14 октября родился Вадим Спиридонов (1944 — 1989), советский киноактёр, кинорежиссёр, заслуженный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР (1979, за роль в сериале «Вечный зов») 

Родился в Москве в семье инженера. Учась в школе, начал посещать драмкружок при доме культуры завода «Салют». Увлекался боксом. После школы поступил в Школу-студию МХАТ, но проучился там всего лишь полгода. Так случилось, что ему довелось участвовать вместе с однокурсниками в драке. После этого всех вызвали на педсовет и начали стыдить, мол, как могли себе это позволить советские студенты! Кто-то каялся, а Спиридонов не стерпел, вспылил и бросил учебу… Спустя два года ректор Вениамин Радомысленский согласился принять Спиридонова обратно, но только на первый курс. Вадима это не устраивало – его друзья учились уже на третьем. И он отправился поступать заново – в Щукинское училище и во ВГИК. Набрав проходной балл в обоих вузах, Вадим Спиридонов остановил свой выбор на ВГИКе.Сниматься в кино Вадим Спиридонов начал еще студентом. Его первая роль – Константин Коновалов в картине Сергея Герасимова «У озера» (1969). В 1971 году Вадим Спиридонов окончил ВГИК и стал актером Театра-студии киноактера, продолжив активно сниматься в кино.

Уже первые киноперсонажи Вадима Спиридонова отличались большой душевной мощью. Окончательно сформировала образ человека-«кремня», наделенного несгибаемой волей и отрицательным обаянием, военная драма «Горячий снег» (по роману Юрия Бондарева), в которой Спиридонову досталась роль комдива Деева. Вместе с Борисом Токаревым, (лейтенант Николай Кузнецов), Николаем Еременко (лейтенант Дроздовский), Юрием Назаровым (старший сержант Уханов) они создали яркие типажи героев войны: бесстрашных и мужественных, но при этом столь разных, непохожих. Более точного экранного воспроизведения романа Бондарева даже трудно было представить. Огромную популярность Спиридонову принесли две его ключевые роли в кино. Первая – Федор Макашин в дилогии режиссера Евгения Матвеева «Любовь земная» (1974) и «Судьба» (1977). Драматическое дарование актера, его могучий темперамент и мастерство перевоплощение позволили Вадиму Спиридонову создать незабываемый образ бывшего кулака, ставшего в годы войны начальником полиции, прислужником фашистов. Образ Федора Макашина был настолько достоверным, что зрители долгое время не отделяли его от личности самого актера. Спиридонов впоследствии с горечью вспоминал, что после выхода картины он снискал всеобщую ненависть, как среди поколения фронтовиков, так и у молодёжи. Его неоднократно узнавали на улицах, в спину нередко неслось «Иуда!», а порой даже пытались избить, настолько ненавистен был всем предатель Макашин.

Роль Федора Макашина стала своеобразным прологом к другой главной роли – Федора Савельева в легендарном советском телесериале «Вечный зов». Первая часть сериала вышла на экраны страны в 1976 года и мгновенно снискала огромную любовь у зрителей. В 1979 году вышло продолжение, и, наконец, в 1983 году – заключительная третья часть. Этот долгоиграющий проект охватывал большой период в истории страны, а в основе его лежала судьба трех братьев Савельевых.Роль среднего брата – Федора Силантьевича – сыграл Вадим Спиридонов. Его персонаж, человек сложной судьбы, в итоге, также как и Макашин, переходящий на сторону фашистов. Стоит заметить, что в книге Анатолия Иванова «Вечный зов» Федор не был таким ярким злодеем, многое в образ привнес сам Спиридонов, сделав его более реалистичным, убедительным. Убедительным настолько, что зрители готовы были своими руками задушить ненавистного «Федьку», после очередной подлости, совершенной им на экране. В 1979 году за роль в сериале «Вечный зов» Спиридонов был удостоен Государственной премии СССР. Это был один из тех редчайших случаев, когда актер награждался за исполнение не просто отрицательной роли, а роли предателя, изменника Родины.

Роли Федора Макашина и Федора Савельева предопределили дальнейшее амплуа Вадима Спиридонова как отрицательного героя. Сколько их он переиграл! И это действительно были злодеи, так злодеи! Достаточно вспомнить его матерого бандита по кличке «Соболь» в остросюжетном фильме «Прощальная гастроль «Артиста». Но в активе актера немало и положительных образов, не менее ярких и запоминающихся. Так, в остросюжетном фильме «Ответный ход», Спиридонов сыграл капитана морской пехоты Евгения Швеца. Вместе с ним в той, ставшей поистине культовой, картине снялись Борис Галкин и Михай Волонтир. Вообще, надо отметить, что Спиридонов словно был создан для военных ролей. Его жесткие, решительные, несгибаемые герои магически притягивали к себе. В легендарной картине «Батальоны просят огня» героем актера стал полковник, командир дивизии Иверзев, а в фильмах «Первая Конная» и «Оглашению не подлежит» Спиридонову довелось сыграть знаменитого командарма Буденного.
А еще Вадим Спиридонов много работал на дубляже. Его неповторимым голосом говорили герои: Жерара Депардье в «Папашах» и «Невезучих», Жана Вальмона в комедии «Четверо против кардинала», Вольфа Рота в немецкой ленте «Тайна мотеля «Медовый месяц», Тимоти Боттомса в голливудском «Урагане». Дублировал Спиридонов и актеров союзных республик: Ромуальдаса Анцанса в «Идеальном преступлении», Паула Буткевича в детективе «Ошибка Тони Вендиса» и многих других.

Личность Вадима Спиридонова всегда сопровождали мифы. Было это и при его жизни, и уже после смерти. Как уже отмечалось, ходили слухи о его якобы рабоче-крестьянском происхождении, трудном детстве. Место его рождения, по аналогии с его знаменитыми экранными персонажами, людская молва перемещала из благополучной Москвы в далекую Сибирь. А еще говорили о тернистом пути актера к известности и славе, о его невостребованности. На самом же деле никакой невостребованности не было – в киношной среде Спиридонова уважали и любили. Нередко упоминалось о его неуживчивости, что тоже не совсем соответствовало действительности. Да, человеком он был не простым, принципиальным. От своих принципов никогда не отступал и если считал себя правым, вступал в спор с режиссерами. А режиссерам, как известно, далеко не всегда нравятся строптивые актеры… Самым же главным мифом – было его пристрастие к алкоголю, якобы сгубившее раньше времени. «Знающие» люди рассказывали, что Спиридонов мог в течение недели-полутора не выходить из пике, да и вообще фактически был запойным. На самом же деле алкоголем он не злоупотреблял. Бывало выпивал, но не более чем обычный человек. Самое интересное, что Вадим Спиридонов порой сам подыгрывал слухам о своем пьянстве. Режиссеры нередко приставали к нему с такими сценариями, которые он не мог принять в силу их наивности и слабости. «За роль буду отвечать я. И мне будет стыдно», — говорил актер. Спиридонов пытался отбиться, а когда не получалось, якобы «уходил в очередной запой», таким образом избавляясь от надоедливых ходоков.

Вадим Спиридонов со своей женой

В быту Вадим Спиридонов был человеком неприхотливым и скромным. Вместе с женой он жил на южной окраине Москвы, в обычной типовой квартирке, в то время как его коллеги занимали апартаменты на Ленинском, Кутузовском, Тверской. Кроме того, он очень не любил интервью, искренне не понимая, что такого в нем ищут журналисты, ведь он такой же как все обычные люди. Он очень любил читать, отдавая предпочтение исторической литературе, вопросам психологии и медицины. Вадим Семенович даже выписал себе Большую медицинскую энциклопедию, которая стала его настольной книгой. Наступившую перестройку Вадим Спиридонов не принял, очень критически относился к личности Горбачева. В кино актер продолжал сниматься по его собственному утверждению, только для того, чтобы прокормить семью. Среди его работ в те годы: Николай Батыгин в картине «Дни и годы Николая Батыгина», Лобанов в остросюжетной ленте «Криминальный квартет» и последняя роль в кино — Евгений Иванович Огородник, шофёр с сувенирной фабрики в детективе «Сувенир для прокурора». В 1989 году Вадиму Семеновичу предложили снять собственный фильм на Экспериментальном творческом объединении «Мосфильма». Он загорелся этой идеей, планируя поставить историческую картину, но оказалось, что эта тема не волнует руководство. Тогда Спиридонов задумал нечто вроде отечественных «Звездных войн». Уже договорился о месте съемок, но осуществить задуманное не успел…

В перестроечные годы Вадим Семенович увлекся астрологией и нумерологией, познакомился с Джуной Давиташвили, Павлом и Тамарой Глоба. Для себя он выяснил «свое» число – 7. У Вадима Семеновича уже давно побаливало сердце, но по врачам он категорически не ходил. Однажды в разговоре с женой он, то ли в шутку, то ли всерьез заявил: «Сдохнуть бы скорей от этой жизни» и предсказал, что уйдет в мир иной 7 декабря. Как известно, со смертью не шутят. Было ли это роковое ли совпадение или внутренняя настройка… В тот день 7 декабря 1989 года Вадим Спиридонов должен был лететь в Минск на съемки очередного фильма. Актер был бодр и весел. За пару часов до выезда в аэропорт он прилег, чтобы отдохнуть. А когда спустя два часа Валентина дотронулась до мужа, чтобы разбудить, оказалось, что он не дышит. Вадим Спиридонов умер во сне от приступа острой сердечной недостаточности. Ему было всего 45 лет…

http://www.rusactors.ru/s/spiridonov/

Избранное:

Судьба (1977, фрагмент)
Вечный зов (1973 -1983, фрагмент)
Трясина (1977)
Отец и сын (1979)
Юность Петра (1980)
Демидовы (1983, фрагмент)
Первая Конная (1984, фрагмент)
Батальоны просят огня (1985)
Дни и годы Николая Батыгина (1987, фрагмент