(к 40-летию картины «Особо важное задание»)

Телеканал «ТВЦ» показал передачу, посвящённую замечательному режиссёру и актёру Евгению Матвееву. Передача совпала с 40-летием фильма «Особо важное задание», который снимался в 1979-м – 80-м годах. Показ картины, состоявшийся одновременно в нескольких городах, назвали всесоюзной премьерой. В начале 80-х о ней много говорили. Её посмотрела многомиллионная зрительская аудитория… Сегодня подобного рода произведения о войне показывают до обидного редко. В то время как о каждой сомнительной американской кинопремьере, о бесконечных свадьбах, разводах и скандалах западных звёзд шумят и шумят всевозможные СМИ, судьбы удивительных и ярчайших мастеров отечественного искусства оказываются зачастую в тени нашего внимания. Между тем, биография актёра и режиссёра Евгения Семёновича Матвеева по-настоящему легендарна и удивительна, ибо связана с историей нашей Родины: её жизнью, трагедиями, победами и свершениями.

 

Воронежские страницы в творческой биографии Евгения Матвеева занимают значительное место. Он не раз приезжал в наш город с творческими встречами, снимал в Воронеже фильм «Особо важное задание», рассказывающий о подвигах авиастроителей и лётчиков в страшные годы Второй мировой войны. Целая россыпь талантливейших исполнителей была занята в съёмках. Работу с режиссёром Матеевым они воспринимали как счастливый знак судьбы, дающий возможность соприкоснуться с интереснейшим историческим материалом, предлагаемым постановщиком. О биографии Евгения Семёновича хочется напомнить нашим читателям.    

Родился он в селе Новоукраинка Херсонской области весной 1922 года. Родители его встретились во время Гражданской войны и вскоре расстались. Детство и юность будущего народного артиста СССР были тяжёлыми и голодными. Работать он начал с 9 лет. В школе города Цюрупинска, куда они переехали с матерью, Евгений Матвеев впервые вышел на сцену, занимаясь в драматическом кружке. Потом в его биографии был Херсонский театр, где молодого актёра увидел знаменитый артист Николай Черкасов. Именно по совету Черкасова он поехал в Киев к Александру Довженко в актёрскую школу при Киевской киностудии, где и учился в 1940 – 41 годах.

Из-за войны и службы в армии мечтам Матвеева о сцене суждено было сбыться только через 5 лет. В 1946 году он дебютировал на подмостках Тюменского театра. С блеском сыграв там Ивана Земнухова («Молодая гвардия» по А. А. Фадееву), Незнамова («Без вины виноватые» А. Н. Островского), Фердинанда («Коварство и любовь» Ф. Шиллера), актёр был приглашён в Новосибирский Театр «Красный факел». Слухи о многообещающем артисте и его ролях: Виктора Лаврова («Великая сила» Б. С. Ромашова), Джона Гармона («Наш общий друг» по Ч. Диккенсу), Телятева («Бешеные деньги» Островского), Леонтьева («Кандидат партии» А. Крона), Улдыса («Вей, ветерок!» Я. Райниса), Нила («Мещане» М. Горького») – вскоре достигли Москвы, и в 1952 году Евгению Матвееву предложили переехать в столицу и поступить в прославленный Малый театр. Там он и работал более 15 лет, восхищая зрителей и театральных специалистов своим уникальным талантом.

Искусство Матвеева отличалось невероятным обаянием, психологической глубиной, открытым темпераментом и страстностью. Среди ролей особо запомнились: Андрей Латкин («Северные зори» Н.Н. Никитина), Звонарёв («Порт-Артур» А.Н. Степанова и И.Ф. Попова), Корчемный («Опасный спутник» А.Д. Салынского), Ераст («Сердце не камень» Островского), Пьетро Миссарильи («Ванина Ванини» по Стендалю), Оули («Проданная колыбельная» Х. Лакснесса), Дункан («Макбет» У. Шекспира), Сергей Беркут («Деньги» А.В. Софронова), Освальд («Привидения» Г. Ибсена), Родон Кроули («Ярмарка тщеславия» по У. Теккерею), Яровой («Любовь Яровая» К.А. Тренёва), Трофимов («Главная роль» С. И. Алёшина)…

В кино Евгений Семёнович дебютировал в 1955 году и вскоре покорил всю страну в фильме «Поднятая целина» (режиссёра Александра Иванова) образом Макара Нагульнова. Потом были незабываемые роли сильных и мужественных героев: Андрея Лобанова («Искатели», 1957), Владимира Федотова («Родная кровь», 1964), Василия Гулявина («Ярость» 1966), Добротина («Сибирячка») и Директора завода («Укрощение огня») – оба 1972. В 1977 году Матвеев исполнил роль Брежнева в фильме «Солдаты свободы». Среди других ролей выделялись: Константин («Дом, в котором я живу», 1957), Нехлюдов («Воскресение», 1960 – 62), Шаповалов («Я – Шаповалов Т. П.», 1973, «Ради жизни на земле», 1974, Золотая медаль имени Довженко), Пугачёв («Емельян Пугачёв», 1979).

Тяжёлые травмы, полученные на съёмках, приковывали Евгения Матвеева к постели несколько раз. Сложнейшие операции, корсеты и костыли сопровождали актёра долгое время, вынудив уйти из театра. Тогда он решил попробовать себя в кинорежиссуре. Талант Матвеева ярко проявился и здесь. Едва ли не все его фильмы были отмечены призами и зрительской любовью. Первой постановкой в кино стал фильм «Цыган» по А. В. Калинину (1967). Затем последовали фильмы: «Почтовый роман» (премия Всесоюзного кинофестиваля), «Смертный враг», «Любовь земная», и «Судьба» (специальная премия Всесоюзного кинофестиваля, Золотая медаль им. Довженко и Государственная премия СССР) – оба по П.Л. Проскурину, «Особо важное задание», «Бешеные деньги» (по А.Н. Островскому), «Победа» (по А.Б. Чаковскому).

Творческим подвигом можно считать трилогию Евгения Матвеева  «Любить по-русски» (1995 – 1999), потому что фильм снимался тогда, когда достать средства на производство картины было очень трудно. Зрительский успех первой серии был такой, что Матвеев стал получать тысячи писем со всей страны с просьбами продолжить съёмки. В конвертах, как правило, находились деньги, которые люди присылали режиссёру для работы над следующим фильмом. Трилогия состоялась и долго лидировала в отечественном прокате…

Надо сказать, что в центре режиссёрских (да и актёрских) работ Евгения Матвеева всегда была тема беззаветной любви к Родине. Герои фильмов Матвеева – труженики и солдаты, преодолевающие самые страшные испытания времени, всегда сохраняли в своей душе свет и надежду, совестливость и гражданственность несмотря ни на что. Качества эти старался передавать Евгений Матвеев не только своим героям, но и своим студентам во ВГИКе (где он преподавал с 1976 года!). Жизненный путь удивительного Мастера театра и кино закончился в 2003 году. С нами остались его фильмы и его роли – искренние, страстные и незабываемые.

Владимир Межевитин