(к 90-летию со дня рождения народного артиста РСФСР Н.Н. Рыбникова)
Его дебют в кино состоялся сразу после окончания ВГИКа в картине «Команда с нашей улицы» (1953). Мало кто знал, что этот на удивление светлый и талантливый актёр родом с воронежской земли. Лучшие роли Николая Рыбникова стали классикой отечественного и мирового кинематографа. Творческая биография его совпала с расцветом советского кино, рассказывающего нам о человеческой Душе, эпохе Побед в страшной войне, послевоенном созидании Великой страны, становлении личности человека, о вечном выборе между добром и злом… Среди незабываемых картин 50-х – 80-х годов фильмам с участием Рыбникова принадлежит особое место.
Родился Николай Рыбников в городе Борисоглебске Воронежской области в 1930 году (об этом свидетельствуют все столичные кинематографические справочники). В борисоглебской школе он учился до 8-го класса. Заканчивал же учёбу после войны в Волгограде (куда переехал к отцу), где довольно успешно начал выступать в художественной самодеятельности. Его талант заметили и пригласили во вспомогательный состав труппы местного драмтеатра. Одновременно с этим Николай учился в медицинском институте. В 1948 году, бросив всё, он уехал в Москву поступать во ВГИК.
Преодолев конкурсный отбор, Николай Рыбников поступил на курс к Сергею Герасимову и Тамаре Макаровой. Очень скоро он ярко начал проявлять себя в разноплановых ролях. Рыбников с блеском играл Клочкова в чеховской «Анюте», Кошевого в «Тихом Доне», Нагульного в «Поднятой целине», пушкинского Дон-Жуана и даже Петра I. Эта последняя его роль была столь впечатляющей, что на ВГИКовские спектакли стремилась попасть вся театральная Москва. О Рыбникове заговорили как о таланте необыкновенном и многообещающем.
После «Тревожной молодости», где молодой актёр запомнился в отрицательной роли, его пригласили в картину «Чужая родня» режиссёра Михаила Швейцера. Утверждение Рыбникова на роль было нелёгким. В длинном списке претендентов сыграть сельского механизатора Фёдора фамилия вчерашнего выпускника ВГИКа оказалась последней, ибо вызывала сомнения его сугубо городская биография. Но на пробах молодой артист был столь убедителен, что конкуренты быстро отпали. Даже писатель В. Тендряков, по повести которого снимался фильм, больше всех сомневающийся в способностях начинающего актёра, изменил своё мнение и подарил ему книгу с благодарственным автографом.
Вышедшая в 1956 году картина Марлена Хуциева «Весна на Заречной улице» укрепила Николая Рыбникова в статусе восходящей звезды отечественного кинематографа. Вслед за «Заречной улицей» грянул новый ошеломляющий успех в фильме «Высота». Популярность рыбниковских персонажей оказалась фантастической. В каждом доме запели песни про «заводскую проходную, что в люди вывела меня» и «не кочегары мы, не плотники»… Герои, созданные Николаем Рыбниковым, сумели передать то главное, чем жила в те годы страна. Они были не просто узнаваемы, но и удивительным образом выражали нерв времени, его надежды, проблемы, мечты. Им безоговорочно верили и хотели подражать. Тысячи писем приходили актёру каждый день от благодарных поклонников.
В 1958 году на экраны вышел новый «хит» с участием артиста – кинокомедия «Девушка без адреса» Эльдара Рязанова. Фильм занял второе место в прокате, собрав почти 40 миллионов зрителей. 1961 год подарил стране картину режиссёра Юрия Чулюкина «Девчата», ставшую звёздной для всех её исполнителей, в том числе и для Николая Рыбникова.
В 60-х годах актёр снялся в десяти лентах – таких как «Им покоряется небо», «Хоккеисты», «Война и мир», «Дядюшкин сон», «Люди как реки», «Старый знакомый», «Освобождение»… В фильме Сергея Бондарчука «Война и мир», получившем «Оскара», Рыбников сыграл Дениса Давыдова. Эта роль перекликалась с его работой в картине «Кочубей» (1959), где артисту также приходилось лихо скакать на лошади, стрелять и фехтовать саблей.
Следующее десятилетие пополнило список звезды двенадцатью картинами, среди которых особенно удачными считались: «Седьмое небо», «Семья Ивановых», «Круг», «Мраморный дом», «Потому что люблю», «Последняя охота», «Уходя уходи»… Последние годы жизни артиста прошли под знаком второстепенных и эпизодических ролей. Запомнились его работы в фильмах «Выйти замуж за капитана», «Ночной экипаж», «Молодой человек из хорошей семьи».
В конце 80-х – начале 90-х годов на «перестроечной» волне отечественное кино переживало откровенный развал. Безоглядное «обличение» прошлого, претенциозность и цинизм наряду с «чернухой» оказались на знамёнах нового поколения кинематографистов. Словно бы сопротивляясь этим временам и «нравам», из жизни стали уходить один за другим выдающиеся деятели искусства прежних лет. Среди них оказался и Николай Николаевич Рыбников… Он скончался 22 октября 1990 года. Умер народный артист России, не дожив полутора месяцев до своего шестидесятилетия. Не выдержало сердце, которое дарило миллионам зрителей радость почти четыре десятка лет…
Владимир Межевитин
Памятник Николаю Рыбникову в Борисоглебске