То, что сегодня происходит на Ближнем Востоке. Это преступление Израиля против Палестины. Давайте назовём вещи своими именами. Это убийство детей, женщин и стариков в секторе Газа! И нет тому оправдание, и нет слов, которые могли бы объяснить человечеству — за что должны нести  коллективную ответственность дети?!

Во всех городах мира мы видим многотысячные митинги поддержки Палестины, прекращения обыкновенного геноцида, направленного против населения! Воронеж, пока не проявляет активности. Понимаю, что наше население сегодня обеспокоено войной на Украине, нашей СВО.

Позволю себе напомнить и дать историческую справку по этой ситуации в Израиле:

Государство Палестина

Госуда́рство Палести́на (араб. دولة فلسطين), частично признанное государство на Ближнем Востоке. Формирование Государства Палестина предусмотрено решениями ООН. Независимость провозглашена 15 ноября 1988 г. (СССР признано 18 ноября 1988).

Общие сведения

Территория Государства Палестина состоит из двух частей – сектора Газа (СГ) и Западного берега реки Иордан (ЗБРИ), – разделённых территорией Израиля и не имеющих общих границ. Сообщение между СГ и ЗБРИ осуществляется сухопутным путём через Израиль, либо через соседние государства – Египет (для СГ) и Иорданию (для ЗБРИ). С учётом сохраняющегося режима оккупации Израиль контролирует территориальные воды СГ, воздушное пространство обеих частей, а также наземные границы и пограничные переходы.

СГ граничит на севере и востоке с Израилем, на юго-западе – с Египтом. Общая протяжённость сухопутных границ СГ – 72 км, в том числе с Израилем 59 км, с Египтом 13 км (2020). СГ омывается водами Средиземного моря, общая протяжённость береговой линии – 40 км (2020). ЗБРИ на севере, западе и юге граничит с Израилем, на востоке – с Иорданией (по реке Иордан). Общая протяжённость границ ЗБРИ составляет 478 км.,  в том числе с Израилем 330 км, с Иорданией 148 км (2020). Площадь территории 6020 км2, в том числе ЗБРИ 5655 км2, СГ 365 км2 (2020).

Численность населения (без учёта еврейских поселенцев) свыше 5 млн. человек (2020; около 4,8 млн. в 2017, перепись).

Временный центр размещения органов управления Государства Палестина – Палестинской национальной администрации (ПНА) – расположен в г. Рамалла. После завершения процесса палестино-израильского урегулирования и окончательного определения границ Государства Палестина постоянной столицей должен стать Восточный Иерусалим.

Официальный язык – арабский. Денежная единица – новый израильский шекель, на ЗБРИ распространён иорданский динар.

По состоянию на 2020 г. ЗБРИ разделён на три зоны: зона A – полный силовой и гражданский контроль со стороны ПНА (крупные палестинские города); зона B – палестинский контроль в гражданских делах и совместный с Израилем контроль в сфере безопасности (окрестности городов, отдельные населённые пункты); их окружает зона C с полным контролем Израиля (пограничные районы с Иорданией, израильские военные базы и гражданские поселения, природные заповедники, побережье Мёртвого моря). Восточный Иерусалим с преимущественно арабским населением признаётся международным сообществом частью оккупированных палестинских территорий (ЗБРИ), но формальная юрисдикция ПНА на него не распространяется. С 2006–2007 гг. в отношении СГ Израилем введена полная блокада, в 2007 г. СГ фактически обособился от ЗБРИ.

Государство Палестина на ноябрь 2020 г. имеет дипломатическое признание со стороны 138 государств – членов ООН. Остальными 55 государствами – членами ООН Государство Палестина не признаётся, в том числе Израилем, большей частью государств Западной Европы, Азии и Океании, крупнейшими странами Северной Америки.

Страна является наблюдателем в ООН, состоит в ЮНЕСКООрганизации исламского сотрудничества (ОИС), Лиге арабских государств (ЛАГ), «Группе 77» и некоторых других международных организациях.

Заяц Дмитрий Викторович

Государственный строй

Органы власти

Государство Палестина – государственное образование, провозглашённое путём принятия Палестинской декларации о независимости на сессии палестинского Национального совета 15 ноября 1988 г. в г. Алжир. Основой палестинской государственности считается Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 г. № A/RES/181 (II).

В 1994 г. образована Палестинская национальная администрация как временный административный орган до урегулирования палестино-израильского конфликта. Однако ввиду его незавершённости Палестинская национальная администрация действует как орган самоуправления и представляет собой прототип правительства.

В 2002 г. подписана и принята Конституция Государства Палестина. Данный документ призван выполнять роль конституции до учреждения Государства Палестина. В 2003 и 2005 гг. в данный документ внесены поправки.

Согласно тексту Конституции, Государство Палестина является частью большого арабского мира, а палестинский народ – частью арабской нации. В Государстве Палестина провозглашена официальная религия – ислам, а принципы исламского шариата – основным источником законодательства. Система управления Государства Палестина характеризуется как демократическая парламентская, основанная на политическом и партийном плюрализме. Учредительный документ провозглашает осуществление государственного управления президентом Палестинской национальной администрации, правительством и парламентом.

Президент (председатель) Палестинской национальной администрации является главой государства и главнокомандующим вооружёнными силами. Он представляет государство во внешних отношениях, осуществляет защиту конституции как высшего закона. Он наделён полномочиями обнародовать законы, осуществлять помилование или смягчение приговора, издавать декреты, имеющие силу закона.

Президент избирается на всеобщих и прямых выборах палестинским народом на срок 4 года. Президент наделён правом выдвижения своей кандидатуры на должность на второй срок, если он не будет занимать пост более двух сроков подряд. Кандидатом в президенты может стать гражданин Государства Палестина не моложе 40 лет, пользующийся в полном объёме гражданскими и политическими правами.

Президент назначает премьер-министра и уполномочивает его сформировать правительство. Премьер-министр наделён полномочиями по созыву правительства и формированию его состава, изданию необходимых решений в пределах своей компетенции, подписанию и изданию постановлений, утверждаемых правительством. Премьер-министр подотчётен президенту за свои действия и за действия правительства.

Парламент представлен одной палатой – Палестинским законодательным советом, осуществляющим законодательные и надзорные функции. Он состоит из депутатов, избираемых на всеобщих выборах сроком на 4 года.

Исполнительную власть осуществляет правительство – Совет министров – высший исполнительный и административный орган. На правительство возложена ответственность за реализацию программ, одобренных Палестинским законодательным советом. Совет министров состоит из премьер-министра и министров, которых не может быть более 24. К полномочиям Совета министров относится разработка и осуществление общей государственной политики, подготовка плана бюджета для представления в Палестинский законодательный совет, обеспечение исполнения законов, надзор за выполнением министерствами своих полномочий и др.

Судебная власть в Государстве Палестина является независимой и осуществляется судами разных видов и уровней. Конституция провозглашает создание Высшего судебного совета, правовой статус которого должен определяться законом; Высшего конституционного суда, который полномочен рассматривать конституционность законов, осуществлять толкование основного закона и законодательства в целом, а также разрешать отдельные категории споров.

Также в государстве провозглашается образование шариатских судов для рассмотрения вопросов, регулируемых шариатским правом; военных судов по военным делам; административных судов для рассмотрения административных споров и споров по искам, связанным с дисциплинарными нарушениями.

В настоящее время Государство Палестина не обладает всеми признаками государства: не имеет суверенитета, сформированных органов государственной власти, армии, определённой территории.

Костина Кристина Алексеевна

Исторический очерк

Предыстория формирования и создание Государства Палестина

Идеи образования на территории исторической Палестины, находившейся под управлением Великобритании в рамках системы мандатов, единого государства исходили как от представителей арабской общины, организованной с 1936 г. в Верховный арабский комитет, так и от британской администрации, с конца 1930-х гг. планировавшей реализовать поэтапную программу предоставления Палестине независимости (что было отражено, в частности, в «Белой книге» М. Макдоналда 1939, посвящённой проблемам подмандатной Палестины).

29 ноября 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию № 181(II), согласно которой британский мандат упразднялся, а на его месте должны были быть сформированы еврейское и арабское государства. Тем не менее после провозглашения независимости Израиля в 1948 г. часть территорий, согласно резолюции выделенная под образование арабского палестинского государства, была оккупирована израильскими войсками, другая была занята Египтом и Иорданией (в 1967 по итогам Шестидневной войны все палестинские территории перешли под израильский контроль). За этим последовала длительная вооружённая борьба различных палестинских организаций [наиболее значимой из которых стала Организация освобождения Палестины (ООП) и доминировавшее в ней движение ФАТХ во главе с Я. Арафатом] против израильской оккупации.

Внешнее и внутреннее сопротивление израильскому контролю над арабской частью Палестины, а также дерадикализация ООП привели к началу палестино-израильского мирного процесса в 1990-х гг., подписанию соглашений Осло I и Осло II в 1993 и 1995 г. соответственно. На основе этих соглашений на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ) и в секторе Газа власть была в ограниченном объеме передана Палестинской национальной администрации (ПНА), в которой основные позиции заняла ООП.

Дальнейший процесс палестино-израильского урегулирования замедлился в силу наличия непреодолимых разногласий по вопросам, включающим возвращение палестинских беженцев, израильские поселения в секторе Газа и на ЗБРИ, израильский военный контроль над арабскими территориями и статус Восточного Иерусалима. Ситуация осложнилась в 2005–2007 гг. из-за перехода власти в секторе Газа к радикальному исламистскому движению ХАМАС, выступающему против любого диалога с Израилем. Учитывая стагнацию в палестино-израильских отношениях, к 2012–2013 гг. руководство ООП выразило готовность провозгласить полноценную палестинскую государственность в одностороннем порядке.

5 января 2013 г. глава ПНА М. Аббас издал указ, окончательно закрепляющий термин «Государство Палестина» во всех официальных источниках. 138 стран – членов ООН (включая РФ) признали палестинскую государственность. 2014 г. был провозглашён ООН Годом солидарности с народом Палестины.

Изменение названия повлекло за собой смену паспортов, печатей, бланков и выпуск новых почтовых марок. Обновление символики вызвало противодействие Израиля, в результате было принято решение, что реформы затронут только документацию, используемую на палестинских территориях, но не повлияют на вид документов, необходимых для пересечения границы с Израилем. Первым государством, поддержавшим палестинскую администрацию в изменении её официального названия и символики, была Турция, после чего статус турецкой миссии был повышен до посольства.

В рамках укрепления международного положения Государство Палестина 1 апреля 2015 г. присоединилась к Римскому статуту и признала юрисдикцию Международного уголовного суда (МУС), в результате чего она распространилась на территории сектора Газа и ЗБРИ. С этого момента ПНА неоднократно предпринимала попытки инициировать в МУС рассмотрение предполагаемых военных преступлений Израиля в ходе операции «Нерушимая скала», проведённой в секторе Газа летом 2014 г. 3 марта 2021 г. прокурор МУС Ф. Бенсуда объявила о начале расследования ситуации в Государстве Палестина.

Борьба между ФАТХ и ХАМАС и попытки создания коалиционного правительства

Признание палестинской государственности породило дискуссии о необходимости изменения Основного закона, принятого Законодательным советом в 1997 г. и ратифицированного Я. Арафатом в 2002 г. в качестве первой части будущей постоянной Конституции Государства Палестина. Ввиду сложностей при принятии поправок 2003 и 2005 гг., вводивших сначала смешанную, а затем пропорциональную систему выборов, от изначального варианта закона было решено отказаться. Также не была пересмотрена система государственного управления, согласно которой во главе государства находится президент, обладающий ключевыми полномочиями в сфере внешней и оборонной политики, а также ограниченными функциями в области законодательной власти. Он избирается прямым голосованием на четырёхлетний срок с возможностью однократного переизбрания. Президент назначает главу правительства, он вместе с Советом министров составляет исполнительную ветвь власти. Члены правительства постоянно заседают в Рамалле, представительство интересов в секторе Газа осуществляют заместители министров и генеральные директора государственных ведомств. Законодательный совет состоит из 132 депутатов, избираемых на четырёхлетний срок. Отдельный президентский указ предписывает включение в депутатский корпус представителей христианской общины и женщин. Несмотря на то что именно данный орган формально представляет собой высшую законодательную власть, в действительности имеет место пересечение его полномочий с расположенным в Аммане Национальным советом при ООП, избираемым Исполнительным комитетом организации на двухлетний срок. Разногласия по поводу состава органов власти, избирательной системы и процедуры составляют одну из основ межпалестинских противоречий.

Враждующие палестинские фракции предпринимали несколько попыток добиться примирения и создания коалиционного правительства. 3 мая 2011 г. ФАТХ и ХАМАС подписали Каирское соглашение, предписывавшее создать временный Кабинет министров, который должен был заниматься решением социальных и административных проблем, возникших в период раскола, содействовать унификации институтов власти в секторе Газа и на ЗБРИ, обеспечивать условия для восстановления сектора Газы и снятия с него блокады, а также вести подготовку к проведению всеобщих выборов президента, депутатов Законодательного и Национального советов Государства Палестина. Стороны согласились создать на консенсусной основе Центральную избирательную комиссию. Голосование было назначено на май 2012 г., но не состоялось ввиду того, что фракции не смогли договориться по ряду принципиальных вопросов, включающих регистрацию новых кандидатов, характер отношений с Израилем и сохранение за ХАМАС полномочий по контролю над сектором Газа.

Палестинские фракции вновь подтвердили обещания по созданию правительства единства в рамках соглашений, подписанных в Дохе и Каире в феврале и мае 2012 г. соответственно. Однако дальнейшие переговоры зашли в тупик, и в июне 2013 г. М. Аббас назначил правительство ЗБРИ во главе с Р. Хамдаллой. Последний сменил на посту С. Файяда, который проводил политику экономического развития ЗБРИ, смягчения конфронтации с Израилем. В 2009 г. С. Файяд выдвинул свой проект построения палестинского государства через развитие и укрепление институтов государственной власти. Его деятельность пользовалась популярностью за рубежом, поскольку политик выступал за мирное урегулирование противоречий с Израилем, однако вызывала недовольство местного населения из-за проведения достаточно жёсткого экономического курса на фоне экономического кризиса в Государстве Палестина, нараставшего с 2011 г.

В течение 2014 г. ХАМАС и ФАТХ подписали серию соглашений о примирении в секторе Газа и Каире, на основании которых 2 июня того же года было сформировано правительство единства, включавшее 16 министров (11 на ЗБРИ и 5 в секторе Газа). При формальной независимости состава Кабинета министров большая его часть считалась сторонниками М. Аббаса. Премьер-министром продолжил оставаться Р. Хамдалла. Последовавшее за этим военное противостояние Израиля и ХАМАС летом 2014 г. замедлило работу нового Кабинета министров и подготовку к всеобщим выборам. Первое совместное заседание правительства прошло в секторе Газа 9 октября 2014 г., но уже в ноябре ХАМАС пригрозил вотумом недоверия и обвинил ФАТХ в отсутствии реальных шагов по восстановлению сектора Газа после конфликта с Израилем, срыве выплат заработной платы гражданским служащим. Также группировка была недовольна тем, что вместо Министерства по делам заключённых в составе правительства была создана комиссия, курирующая данный вопрос под контролем ООП. 17 июня 2015 г. правительство единства подало в отставку, ссылаясь на неспособность выполнять возложенные на него функции, однако ХАМАС денонсировал это решение, поскольку оно было принято в одностороннем порядке. В июле того же года М. Аббас провёл перестановки в Кабинете министров, что усугубило внутрипалестинский раскол. Высший административный комитет в секторе Газа в 2016 г. назначил новых чиновников, осуществляющих контроль над сектором, фактически сформировав новое правительство сектора Газы.

В октябре 2017 г. ХАМАС и ФАТХ при посредничестве Египта вновь провели переговоры в Каире, по итогам которых предполагалось, что сектор Газа перейдёт под контроль Рамаллы в декабре того же года. Договорённости вновь не были реализованы, а дальнейшие переговоры зашли в тупик. ХАМАС упразднил Высший административный комитет, первоначально созданный для содействия национальному примирению. Фактическое правительство под руководством ХАМАС продолжило управлять сектором. На этом фоне М. Аббас начал вводить санкции против сектора Газы в виде сокращения фонда заработных плат: государственным служащим выплаты были урезаны на 30 %, многих досрочно отправили на пенсию. Прекратилось перечисление средств Израилю для оплаты электроснабжения сектора. Сбой поставок электроэнергии из Израиля, который покрывает порядка 70 % потребностей сектора, привёл к остановке опреснительных сооружений, что спровоцировало перебои с водой. Это повлекло за собой протесты местного населения против центральной власти в Рамалле. Для снятия санкций ХАМАС обращался в Лигу арабских государств (ЛАГ). Правительство во главе с Р. Хамдаллой продолжило выполнять обязанности до апреля 2019 г. при сопротивлении ХАМАС. В марте 2018 г., во время посещения премьер-министром церемонии открытия водоочистительной станции в северной части сектора Газа, на него было совершено покушение.

В апреле 2019 г. М. Штайе возглавил 18-е палестинское правительство на ЗБРИ, куда были включены 23 министра, представляющие ООП и независимые палестинские фракции. Задачами нового премьер-министра стали достижение национального примирения и проведение всеобщих выборов на всех палестинских территориях, включая Восточный Иерусалим, создание легитимного присутствия централизованной власти в секторе Газа, защита и восстановление в правах палестинских беженцев, обеспечение экономического роста. В ноябре 2019 г. М. Аббас обозначил, что готов на проведение всеобщих выборов с допуском на них ХАМАС, но только в том случае, если голосование охватит Восточный Иерусалим.

В 2020 г. ХАМАС и ФАТХ сообщили о начале нового раунда переговоров по преодолению противоречий и провели несколько консультаций в Египте и Турции. В Стамбуле 24 сентября 2020 г. была подписана декларация, предусматривавшая проведение в течение полугода выборов президента и депутатов Законодательного совета, а также совместное сопротивление плану США по ближневосточному урегулированию, продолжению израильской поселенческой политики и процессу нормализации отношений Израиля с другими государствами Ближнего Востока, занимающими умеренную позицию по палестинскому вопросу. Указом от 15 января 2021 г. М. Аббас назначил на 22 мая того же года голосование в Законодательный совет, выборы президента были запланированы на 31 июля. Представители палестинской администрации в Рамалле сообщили об отправке Израилю серии запросов на организацию голосования в Восточном Иерусалиме, которые остались без ответа. На этом основании М. Аббас 29 апреля 2021 г. отложил выборы на неопределённый срок. По другой версии, отказ от голосования был спровоцирован высокими рисками отстранения от власти главы ПНА, чего опасались как его сторонники на палестинских территориях, так и представители Израиля и международные посредники, стремившиеся не допустить прихода к власти более радикальных сил, несклонных к мирному урегулированию. Усугубил положение М. Аббаса раскол в ФАТХ – намерение создать собственный предвыборный список выразил племянник Я. Арафата, член ЦК фракции Н. аль-Кудва. В условиях отказа от выборов в секторе Газа и на ЗБРИ началось преследование оппозиционных политических сил и СМИ.

После эскалации столкновений между Израилем и палестинскими группировками в секторе Газа в мае 2021 г. М. Аббас предложил перезапустить переговоры о национальном примирении, но не встретил поддержки со стороны ХАМАС, который после прекращения огня с Израилем задумался над укреплением позиций на ЗБРИ. Дальнейшая работа над межпалестинским примирением была продолжена египетскими посредниками на двусторонней основе, однако процесс урегулирования вновь зашёл в тупик к июню 2021 г. Принципиальные возражения со стороны ХАМАС вызвало предложение ФАТХ о создании правительства национального единства без переходного правительства, которое взяло бы под контроль исполнительную власть и провело подготовку к выборам, руководство сектора Газы выразило несогласие с умеренной позицией ФАТХ в отношении Израиля.

Отношения с Израилем и их влияние на политическое развитие Государства Палестина

На внутреннюю ситуацию в Государстве Палестина большое влияние оказывает динамика палестино-израильского конфликта. В июле – августе 2014 г. в ответ на похищение и убийство палестинскими боевиками трёх израильских подростков и последующие ракетные обстрелы Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) начала операцию «Нерушимая скала», включавшую воздушную и наземную фазы. Она привела к серьёзным разрушениям в секторе и большим потерям среди местного гражданского населения. Операция замедлила начало работы правительства национального единства, а в дальнейшем спровоцировала между его членами и ХАМАС разногласия по вопросам восстановления сектора. В октябре 2014 г. для поддержки сектора Газы в Каире была созвана международная конференция стран-доноров, на которой Государству Палестина было решено выделить более 5 млрд долл. Израиль возобновил прерванное на фоне конфликта электроснабжение, а также разрешил ввоз строительных материалов. Однако между Рамаллой и сектором Газа начался конфликт из-за того, куда именно должны перечисляться средства. Позднее высокопоставленные представители ПНА обвинили ХАМАС в незаконном присвоении части денег. Также данные, собранные в рамках операции израильской общей службой безопасности Шабак, показали, что палестинские группировки из сектора Газы готовились к захвату власти на ЗБРИ через создание и расширение своих ячеек в крупных городах, включая Рамаллу, Восточный Иерусалим, Хеврон, Наблус и Дженин. В ходе антитеррористических рейдов израильских сил безопасности было задержано порядка 90 боевиков и изъяты крупные партии оружия. По мнению израильской стороны, их предполагалось использовать для организации протестов, которые должны были перерасти в третью интифаду. На её фоне ХАМАС надеялся поставить под свой контроль все палестинские территории и добиться отстранения от власти М. Аббаса.

Поскольку летом 2014 г. палестинские группировки в секторе Газа активно использовали подземные туннели для переброски на территорию Израиля оружия и боевиков, в 2017 г. в Израиле началось строительство подземного барьера с датчиками, позволяющими выявить строительство новых туннелей. Возведение 40-метровой приграничной подземной стены было завершено в марте 2021 г. Возражение со стороны сектора Газа вызывает как политика Израиля по укреплению границы, так и то, что подобную практику берёт на вооружение Египет, который начал возведение аналогичного израильскому приграничного барьера в 2009 г., а в 2020 г. было принято решение о продолжении работ.

В 2015–2016 гг. Израиль столкнулся с серией атак, получившей название «интифада ножей» или «интифада одиночек». Она характеризовалась нападениями этнических арабов на евреев прежде всего в городах со смешанным населением, приграничных населённых пунктах и поселениях в Иудее и Самарии (ЗБРИ). ХАМАС в этих условиях пытался добиться укрепления своих позиций на всех палестинских территориях, на фоне чего поддерживать насилие стали и представители ПНА, в том числе делегация Государства Палестина в ООН, которая охарактеризовала вспышки насилия как результат религиозного конфликта на Храмовой горе.

Столкновения израильских поселенцев с палестинцами в районе Шейх-Джеррах после обнародования плана выселения последних, а также беспорядки на Храмовой горе в завершающий период Рамадана в сочетании с отменой выборов привели к началу нового витка конфликта в мае 2021 г. В этот период ХАМАС пытался инициировать сопротивление не только в секторе Газа, но и в Восточном Иерусалиме, а также укрепить свои ячейки на ЗБРИ, ссылаясь на то, что ПНА не исполняет своих обязанностей по руководству сопротивлением израильской оккупации, защите Иерусалима и отстаиванию интересов палестинского населения на международной арене. В ходе столкновений вновь был нанесён значительный ущерб инфраструктуре сектора Газы, а также была усилена её блокада. При вмешательстве международных посредников удалось согласовать режим прекращения огня, однако вновь стал актуальным вопрос о восстановлении сектора Газы и о том, под чьим контролем оно должно вестись.

Помимо внутренних противоречий с ФАТХ, ХАМАС противодействует в секторе Газа радикальным исламистским группировкам, связанным с запрещёнными в РФ организациями Аль-Каида и «Исламское государство». Недовольство ХАМАС вызывает то, что они дискредитируют палестинцев похищениями и убийствами западных журналистов, а также инициируют столкновения с Израилем в периоды, когда власти сектора Газа пытаются вести с международными посредниками переговоры, направленные на улучшение экономической ситуации в секторе.

Якимова Елизавета Александровна

Материал подготовил Сергей Ольденбургский