Отмечая 70-летний юбилей режиссёра Карена Шахназарова, наши телевизионные каналы несколько раз показали работы замечательнейшего актёра Георгия Буркова, снимавшегося в шахназаровских фильмах. Словно бы вспомнив о 55-летии начала творческой деятельности Буркова в кино, был показан ряд картин с его участием и передача «Острова», ему посвящённая…Теперь уже трудно поверить, что некоторое время тому назад у Адмиралтейской набережной Воронежа стояло легендарное судно под названием «Дунай». Легендарное, потому что послужило базой съемочной группе фильма «Они сражались за Родину». Великолепные артисты снимались там. Среди них, кроме знаменитого режиссёра Сергея Бондарчука, были Вячеслав Тихонов и Нонна Мордюкова, Иван Лапиков и Ангелина Степанова, Николай Губенко, Андрей Ростоцкий, Юрий Никулин, Василий Шукшин… Работал в картине и близкий друг Василия Макаровича – замечательный актёр Георгий Иванович Бурков. На «Дунае» Бурков был последним, кто видел Шукшина живым. Октябрьской ночью 1974 года в своей каюте №10 Василий Макарович скончался. Смерть товарища Георгий Бурков переживал очень тяжело. Часто вспоминая Шукшина, он называл его своим учителем, любимым писателем и режиссёром. Говорил, что именно благодаря Василию Макаровичу его развернуло в литературу и режиссуру, к более высокому уровню ответственности за свою работу… К сожалению, и жизнь самого Буркова оборвалась внезапно, когда ему было 57 лет. Многое он успел, но каким-то планам сбыться так и не удалось.
А начиналось всё в Перми, где студент юридического факультета университета Георгий Бурков пришел в театральную студию. Пришел, да так и остался в театре. Первые его театральные школы были в Перми, Березняках и Кемерово. На провинциальной сцене он работал с 1956 по 1964 год, а в 1965-м его взяли в Московский драматический театр им. Станиславского. Известнейший режиссер Львов-Анохин увидел в Буркове недюжинный талант. Актёр с удивительной органикой, непосредственностью и обаянием, позволявшими ему блистать в разных жанрах, очень скоро выдвинулся в число театральных лидеров столицы. А затем он стал изумлять зрителей своими работами и в кинематографе.
Фильмы «Зигзаг удачи», «Старики-разбойники», «Печки-лавочки», «Калина красная», «Они сражались за Родину», «Подранки», «Степь», «Из жизни отдыхающих», «О бедном гусаре замолвите слово», «Гараж», «Ирония судьбы, или С лёгким паром» и другие сделали Георгия Буркова узнаваемым и любимым актёром страны. В конце 80-х Бурков снял как режиссёр кинокартину «Байка», а ещё раньше поставил спектакль «В стране лилипутов».
По приглашению Олега Ефремова актёр перешёл во МХАТ, где незабываемо работал до 1988 года. Большой популярностью пользовались также его работы на сцене Пушкинского театра. Острохарактерный, комедийный артист выступал успешно и в драматических ролях, часто придавая им неповторимый трагический оттенок. Среди наиболее запомнившихся сценических откровений Георгия Буркова – Прохор Железнов («Первый вариант «Вассы Железновой» по М. Горькому), генерал Панфилов («Волокаламское шоссе» В. Шацкова по ), Микола Задорожный («Украденное счастье» И. Франко), рабочий Бутузов («Так победим!» М. Шатрова), Степан Головлёв («Господа Головлёвы» по М. Салтыкову-Щедрину), Он («Старая актриса на роль жены Достоевского» Э. Радзинского)… Хорошо знавшие Георгия Буркова люди всегда отмечали его подкупающую доброту, искренность, душевность, фантастический талант. Говорили о его страстной любви к книгам, философии, литературе. Появившаяся книга самого Георгия Ивановича «Хроника сердец» эти высказывания в полной мере подтвердила, а заодно и открыла многим Буркова-Личность, Буркова-Человека. Человека, тонко чувствующего, самобытного и, главное, необычайно светлого, щедро дарящего нам радость общения с уникальным талантом.
С Шукшиным Бурков познакомился в 1971 году. Василию Макаровичу порекомендовали артиста на фильм «Печки-лавочки». До этой картины они не были знакомы. С первых же дней общения они прониклись уважением друг к другу и вскоре стали друзьями. После ухода Шукшина Георгий Иванович продолжал писать ему письма. Разбирая архив мужа, Татьяна Буркова среди множества этих дружеских посланий наткнулась на такую запись: «Должен признаться, что после смерти Шукшина у меня нет друзей».
Супруга Георгия Буркова в одном из интервью говорила так: «Георгий был большим ребёнком, живущим вне быта. Он не любил ходить в рестораны, не любил магазины, не любил ездить за границу – ему там было неуютно и скучно. Сидел больше в номере, писал, читал. Что он носит, что он ест, его мало заботило… Он никогда не был особенно веселым человеком. Он был с юмором и иронией по отношению к себе. Никогда не занудствовал, не говорил про болезни… Он был философ. Дома держал замечательную библиотеку… Бондарчук помог ему с квартирой, и он переехал на Фрунзенскую набережную, где у него появился свой кабинет. Там он в последнее время много работал».
Жизнь талантливейшего актёра оборвалась 19 июля 1990 года. Георгия Ивановича Буркова похоронили на Ваганьковском кладбище. Крест на его могиле сделан из того же куска гранита, что и памятник Василию Макаровичу Шукшину на Новодевичьем.
P.S. На перестроечной волне, во время развала советского государства, когда всячески шельмовали нашу историю 20-го века, многие усилия «перестройщиков» были брошены на антисоветскую пропаганду и всяческие измышления. Активно рассказывали тогда «правдолюбы» во всевозможных СМИ об ужасах «тоталитарной» системы, соревнуясь друг с другом в публикациях всяческих «фактов» (являющихся либо фантазиями, либо откровенным враньём). Пострадали из-за этих откровений многие герои прошлых лет. Вещатели, как будто забыв о нашей грандиозной Победе в Великой Отечественной войне (там, где СССР воевал против сил объединённого Запада, не гнушавшихся ничем, – подлых и кровожадных), о войне холодной, переходившей в провокации и военные столкновения с нами в 50-е – 80-е годы (от Кореи до Вьетнама и Афганистана), о выдающихся успехах СССР во всех областях своей жизни и победной поступи, сделавшей страну ведущей Мировой державой, – без устали твердили всем о нашем «тоталитаризме», о кознях КГБ и КПСС. Среди других ужастиков пытались раздуть тогда же и историю смерти Шукшина, приписывая её Службе Госбезопасности страны. Промывание мозгов было мощным, изощрённым, наступательным и безапелляционным. Уверяли, что и Бурков увидел в кончине Василия Шукшина заговор соответствующих структур… Черту слухам и стенаниям подвёл известнейший актёр и режиссёр Николай Губенко, также друживший с Василием Макаровичем и находившийся с ним рядом до последних дней. Он назвал все домыслы нелепыми и несостоятельными, распускаемыми с известной целью, поведав о больном сердце друга и плохом самочувствии его во время нелёгких съёмок…
подготовил Владимир Межевитин