Не перестаёшь удивляться работе некоторых отечественных СМИ. С утра до вечера они перечисляют нам подробности того, что вещают деятели Запада об истории нашей страны и положении дел в сегодняшней России, и тем более о военной операции на Украине (которую западные «партнёры» сами подготовили и спровоцировали). Хотя уже давно понятно: комментарии европейских политиков, утративших самостоятельность и изощряющихся в русофобии и антисоветизме, напоминают «откровения» либо отъявленных лицемеров, либо сходящих от нагнетаемой истерики с ума людей. Часами демонстрируя монологи политических марионеток и объясняя фейки антироссийской зарубежной пропаганды, забывают родные СМИ напоминать нам о героях прошлых лет, и в частности – героях войны Отечественной, биографии которых могли бы быть примером для всех, кто Великой войны не помнит и уроков её, равно как и людей, обеспечивших Победу в ней. Об одном из Маршалов Победы, которому недавно исполнилось 125 лет со дня рождения, хотелось бы сегодня сказать.

КИРИЛЛ АФАНАСЬЕВИЧ МЕРЕЦКОВ – советский военачальник, Маршал Советского Союза (1944), Герой Советского Союза (1940). Кавалер Ордена «Победа» (1945). Член РСДРП(б) (КПСС) с 1917 года. Член ЦРК (Центральной ревизионной комиссии) КПСС (1956 – 1961).

Родился будущий маршал 7 июня 1897 года в деревне Назарьево Зарайского уезда Рязанской губернии в крестьянской семье. Начальное образование получил, окончив четыре класса земской школы. В 1909 году в возрасте 12 лет начал трудовую деятельность, работая на различных заводах и фабриках Москвы и Владимирской губернии. После Февральской революции избран секретарём ячейки комитета РСДРП(б), а уже в июле 1917 года стал начальником штаба уездной Красной гвардии. В 1918-м Мерецков вступает в Красную Армию и отправляется на Восточный фронт в должности комиссара отряда владимирских рабочих. После ранения был направлен на учёбу в Военную академию РККА при Генеральном штабе. Проходил службу начальником штаба в 1-й Томской кавалерийской и в 9-й Донской стрелковой дивизиях.

В 1924 году получил назначение в Московский военный округ, где на разных командных и штабных должностях проработал восемь лет. В 1928-м получил свою первую награду – орден Красного Знамени. С 1932 по 1935 годы Мерецков командовал штабом Белорусского военного округа, а в начале 1935-го он был назначен на такую же должность в Дальневосточную армию. В 1936 – 1937 годах находился в Испании в качестве военного советника. За свою деятельность в Испании получил второй орден Красного Знамени и орден Ленина. По возвращении в СССР Мерецков был повышен до заместителя начальника Генерального штаба РККА. В 1938 году он командовал Приволжским, а в 1939-м Ленинградским военными округами. В том же году Мерецков по совместительству возглавлял 7-ю армию во время советско-финской войны. За прорыв линии Маннергейма и взятие Выборга в марте 1940 года он был удостоен звания Героя Советского Союза, а уже в июне получил воинское звание «генерал армии» и должность наркома обороны СССР.

В августе 1940 года Мерецков назначен начальником Генерального штаба РККА, но в январе 1941-го его на этом посту сменил Жуков, и он вернулся на предыдущую должность наркома обороны. На второй день советско-германской войны 23 июня 1941 года Мерецков был арестован по подозрению в антисоветском заговоре и помещен в Лефортовскую тюрьму. В августе он из мест заключения написал письмо Сталину с просьбой отправить его на фронт. В начале сентября Мерецков был освобождён и возглавил 7-ю армию, которой командовал во время финской кампании. В ноябре 1941-го стал командиром 4-й армии и принял участие в Тихвинской наступательной операции, в результате которой была предотвращена полная блокада Ленинграда и соединение немецких войск с финскими. В декабре 1941-го был создан Волховский фронт, а Мерецков назначен его командующим.

В начале 1942 года силами фронта была предпринята попытка прорыва блокады Ленинграда путём проведения Любанской операции. Она закончились неудачно – уничтожением 2-ой ударной армии, а её командующий, генерал Власов, сдался в плен. Прорвать блокаду удалось в январе 1943 года в ходе операции «Искра», за её проведение Мерецков получил орден Суворова 1-й степени. После упразднения Волховского фронта он возглавил Карельский фронт, силы которого в течение 1944 года в Свирско-Петрозаводской и Петсамо-Киркенесской операциях разбили финские и немецкие части. Были освобождены Карелия, советское Заполярье, север Норвегии, а Финляндия вышла из войны. В октябре 1944-го Мерецкову было присвоено звание Маршала СССР, а в ноябре он был награждён третьим по счёту орденом Ленина и вторым орденом Красного Знамени. По окончании войны с Германией отбыл на Дальний Восток, где возглавил Приморскую группу войск.

В июле 1945-го стал командующим 1-м Дальневосточным фронтом в Маньчжурии. За весомый вклад в победу над Японией в сентябре 1945-го Мерецков был награждён орденом «Победа». После войны последовательно командовал военными округами в разных частях страны. В 1954 – 1955 годах был начальником Высших стрелково-тактических курсов командного состава «Выстрел». С 1955 по 1964 годы Мерецков – помощник министра обороны по высшим военно-учебным заведениям. С 1964 – генеральный инспектор Группы Генеральных инспекторов МО СССР.

Среди почётнейших наград маршала Мерецкова:

медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (1940);

орден «Победа» (№ 18, 1945);

семь орденов Ленина (1937, 1940, 1944, 1945, 1947, 1957, 1967);

орден Октябрьской Революции (1968);

четыре ордена Красного Знамени (1928, 1938, 1944, 1947);

два ордена Суворова I степени (1943, 1944);

орден Кутузова I степени (1944);

орден «Легион почёта» степени Главнокомандующего (США, 1946);

орден Государственного флага I степени (КНДР, 1948).

Умер маршал 30 декабря 1968 года. Его прах был захоронен в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве. Имя Мерецкова носят улицы и площади во многих городах России. В 1976 году на его малой родине, в городе Зарайске Московской области, ему был установлен памятник в виде гранитного бюста.

Известен Кирилл Афанасьевич Мерецков как автор книг: «На службе народу. Страницы воспоминаний» (Москва, Политиздат, 1968, 1988), «Моя юность» (Москва, Молодая гвардия, 1970, 1975), «Неколебимо, как Россия» (Москва, Политиздат, 1965).

В нашей газете мы обращались и будем продолжать обращаться к биографиям геройски сражавшихся на полях боёв воинов (и, конечно же, прославленных полководцев) – защитников и освободителей не только нашего государства, но и многих других стран, отдавая дань памяти и славе предков, видя в этом Гражданский долг потомков, появившихся на свет и живущих благодаря их подвигам и беззаветной любви к Родине.

                         * * *

Нам надо помнить всё: Великую войну

И поступь громогласных пятилеток,

Парады, фейерверки… костыли,

Шагающие в ногу напоследок.

 

Нельзя забыть побед, цены утрат

И сгинувших в болотах и окопах,

Под Красным Знаменем поверженный Рейхстаг,

Кресты фашистов, прикрывающихся Богом.

 

И в памяти всему найти черёд:

Всем, спасшим нас, всем маршалам, солдатам

И ужасам сегодняшнего дня,

Нас настигающим иль прячущимся рядом.

 

Понять, что нынешнее тянет нас в ничто,

Зовёт уснуть без памяти и воли…

Но прошлым дышим мы, волнуемся душой –

А значит, и живём, превозмогая боли.

 

Героев помнить нам удел счастливый дан

И говорить о них, ушедших в вечность, павших,

Про кровь их, подвиги – начало всех начал –

Слова любви и поклоненье наше.

                             * * *

Иконостас не из икон, а из портретов

Советских маршалов нам нужен в каждый дом.

И жить бы надо, помня их заветы,

Под светом Красных Победительных знамён.

 

Благодаря Победам, жертвам предков –

Мы живы и живём наперекор всему,

Хоть предаём их подвиги нередко

И разрушаем с ними общую судьбу.

 

В идеи веря равенства и братства,

В войне Великой победили те врага,

И потому, превозмогая святотатство,

Должны портреты их быть с нами навсегда,

 

Пока ещё не потеряли совесть

Мы окончательно, предав отцов Союз,

Историю Побед не превратили в «новость»

Иль в анекдот с названьем «Gott mit uns!»

 

Пока совсем не превратились в недоумков,

В татуированных завистливых хапуг,

Идя на поводу предательств и проступков,

Где каждый каждому уже не брат, не друг…

 

Иконостас не из икон, а ликов предков

Необходим сегодня в каждый дом –

Простых солдат и маршалов Победы –

Священным рядом героических имён.

      материал  подготовили  Владимир Межевитин,

Сергей Ольденбургский