконная «Большая Девиченская» вместо чужеродных «Сакко и Ванцетти». Закрытый в конце первого революционного десятилетия монастырь ещё до войны разобрали на кирпич. Но верующие знают, что на месте порушенных храмов и монастырей незримо творят обедню ангелы Божии.
Не осталось следа и от монастырского погоста, полностью поглощённого современной застройкой, фундаментом которой служат чьи-то надгробия и прах…
Мемориальная доска открылась на обычном жилом доме с магазином «Пятёрочка».
Немного справочной информации о женском монастыре:
ВОРОНЕЖСКИЙ ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Монастырь, получивший официальное имя по главной церкви Покрова Пресвятой Богородицы, основан в 1623 году, когда тридцать сестер во главе со старицей Марфой по благословению митрополита Филарета (Романова), отца первого царя из новой династии, решили построить деревянную церковь. Разместился монастырь в старом городе, на склоне холмов — выше Успенской церкви и ниже собственно крепости. Материальную помощь ему оказывали горожане и особенно донские казаки как единственному религиозному прибежищу для женщин на всем течении реки Дон. По челобитью казаков уже в 1626 году обители была пожалована на прокормление речка Хворостань со всеми угодьями верст на пятьдесят по ее течению. Там расселились монастырские крестьяне, платившие немалый денежный и натуральный оброк.
К концу XVII века материальное положение монастыря ухудшилось: на его земли стали претендовать жители городка Коротояка. В обители тогда же начались нестроения между монахинями, опиравшимися на воронежских родственников, что привело даже к смене игуменьи. Иулианию (Прибыткову) вытребовали даже в Москву и сослали в Новгородский Тихвинский монастырь на послушание.
Упорядочение и регламентация внутренней жизни произошли при святителе Митрофане, главе новосозданной епархии. В 1699 году монастырь устроил близ Пятницкой церкви часовню для сбора подаяний и епископом повелено было игуменье Ирине срочно завести приходо-расходные книги.
Перенос монастыря за город
Строительство в Воронеже флота удалило с насиженного места Успенский мужской монастырь (он был объединен с Алексеевским Акатовым) и напрямую отразилось на судьбе женской пустыни. В ближайшем соседстве с нею оказалась Немецкая слобода с евангелической кирхой, рядом кипели кораблестроительные работы. К тому же пришли в ветхость и все деревянные постройки, лепившиеся по косогору.
Петр I в декабре 1702 года удовлетворил ходатайство игуменьи Ирины о переносе монастыря за город, к урочищу Терновая поляна, близ Нищей и Посадской слобод. Обители отвели обширный незаселенный участок в пять десятин, который в то время полностью не был даже монастырем освоен. Петр I, как известно, недолюбливал духовное сословие, и при нем Покровский монастырь лишился части своих крестьян, изъятых «к государственному делу», должен был вносить в казну средства на жалованье ратным людям, на ямские прогоны, на выкуп полонян, выплачивать деньги работным людям на верфи. Царь запретил принимать в число монахинь девушек моложе тридцати лет (указ действовал до 1741 года). Епископ Иосиф (Саввин), заметив отступление воронежской братии от духовного регламента, предписал, чтобы монахи и монахини «по улицам и дворам безвременно не волочились под жестоким наказанием и под штрафом».
В 1751 году в монастыре появилась первая каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом во имя Смоленской иконы Божией Матери.
Секуляризация и ограничение штата
При Екатерине II в 1764 году была проведена секуляризация церковных владений. У монастырей отобрали все населенные вотчины и крепостных крестьян. Из пяти женских монастырей Воронежской епархии епископу Тихону (Соколову) разрешалось сохранить только один. Он выбрал Покровский девичий в Воронеже. Монастырь был отнесен к третьему классу по назначенному ему содержанию, штат определялся в 17 насельниц. На жалованье игуменье Прокле (+ 1771) и хозяйственные нужды выделялось около двухсот рублей. Сверхштатный прием новых обитательниц категорически запретили, даже если речь шла о монахинях упраздненных обителей. В 1764 и 1772 годах в монастырь были переведены монахини упраздненного Усманского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря.
Новых послушниц с 1770-х годов стали принимать при условии взноса значительных средств на будущее пропитание и строительства или покупки ими собственной кельи.
В 1788 году в монастыре началось строительство новой каменной церкви, завершенное вчерне в 1792 году. Она была освящена в 1799 году (по другим данным — в 1803 г.). Главный храм стал теперь именоваться Преображенским с приделами во имя Покрова Пресвятой Богородицы и Смоленской иконы Божией Матери.
К концу XVIII века сверх установленной нормы в монастыре проживали пятьдесят человек. В таком увеличении штата выявились и нежелательные явления. Как отмечалось в историческом очерке Покровского монастыря (1908), вместе с богатыми женщинами здесь стали утверждаться помещичьи и купеческие порядки, появилась многочисленная прислуга, в том числе и мужчины. Особое беспокойство игуменье доставляли находившиеся на послушании и не принимавшие монашеского чина генерал-майорская дочь Екатерина Бехтеева и купеческая дочь Елизавета Придорогина, жившие в собственных домах с прислужницами. Епископы в тяжбах поддерживали монастырских начальниц и даже противились постригу дочерей знатных лиц. Еп. Арсений (Москвин) в предписании четко оговаривал права настоятельницы:
«Игуменья по церковным обрядам есть доверенная особа, есть настоятельница или начальница всех живущих в монастыре; она должна знать всех поведение, нравы, наблюдать порядок монашеской жизни, каковой весьма отличен должен быть от светской жизни не именем, но вещию. А порученные ей обязываются иметь ей послушание, сохранять в послушках кротость и смирение».
Во втором десятилетии XIX века порядок в монастыре был восстановлен. Число послушниц и монахинь продолжало увеличиваться, но теперь они твердо придерживались сестринских обычаев.
Расцвет обители
В середине XIX века Покровский монастырь из-за многолюдства расширил свои пределы и занял всю ту местность, которая была ему отведена в 1702 году. Здесь постоянно росли новые постройки. Весьма деятельной устроительницей внешнего благолепия обители стала игуменья Христофора (Полтавцева). Она украсила своим старанием церковь: оштукатурила ее, расписала внутри, приобрела дорогие облачения и утварь; устроила великолепную колокольню с церковью внутри; возобновила каменную ограду с башнями и монастырские службы. Отыскав источник внутри монастыря, она устроила колодец, что отвлекло монахинь от мирских развлечений, во время хождения за водой за монастырские стены.
В 1872 году Преображенская церковь была капитально отремонтирована и вторично освящена архиепископом Серафимом (Аретинским). Одной из архитектурных особенностей храма являлась отдельно стоящая колокольня. Юрий Успенский видел композиционное единство между монастырской звонницей и колокольней Троицкого Смоленского собора. Он писал:
«Верхние два этажа этой колокольни трактованы совершенно так же, как и у колокольни Троицкого собора, что заставляет предполагать если не одного и того же автора, то близкое ему подражание. Необходимо, однако, заметить, что, если по композиции обе колокольни и являются аналогичными, то по пропорциям колокольня Троицкого собора представляется более выдержанной и элегантной. Самая церковь Покровского монастыря представляет из себя обычный тип барочных, излюбленных Воронежем форм, восьмерика на четверике; но соотношение ширины восьмерика, почти равной нижнему четверику, полукруглый подъемистый купол, высокие полуциркульные окна восьмерика, наконец, ампирная обработка всех фасадов четверика выделяют эту церковь из ряда рассмотренных выше и указывают на ее переходное значение от барокко к ампиру».
В одном из приделов этой церкви хранилась особо чтимая Смоленская икона Божией Матери. По преданию, именно ею в 1623 году митрополит Филарет благословил вновь созданную в Воронеже обитель.
Преображенская церковь считалась холодной, она не отапливалась. К дому игуменьи на подворье примыкала теплая, или зимняя, трапезная церковь во имя Всех Святых Печерских. Она была построена в 1832-1835 годах по проекту крупного петербургского архитектора Авраама Ивановича Мельникова (1784-1854). Сам мастер в Воронеж не приезжал, его замысел был реализован местными строителями.
В 1838 году в Печерской церкви устроили придел во имя святителя Митрофана Воронежского, а в 1842 году — во имя великомученицы Варвары. Главный престол этой церкви и все приделы освящал архиепископ Антоний (Смирницкий). Трапезная церковь чуть ли не каждое десятилетие перестраивалась, расширялась и обрастала пристройками. Сейчас ее остатки превращены в жилой дом (ул. Рабочий городок, 30).
В Печерской церкви имелось немало драгоценных реликвий. Особенно выделялась Казанская икона Божией Матери «старинной живописи». Ее оклад по ценности не имел себе равных в Воронеже: в венец Богоматери были вделаны большой бриллиантовый перстень с гиацинтом в середине, вокруг шли еще двадцать два бриллианта средней величины и два кольца с восемью алмазами. Икона перешла к монастырю в 1887 году по духовному завещанию вдовы надворного советника Марии Михайловны Борисовой. В южную стену церкви был вмонтирован ковчег с частицами мощей 55 святых.
В отдельно стоящей трехъярусной колокольне в 1829 году была устроена небольшая домашняя церковь. Она помещалась над входными воротами. Церковь появилась в память о благотворительности монастырю графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской и посвящалась ее святой покровительнице праведной Анне, матери Богородицы. Богослужение совершалось здесь только в день храмового праздника — 25 июля по старому стилю.
В каменном больничном корпусе, в северной части его второго этажа в 1854 году «иждивением» монахини Аполлинарии (Араповой) была устроена маленькая домовая церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Служба и здесь проходила раз в год – 24 октября.
В начале XX века население монастыря составляло 1017 человек: игуменья, 86 монахинь, 151 послушница, 648 живущих на испытании и 132 обучающихся рукоделиям и грамоте. На подворье Покровского девичьего монастыря помимо храмов стояли еще каменный с мезонином дом игуменьи, при нем каменный флигель, пять построек служебного назначения, в два ряда тянулись кельи. В 1904 году был построен деревянный дом «для общежития», в 1907 году — деревянный дом для привратниц. Монастырю принадлежал странноприимный дом деревянный, на каменном фундаменте, со стороны двора переходящем в жилое помещение. Он был построен в 1868 году и находился на ул. Большой Алексеевской (Пролетарская). По всей видимости, именно в этом доме в 1926 году жил архиепископ Петр (Зверев). Надвратную колокольню с церковью соединял обширный сад.
Монастырь до революции не бедствовал, средства добывались белошвейной работой, вышиванием, доброхотными подаяниями. В 1889 году, к примеру, монастырь получил 1120 рублей по духовному завещанию купчихи А.В. Андроновой (Кольцовой), за поминовение ее и всех родственников.
В монастыре хранился ценный архив, где с XVII века сберегались документы, определявшие его имущественные права и внутреннюю жизнь. Часть материалов была опубликована историком С. Е. Зверевым под заглавием «Древние акты Воронежского Покровского монастыря» (Рязань, 1890). Архив до наших дней не уцелел; на его основе краеведом Павлом Васильевичем Никольским написан исторический очерк «Воронежский Покровский девичий монастырь» (1908).
Внутри монастыря находилось кладбище, земля под которое была отведена в 1771 г. Но, по сведениям «Синодика купцов Елисеевых» (1886), еще в 1757 году здесь была погребена купчиха М.Т. Клемешова. Вообще же монастырское кладбище в конце XVIII века считалось местом упокоения «людей знатных». Так, на кладбище стоял также каменный саркофаг, две аллегорические фигуры на нем поддерживали щит с изображением фамильного герба: здесь покоилась княгиня Анна Урусова, урожденная Ярцова (1767-1791). Рядом со знатными горожанами погребали настоятельниц и насельниц обители.
Закрытие и уничтожение монастыря
В декабре 1918 года новые власти потребовали от монастыря сведения об имеющихся в нем ценностях. Настоятельница игуменья Арсения и ризничая монахиня Нина вскоре представили обстоятельный отчет, в коем значились: четыре священных сосуда весом 12 фунтов 87 золотников, десять ковчегов и дароносиц весом 8 фунтов 48 золотников, девять напрестольных крестов весом 6 фунтов 22 золотника, сорок одна лампада, два кадила, пять Евангелий в окладах… Наибольшую ценность представляли серебряные ризы семидесяти шести икон — 12 пудов 16 фунтов 90 золотников, облачение еще шести икон не было взвешено. В течение нескольких дней марта 1922 года власти изъяли большинство монастырских ценностей: в первую очередь забирали напрестольные кресты, серебряные ризы с окладов икон, драгоценные камни в оправе.
Осенью 1924 года у сестер была отобрана и закрыта Печерская церковь. В ней разместился клуб имени Калинина. Жалоба священников и монахинь на имя самого Калинина действия не возымела. Газета «Коммуна» писала:
«Войдя в него [клуб], не верится, что здесь когда-то была церковь. Вместо икон по стенам висят портреты вождей, а высоко-высоко, под самым куполом, где стоял крест, теперь ярко горит красная пятиконечная звезда…«.
В январе 1925 года на монастырской территории были муниципализированы многие кельи, в них поселились посторонние люди.
В октябре 1925 губернские власти отобрали у монахинь главный храм и передали его новой раскольнической группе. Весьма интересен составленный по этому поводу документ:
«Ввиду того, что автокефалисты, выделившись из религиозной группы верующих тихоновского толка, фактически аннулировали группу и создали взамен ее религиозное общество и что в распоряжении автокефалистов в Воронеже не имеется ни одного молитвенного здания, тогда как в распоряжении тихоновцев имеются 5 церквей, а в распоряжении обновленцев — 16, считать необходимым Покрово-Преображенскую церковь передать в пользование религиозного автокефального общества».
В состав автокефалистов, как это видно из исследования епископа Сергия (Петрова), вошли протоиерей Алексий Попов, протодиакон Симеон Сильченков и его сын диакон Виктор Сильченков. Они и подготовили это решение властей, однако верующие во главе с настоятелем Стефаном Ширкевичем не допустили торжества раскольников и не отдали им храм. Митрополит Владимир (Шимкович) запретил всех автокефалистов в священнослужении и уволил из церкви.
В 1929 году газета «Коммуна» сообщила:
«2 мая был торжественно снят крест с церкви бывшего Девичьего монастыря. Несмотря на то, что монашки и попы распускали бессмысленные слухи и угрожали «божьим гневом», снятие креста привлекло многотысячную толпу. Водружение над куполом красного знамени было встречено дружными аплодисментами».
По преданию, в этот же день скончалась игуменья Покровского монастыря…
Точной даты закрытия монастыря не найдено, но упоминание его в мае 1929 года как «бывшего», похоже, свидетельствует о том, что это произошло как раз в это время.
Из сообщения местного отдела ГПУ в партийные органы в июне 1929 года:
«Закрытие церкви бывшего Девичьего монастыря не прошло гладко благодаря неправильным действиям горсовета. По наказу избирателей горсовет закрыл церковь без утверждения ЦИКа, но потом, видя неправильность в этом, по прошествии двух недель, без уведомления кого бы то ни было из вышестоящих органов, вновь открыл церковь, что церковники использовали для агитации по подрыву авторитета любых постановлений советской власти. Органы ГПУ о закрытии и открытии не уведомлялись«.
В архивно-следственных делах есть упоминания о том, что священники Евгений Марчевский и Иоанн Стеблин-Каменский служили в церкви Покровского монастыря до мая 1929 года. Высланный из Петербурга, Иоанн Стеблин-Каменский (1887 — 1930) священствовал в монастырском храме с 1927 года и какое-то время даже был его настоятелем.
Немало монахинь в 1930-е годы оказались репрессированными по делу архиепископа Петра (Зверева), епископа Алексия (Буя) и другим, столь же фальшивым, делам.
Территория девичьего монастыря быстро ушла под частную застройку. Через нее по направлению к реке прошли две параллельные улицы, названные обе в 1930-е годы Рабочим городком. Кельи и служебные здания были быстро приспособлены под жилье. Преображенская церковь и колокольня исчезли бесследно, произошло это, по всей видимости, еще до войны. На пустыре на углу Солдатского переулка и Рабочего городка еще видны следы одного пилона от въездных ворот. Место, когда-то занятое обителью, нетрудно обнаружить в начале улицы Сакко и Ванцетти. Ориентиром может служить огромный котлован, вырытый в разгар перестройки на месте снесенного Девичего рынка под новый крытый рынок… С севера вдоль ограды проходила Гамовская улица (ныне улица Демократии), с востока — Большая Алексеевская (ныне Пролетарская), с юга и запада — сохранившие свое прежнее название Мало-Смоленская и Солдатский переулок. Все дома внутри этого квартала находятся на монастырской земле. При внимательном изучении там можно отыскать в перестроенном виде до десятка старинных зданий, к примеру — Рабочий городок, дома 32, 34, 36. Где-то здесь был дом настоятельницы. И сейчас еще остатки парка рядом называют садом игуменьи.

Репортаж подготовил Сергей Ольденбургский, фотографии автора

Смотреть все фотографии здесь: https://ok.ru/profile/585737448887/album/974601301431или здесь: https://vk.com/album701006747_296692280