(к 110-летию со дня рождения заслуженной артистки России)

Поклонники воронежской «Драмы» имени Алексея Кольцова хорошо помнят, как актриса Вера Яковлевна Романцева (1912 – 1995) появилась на сцене театра. Произошло это в 1966 году. Вера Яковлевна была приглашена в Воронеж с мужем, Н.В. Дубинским, из Красноярска руководителем Кольцовской сцены Петром Львовичем Монастырским. Семейная пара превосходных актёров стала известна в театральном мире по гастролям красноярского коллектива, с блеском показавшегося в Москве. Столичная критика тогда восторженно писала о первой постановке Достоевского в стране режиссёром Александром Дунаевым. Та инсценировка красноярцев, равно как и другие их спектакли, оказались в центре всеобщего внимания. Фотографии Дубинского и Романцевой, рецензии на их работы можно было встретить на страницах самых разных газет… Войдя в репертуар воронежского театра, Вера Яковлевна Романцева в течение нескольких лет радовала зрителей своим дарованием. Помню, как известный актёр Борис Цуканов, преподававший в институте, рассказывал мне о том, что приходил вместе с некоторыми другими артистами (не занятыми в той или иной постановке) на спектакли, где играли Дубинский и Романцева, чтобы насладиться, стоя в кулисах, их мастерством…

SONY DSC

Вера Романцева родилась в городе Аткарске Саратовской области. Заслуженной артистке России в музее этого города в 70-е годы был посвящён отдельный стенд. По афишам и статьям на нём посетители могли видеть творческий путь актрисы. Начинался он в знаменитом Саратовском училище, после которого одну из лучших выпускниц пригласили в местный театр, где её карьера начала успешно развиваться. Война вмешалась в судьбу актрисы, как и в судьбу всей страны, неожиданно и безжалостно, заставив переезжать из города в город и кочевать по сценическим площадкам, превозмогая всевозможные жизненные трудности. Ей пришлось поработать на подмостках Орла, Свердловска, Ташкента, Красноярска, Днепропетровска…

До войны Веру Романцеву увидел на сцене Сергей Аполлинариевич Герасимов и пригласил на одну из главных ролей в свой будущий фильм. Но из-за военных событий тем планам не удалось осуществиться. Сыграв несколько небольших киноролей (у разных режиссёров), она осталась в театре, с которым оказалась связана вся её жизнь.

Актриса, словно бы рождённая для того, чтобы выразить национальный характер, наделённая редкостным обаянием и запоминающейся внешностью, в любом театре, где ей приходилось работать, становилась одной из ведущих исполнительниц. Обладая ярким драматическим дарованием, выразительной органикой, талантом тонкого психологического перевоплощения, она была убедительна в ролях классического и современного репертуаров. Героини её, всегда достоверные в своих воплощениях, волновали публику и запоминались. Вера Яковлевна раскрывала их внутренний мир в подробнейших движениях души с проникновенной лиричностью. Зачастую они были бескомпромиссны, честны и благородны. Им были в полной мере свойственны изящество и женская притягательность. Исполнительское искусство Веры Романцевой отличалось точностью жеста и интонации, тщательностью отделки рисунка роли.

Наряду с образами героинь лирических, молодых, впечатляющих и трогательных, с годами появились в её репертуаре роли как характерные и комедийные, так и глубоко трагические, в которых она была столь же неподражаема. В 1949 году Вера Яковлевна была удостоена звания заслуженной артистки Узбекской ССР (работая в Ташкенте в Театре Советской Армии Туркистанского военного округа), а в 1957 – звания заслуженной артистки России. Это было во времена, когда звания просто так, за выслугу лет и экстравагантные выкрутасы, не давали, и получали их актёры, доказавшие свою уникальную творческую состоятельность.

Среди наиболее ярких ролей Веры Романцевой – Лариса («Бесприданница» А. Островского), Любовь Яровая (одноимённая пьеса К. Тренёва), Бобова («Фальшивая монета» М. Горького), Софья Ивановна («Чти отца своего» В. Лаврентьева), Ковалёва («Другая» С. Алёшина), Великоманова («Великоманов» С. Костова), Анна Павловна («Обыкновенная история» по И. Гончарову), Манефа («На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского), Кесария («Пока арба не перевернулась» О. Иоселиани), Елена Федотовна («Мария» А. Салынского), Епанчина («Идиот» Ф. Достоевского), Мадам Ксидиас («Интервенция» Л. Славина), Марфа («Горькие травы» П. Проскурина), Анна Николаевна («Нашествие» Л. Леонова)…

С 1973 года Вера Яковлевна Романцева преподавала в Воронежском государственном институте искусств вместе со своим мужем – народным артистом России Николаем Дубинским. Сегодня их ученики с успехом работают не только во многих театрах бывшего Советского Союза, а и снимаются в кино и на телевидении. Своего замечательного педагога – талантливейшую актрису – они вспоминают с большой теплотой и благодарностью.

Развал СССР Вера Яковлевна и Николай Вячеславович восприняли как трагедию. В украинском Днепропетровске у них оставалась дочь. Жизненный опыт моих друзей подсказывал им, что события распада Союза обернутся со временем катастрофой для миллионов людей и что заинтересованные силы могут втянуть братские народы в серьёзнейшее противостояние. Предполагали они небезосновательно, что в России будет злобствовать пятая колонна с антисоветизмом и русофобией, а в Украине (наряду с антисоветизмом и русофобией) ещё и национализм, подогреваемый западными врагами России, переходящий в нацизм. К сожалению, так и случилось спустя несколько лет…

Величавую красоту, доброжелательность и женское обаяние Вера Яковлевна сохраняла до самых последних дней. Голос её, мягкий, приятный и внимательный, запомнился мне по нашим телефонным разговорам и встречам, которые происходили в их дружелюбном и хлебосольном семействе. Они с мужем всегда были рады гостям, коллегам и студентам, навещающим их время от времени, к сожалению, не так часто, как им того хотелось бы. До сих пор помню их лица, прильнувшие к окну, и руки, машущие на прощание…

                                                                                           ВЛАДИМИР  МЕЖЕВИТИН