Грядущей осенью выдающемуся литературоведу, автору интереснейших воспоминаний, бывшему декану и парторгу факультета исполнилось бы 100 лет!
Полину Андреевну Бороздину заслуженно называли «легендой филфака». Ему она отдала более полувека, — начиная с 1952 года, когда Бороздина стала преподавателем факультетской кафедры русской литературы. А до этого были три десятилетия жизни, слитые воедино со всей трагической историей СССР. Полина (урождённая Дашкова) появилась на свет 14 октября 1921 г. в селе Перво Касимовского уезда Рязанской губернии, в семье церковного служителя. Это сильно осложняло жизнь его семьи в послереволюционные годы. Вплоть до середины 30-х годов все домочадцы находились на положении «людей второго сорта»: были лишены избирательных прав, обложены высоким налогом. В период коллективизации глава семейства чудом избежал ссылки на Соловки.
Тем не менее, дочь бывшего «лишенца» окончила Касимовское педагогическое училище, и в 1940 году, по распределению, была направлена в Среднюю Азию. Работала учителем русского языка и школьным военруком (!) в аулах Чарджоуской области Туркменской ССР, параллельно поступила на заочное отделение факультета языков и литературы Ашхабадского пединститута. В 1944 году перевелась на очное обучение, устроившись для этого на должность заведующей вузовской библиотекой. Диплом Полина получила в 1946 году.
В те же годы она познакомилась с будущим мужем — Ильёй Николаевичем Бороздиным, известным советским историком-востоковедом, археологом, этнографом, литературным критиком и… бывшим политзаключённым. В 1937 году он получил 10 лет исправительно-трудовых лагерей, но через 6 лет был освобождён досрочно и уехал с Дальнего Востока в Туркмению. Здесь он заведовал кафедрой всеобщей истории Ашхабадского пединститута. Вместе супруги пережили жуткое ашхабадское землетрясение 1948 года. А вскоре после этого они переехали в Воронеж. Мужу было 66 лет, жене 28…
Бороздин стал профессором и завкафедрой всеобщей истории ВГУ, проработав в этой должности 10 лет, до самой смерти в 1959-м. Полина Андреевна с 1950 года преподавала в Воронежском пединституте, а затем перешла на работу в ВГУ. В 1955 г. она защитила кандидатскую диссертацию, посвящённую писателю А.Н.Толстому и его дилогии “Иван Грозный”. Затем, уже в 1970-е, двумя изданиями вышла монография П.Бороздиной «А.Н.Толстой и театр». А потом в круг её научных интересов надолго вошла история многонациональных литератур народов СССР. Итогом многолетних исследований стали «Очерки по истории литератур народов СССР», изданные в 1991 г. Всего же на её счету — более 100 научных и методических работ.
Последние годы Полина Андреевна посвятила увековечению памяти мужа. В 2000 г. в Воронеже была издана написанная ею биография ученого — «Думой весь мир измерил: Жизнь и судьба И.Н.Бороздина». Не забудем и о том, что она передала в дар научной библиотеке ВГУ литературное собрание Ильи Николаевича: более 4 тысяч экземпляров книг, периодики и отдельных оттисков, а также уникальную коллекцию — тысячу с лишним адресованных Бороздину автографов знаменитых деятелей науки и культуры — Бальмонта, Брюсова, Есенина и других.
В начале 2000-х гг. Бороздина опубликовала автобиографическую книгу «От аула до университетской кафедры» и воспоминания о своей встрече и беседе с Б.Пастернаком; в соавторстве с краеведом В.Елецких выпустила книгу «От великого до смешного: Самуил Маршак» (Полина Андреевна хорошо знала Самуила Яковлевича и в своё время вела с ним переписку)…
В некрологе, опубликованном на сайте филфака ВГУ, П.Бороздина названа «хранительницей традиций университетского образования, науки трех веков», а также «создателем уникального, интересного курса по литературе народов России и ближнего зарубежья, который не утратил своего значения и в условиях распавшегося Советского Союза, ибо предметом его была литература, условия бытования и взаимодействия национальных культур».
Вадим ЧУГУНОВ
Смотреть видео с Полиной Андреевной Бороздиной: