100-летие российского авиационного проектно-конструкторского бюро «Туполев» (созданного в октябре 1922 года авиаконструктором Андреем Николаевичем Туполевым) отмечают в эти дни не только специалисты и все, кто с работой его так или иначе связан, но и центральные телеканалы, рассказывающие о деятельности и истории прославленного туполевского коллектива.
За время существования ОКБ им разработано более 300 проектов различных типов летательных аппаратов, малых судов и аэросаней. Около 90 проектов были реализованы в металле, а более 50 находились в серийном производстве. Выпущено свыше 18 тысяч самолётов. На самолётах этого КБ было установлено около 280 мировых рекордов по дальности полёта и грузоподъёмности.
Сегодня Публичное акционерное общество «Туполев» (ПАО), в которое входит КБ, занимается разработкой, производством, испытаниями, ремонтом и поддержанием лётной годности авиационной техники. В настоящее время является предприятием, способным обеспечивать все стадии жизненного цикла авиационной техники от разработки до серийного производства, модернизации, ремонта, послепродажного обслуживания и поддержки эксплуатации. Продолжается модернизация эксплуатирующихся и разработка новых авиационных ударных комплексов. С 2009 года ведутся работы по созданию перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА).
ПАО «Туполев» входит в состав Объединённой авиастроительной корпорации (ПАО «ОАК»). Компания включает в себя четыре филиала: филиал ПАО «Туполев» «Жуковская лётно-испытательная и доводочная база», Казанский авиационный завод им. Горбунова – филиал ПАО «Туполев», Самарский филиал ПАО «Туполев» – конструкторское бюро и Ульяновский филиал ПАО «Туполев» – конструкторское бюро, а также подразделения в Санкт-Петербурге, Таганроге, Ахтубинске. В 2018 году под управление ПАО «Туполев» вошёл 360 АРЗ (Рязань).
В разговоре о создании конструкторского бюро всякий раз возникает фигура его основателя (ученика и последователя легендарного основоположника современной аэродинамики Николая Егоровича Жуковского) Андрея Николаевича Туполева. О знаменитом на весь мир советском учёном и авиаконструкторе, генерал-полковнике-инженере (1968), докторе технических наук, академике АН СССР (1953), Герое Труда (1926), трижды Герое Социалистического Труда (1945, 1957, 1972), заслуженном деятеле науки РСФСР (1947), лауреате Ленинской премии (1957), четырёх Сталинских премий (1943, 1948, 1949, 1952) и Государственной премии СССР (1972), сообщается, что под его руководством спроектировано свыше 100 типов самолётов, 70 из которых строились серийно. На самолётах Туполева установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов. Андрей Николаевич воспитал целую плеяду видных авиационных конструкторов и учёных, возглавивших самолётные ОКБ. В их числе В.М. Петляков, П.О. Сухой, В.М. Мясищев, А.И. Путилов, В.А. Чижевский, А.А. Архангельский, М.Л. Миль, А.П. Голубков, И.Ф. Незваль, A.A. Туполев, С.А. Лавочкин, А.С. Шенгардт.
Ещё во время обучения в Тверской гимназии Андрей Туполев (родился в 1888 году) проявлял большой интерес к точным наукам и технике. В 1908 году поступил в Императорское Московское техническое училище (позднее – МВТУ). В училище серьёзно увлёкся аэродинамикой. Участвовал в постройке планёра, на котором в 1910 году самостоятельно совершил первый полёт. В 1911 году успешная учёба и активная научная деятельность прервались, когда за участие в студенческих волнениях и за распространение нелегальной литературы он был арестован и в административном порядке выслан из Москвы на родину под негласный надзор полиции. Только накануне Первой мировой войны Туполеву удалось вернуться в Москву в Училище, которое он с отличием окончил в 1918 году.
В 1916 – 1918 годах Туполев участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро; конструировал первые аэродинамические трубы в училище. Вместе с Н.Е. Жуковским был организатором и одним из руководителей Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), где окончательно определилось призвание молодого инженера. В 1918 – 1936 годах был членом коллегии и заместителем начальника института по опытному цельнометаллическому самолётостроению. Опытным путём доказал, что кольчугалюминий (первоначально названный так по имени Кольчугинского завода во Владимирской области, на котором впервые в Советской России стали делать дюраль) является для самолётостроения достойной заменой непрочному дереву, с одной стороны, и тяжёлому железу – с другой.
В 1925 году создал цельнометаллический двухмоторный самолёт ТБ-1, который отличался высокими лётными данными и считался в мире одним из лучших бомбардировщиков. В 1932-м был сконструирован усовершенствованный самолёт ТБ-3 (АНТ-6), с помощью которого в 1937-м была осуществлена высадка экспедиции на Северном полюсе. Также в 1932 году под руководством Туполева бригадой П.О. Сухого был сконструирован самолёт АНТ-25. В 1934-м появился многомоторный самолёт АНТ-20 («Максим Горький»). Он имел восемь двигателей, полезную площадь более 100 м² и пассажировместимость до 60 человек.
5 января 1936 года приказом Народного комиссариата оборонной промышленности СССР Туполев назначается первым заместителем и главным инженером ГУ НКОП.
В октябре 1937 года Туполев по доносу был арестован и осуждён. Работал в закрытом конструкторском бюро НКВД. По распоряжению Сталина в июле 1941 года освобождён и приступил к конструированию (в качестве руководителя бюро) военных самолётов нескольких назначений.
Только бомбардировщиков Ту-2 было выпущено во время войны в количестве 800 машин. В общей же сложности до 1951 года отечественные заводы поставили 2649 самолётов Ту-2 различных модификаций, не считая опытных, и переоборудовали в УТБ 176 бомбардировщиков.
КБ Туполева после Второй мировой войны разработало и выпустило новую модель реактивного бомбардировщика Ту-16. Он был способен развивать скорость более 1000 км/ч. Также появился первый отечественный реактивный гражданский самолёт – Ту-104.
В 1957 году был разработан межконтинентальный пассажирский самолёт Ту-114. 31 декабря 1968 года впервые поднялся в воздух первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144.
Скончался Андрей Николаевич Туполев 23 декабря 1972 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
В комментариях к туполевской биографии говорится о том, что он, следуя заветам Жуковского, развивал авиационную науку и её экспериментальную базу, став вдохновителем и основателем российского металлического самолётостроения в эпоху господства деревянных конструкций, и этим создал перспективное направление развития мирового самолётостроения. Туполев и его коллектив в 1920-х годах создал тяжёлые бомбардировщики, по своим конструктивным и компоновочным решениям на долгие годы определившие пути развития тяжёлых самолётов как военного, так и гражданского назначения. На самолётах Туполева советские лётчики впервые садились на Северный полюс, на его машинах экипажи Чкалова и Громова выполнили рекордные перелёты из Москвы в США. По его инициативе был создан первый отечественный реактивный пассажирский самолёт Ту-104, положивший начало массовой эксплуатации пассажирских реактивных самолётов в мире. Под его руководством были созданы первоклассные военные и пассажирские самолёты различного назначения, во многом определившие лицо мировой авиации в 20 столетии.
Благодаря усилиям Туполева в стране началось крупносерийное производство металлических самолётов, причём он же разработал технологию, которая ускорила процесс сборки этих машин. Конструктор руководил производством самолётов-разведчиков, истребителей, бомбардировщиков, транспортных, пассажирских, морских самолётов, а также торпедных катеров, аэросаней, гондол, мотоустановок и первых советских дирижаблей. Большой вклад в авиационное строительство внесли созданные Туполевым единичные агитационные самолёты «Правда», «Максим Горький», «Родина». Самолёты авиаконструктора эксплуатируются авиакомпаниями в десятках стран.
Имя А.Н. Туполева носят улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Донецке, Киеве, Праге, Братиславе, Омске, Улан-Удэ, Ульяновске, Твери, Кривом Роге, Жуковском, Кимрах, Тюмени, Тольятти, г. п. Сокол, проспект в Авиагородке Домодедова, Амстердаме.
Именем Туполева были названы Казанский авиационный институт (с 1992 года – Казанский государственный технический университет имени А.Н. Туполева), Московский машиностроительный завод «Опыт».
В 2018 году Московскому аэропорту «Внуково» присвоено имя А.Н. Туполева.
P.S. На Воронежском авиационном заводе (приступившем к работе в 1932 году) в 1933-м был построен туполевский самолёт АНТ-25. В 1937-м на таких машинах были совершены рекордные по дальности беспосадочные перелёты из Москвы через Северный полюс в Америку с экипажами под командованием В.П. Чкалова и М.М. Громова.
В 1960 году авиазавод построил серию тяжёлых перехватчиков Ту-128. Технологический задел позволил предприятию перейти к освоению такой сложной машины, как первого сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-144, и 31 декабря 1968 года Ту-144 совершил первый полёт. С 1974 года на заводе начался его серийный выпуск.
В 1966 году предприятие было награждено орденом Ленина за свою работу, в том числе и за выпуск самолётов, разработанных в туполевском КБ. материал к публикации подготовили: Владимир Межевитин, Сергей Ольденбургский