ЮРИЙ СОЛОМИН… ВОРОНЕЖСКОЕ ЛЕТО
(к 90-летию со дня рождения народного артиста СССР)
Когда этот замечательный актёр появился летом 1985 года в Воронеже на съёмках картины «Певучая Россия» в роли Митрофана Пятницкого (которую снимал режиссёр-воронежец Василий Степанович Панин), то зрители прорывались через милицейские кордоны, чтобы высказать ему своё восхищение и взять автограф. Съёмочная группа неоднократно выступала тогда в нашем городе с творческими встречами, и всякий раз Юрий Соломин оказывался в центре всеобщего внимания… Зрительскую любовь он обрёл с первых же своих работ в театре и кино.
Он был не просто ведущим актёром легендарного Малого театра и режиссёром целого ряда поставленных там впечатляющих пьес, но ещё и художественным руководителем коллектива, исповедующего лучшие традиции русской сцены. Традиции славные и, к сожалению, испытывающие сегодня коммерческое давление театра эпатажного, отчасти конъюнктурного, изощряющегося в экспериментальных режиссёрских трактовках того или иного материала и, благодаря рекламе СМИ, – модного.
Малый, в противовес иным, всегда был театром в значительной степени актёрским, где ценилась тонкая реалистическая игра, глубокий психологизм, уважение к автору-драматургу и тяготение к классике (что не мешало работе в нём талантливейших постановщиков). Недаром его именуют ещё и Домом создателя национального театра Александра Островского. Мастера Малого и его многочисленные поклонники всегда считали свой театр не только уникальным достоянием страны (он получил это звание первым), но и всего театрального мира. Таким же патриотом родного театра являлся и Юрий Соломин. Пропагандируя путь и метод работы этой знаменитой сцены всеми возможными средствами – и собственной игрой, и своими постановками, и приглашением близких по духу режиссёров, и даже актёров не щепкинской школы (созданной при Малом театре), но родственных ему по способу существования на подмостках, – он стремился сохранить всё лучшее, что было достигнуто многими десятилетиями успешной практики.
Соломин горячо поддержал идею фестиваля национальных академий, бережно относящихся к традициям русской сцены и опирающихся на классический репертуар. В своём театре он всегда предпочитал придерживаться таких же принципов избирательности и ответственности перед зрителем. Из рук Юрия Мефодьевича педагоги воронежского ВГИИ В.В. Тополага и А.К. Дундуков, а также несколько студентов-выпускников получали престижную премию им. М.И. Царёва, учреждённую по инициативе Малого театра.
Широкую известность Юрию Соломину принесли первые же его работы в кино 60-х годов: Павел Кауров («Бессонная ночь»), Дмитрий Ульянов («Сердце матери», «Верность матери»), Геттель («Сильные духом»), Мещерский («Весна на Одере»), Трояни («Красная палатка»). В 70 – 80-х годах актёр запомнился в десятках картин, принесших ему всенародную любовь, среди которых «Адъютант его превосходительства», «И был вечер, и было утро», «Инспектор уголовного розыска», «Четвёртый», «Дерсу Узала», «Преступление», «Мелодии белой ночи», «Хождение по мукам», «Блокада», «Крик тишины», «Скандальное происшествие в Брикмилле», «ТАСС уполномочен заявить»…
Снял несколько фильмов Юрий Соломин и как режиссёр. Правда, это было в советское время, когда отечественный кинематограф и кинопрокат считались едва ли не лучшими в мире. В последние годы Соломина можно было увидеть в фильмах: «Тяжёлый песок», «Бульварное кольцо», «Точка кипения», «Непобедимый», «Московская сага»… И хотя события, показанные в «Саге», воспринимались многими историками и критиками спорно, Соломину-актёру претензий никто не высказывал. Он, как всегда, был органичен и обаятелен.
Несмотря на явные, можно сказать, потрясающие удачи в кинематографе (около 60-ти ролей), артист считал своим главным делом театр, в котором он работал (приехав из провинции и окончив училище имени Щепкина, курс В.Н. Пашенной) с 1957 года и которым руководил более 30 лет (на сцене Малого театра у него более 50-ти актёрских работ и свыше десятка режиссёрских). Юрий Мефодьевич, всегда отзывавшийся о своих педагогах предельно уважительно и признательно, с особым восхищением вспоминал народную артистку СССР Веру Николаевну Пашенную (1887 – 1962), которая сыграла в его судьбе определяющую роль. Эта ведущая актриса Малого театра (и профессор училища), обладавшая несгибаемой волей, принципиальностью, невероятным профессиональным дарованием и активной жизненной позицией (в Коммунистическую партию она вступила в 1954 году в возрасте 67 лет(!)), сумела передать свой талант и взгляды на жизнь многим и многим воспитанникам, успешно и ответственно работающим в самых разных театрах страны и кино. Некоторые из них занимались педагогической деятельностью, в том числе и Юрий Мефодьевич. С 1960-го он преподавал в театральном училище им. Щепкина. С 1986 года – был профессором.
Игру Юрия Соломина помимо редкостного обаяния отличал глубокий драматизм при мягкости, лиричности актёрской манеры. В полной мере владел актёр и качествами, позволявшими ему быть убедительным в ярко характерных и музыкальных ролях. Среди лучших театральных работ его запомнились Безайс («Когда горит сердце» по Кину), Юрий («Почему улыбались звёзды» Корнейчука), Исидор («Ярмарка тщеславия» по Теккерею), Сесиль Грэхем («Веер леди Уиндермиер» Уайльда), Тишка («Свои люди – сочтёмся» Островского), Слава («Неравный бой» Розова), Лопатин («Взрыв» Дворецкого), Гриша («Перед ужином» Розова), Хлестаков («Ревизор» Гоголя), Кисельников («Пучина» Островского), Иван Петрович «Униженные и оскорблённые» по Достоевскому), царь Фёдор («Царь Фёдор Иоаннович» А.К. Толстого), Яровой («Любовь Яровая» Тренёва), Княжко и Крымов («Берег» и «Игра» по Бондареву), Астахов («Картина» по Гранину), Сирано («Сирано де Бержерак» Ростана), Протасов («Живой труп» Л.Н. Толстого), Войницкий («Леший» и «Дядя Ваня» Чехова), Николай II («…и Аз воздам» Кузнецова), Фамусов («Горе от ума» Грибоедова).
Из режиссёрских работ Юрия Мефодьевича Соломина особенно выделяют «Ревизора», «Чайку», «Лес», «Власть тьмы». Перенеся тяжёлую операцию на сердце, он продолжал радовать зрителей своими новыми работами и уникальным талантом.
Надо сказать, что творческая жизнь Юрия Соломина во многом показательна для советской эпохи, когда юноша, приехавший в столицу издалека, становится яркой личностью в искусстве (как в театральном, так и кинематографическом) – не только отечественном, а и мировом. Фильм «Дерсу Узала» (снятый на киностудии «Мосфильм» в 1975-м) легендарного японского режиссёра Акиры Куросавы (1910 – 1998), в котором Соломин сыграл главную роль, был удостоен не только Гран-при Международного Московского кинофестиваля, но и «Оскара» в Америке. Эту картину закупили около ста стран. Многие другие советские фильмы (и телеспектакли), где Юрий Мефодьевич Соломин незабываемо проявлял себя и как актёр, и как режиссёр, продолжают и сегодня радовать миллионы зрителей.
Лето 1985 года Юрий Соломин провёл в Воронеже и его окрестностях, снимаясь в фильме «Певучая Россия», исполняя роль основателя первого русского крестьянского хора Митрофана Ефимовича Пятницкого. Сценарий, написанный талантливым воронежским писателем Эдуардом Пашневым (в соавторстве с режиссёром Василием Паниным), рассказывал об истоках фольклорного творчества и традициях песенной культуры русского народа. Помимо Соломина, в фильме снимались Елена Антонова, Любовь Соколова, Николай Гринько, Николай Скоробогатов, Григорий Абрикосов, Михаил Кокшёнов, Владимир Конкин и ряд других известных московских актёров. А вместе с ними в съёмках принимали участие артисты Воронежского кольцовского театра и студенты института искусств. Автором музыки к фильму выступил знаменитый Вячеслав Овчинников (родившийся в Воронеже и поработавший до этого с режиссёрами Сергеем Бондарчуком, Андреем Тарковским, Андроном Кончаловским, Геннадием Шпаликовым…). Активно помогал в работе Василию Панину второй режиссёр Александр Мстиславский, снимавший, помимо эпизодов, целые сцены фильма.
Позже Василий Степанович Панин вспоминал о том, что он хотел показать в своей картине широко чернозёмный край. Сам он был уроженец села Хохол и любовь к воронежской земле сохранил на всю жизнь, а потому и героем фильма выбрал Пятницкого, чтобы через народные песни и непростую историю жизни людей самых разных сословий (и прежде всего крестьянства) в этой работе её, свою любовь, выразить. «Мы долго искали натуру, – говорил он, – и даже нашли заброшенные деревни, жители которых переехали в Нововоронеж, получив там квартиры. Эти деревни и брошенные дома становились объектами съёмок для наших героев. В фильме снимался и хор Пятницкого, и Мария Мордасова, и актёры Кольцовского театра, с которыми я в молодости вместе работал до ГИТИСа и Высших режиссёрских курсов Госкино».
Многие сцены фильма, проходки, проезды в повозках на лошадях снимались на улицах Воронежа, где находились здания, соответствующие заявленному в картине историческому времени. С большой массовкой были сняты яркая, впечатляющая сцена у Покровского собора, сцена венчания героини на Левом берегу, у Казанского храма. Везде, где появлялся всеми любимый актёр Юрий Соломин, сразу же собиралась толпа его многочисленных поклонников. Сейчас в это трудно поверить, но однажды после одной из съёмок машину, в которой находились Юрий Соломин, Николай Гринько и двое студентов Воронежского института искусств, прорвавшиеся сквозь милицейское оцепление воронежцы подняли на руки около кинотеатра «Пролетарий» и несколько метров пронесли на руках. Об этом позже не раз вспоминала выпускница ВГИИ Галина Попова (ставшая актрисой Камерного театра на Таганке), поражённая обожанием горожан, доходивших до таких искренних и страстных проявлений…
На творческих встречах в Воронеже Соломин и Панин (будучи одногодками) рассказывали об учёбе в Щепкинском училище у Пашенной. Юрий Соломин туда поступил сразу после школы, приехав из Читы, а Панин – четырьмя годами позже, отслужив в морфлоте. Соломина зрители просили рассказывать о работах на сцене и в кино, напоминая о трудностях не только творческих, а и бытовых, зная, что несколько лет, женившись на однокурснице, Соломин жил в Москве, снимая углы и подвалы, не имея своего жилья и столичной прописки. Юрий Мефодьевич терпеливо напоминал о сложном послевоенном времени и о том, что проблемы с жильём тогда были у многих. «Ваш город, – говорил он, – я знаю, был разрушен чуть ли не весь. Да и другие города в немалой степени. Тем не менее страна поднималась, восстанавливалась, и всё время улучшалась жизнь людей. А я вообще оказался счастливчиком. Стать актёром одного из лучших театров России и Советского Союза, да ещё сниматься в кино – это было чудо, везение и радость». Кстати, получить в 1960-м году первую отдельную жилплощадь и московскую прописку помог семье Соломиных (подумывавшей даже уехать из столицы) воронежский режиссёр Фирс Шишигин, который позвал Юрия Соломина с женой в свой театр, заверив, что проблема с квартирой будет быстро решена. Юрий принёс заявление об уходе руководителю Малого театра Михаилу Царёву, а тот, не желая отпускать талантливого молодого артиста, тут же пообещал ему и прописку, и жильё в ближайшее время. И обещание своё вскоре выполнил.
На вопрос воронежцев, является ли актёр членом Коммунистической партии, Юрий Мефодьевич ответил утвердительно, заявив, что вступил туда в 1966 году, после съёмок в роли Дмитрия Ульянова – брата Владимира Ильича Ленина (в фильмах Марка Донского «Сердце матери» и «Верность матери»), многое узнав о биографии семьи Ленина и удивительной жизни Владимира Ильича – выдающейся исторической личности, перевернувшей мир, создавшей первое в истории социалистическое государство, сумевшее победить фашизм и стать сверхдержавой с потрясающей наукой (покорившей космос) и искусством.
Премьеры «Певучей России» почти одновременно состоялись в Воронеже (в кинотеатре «Пролетарий») и Москве. Мнения критиков были неоднозначны. Кто-то картину принимал и хвалил, кто-то нет, но сам Василий Панин гордился тем, что получал после её показа огромное количество благодарных и восторженных писем со всей страны. Среди признательных отзывов особо ценил послания Людмилы Зыкиной и Нонны Мордюковой. Судя по всему, был удовлетворён работой и Юрий Мефодьевич Соломин, ибо впоследствии продолжали сотрудничество с Паниным актёры Малого театра: Виктор Павлов, Юрий Каюров, Александр Вершинин… Да и в дальнейших работах Василия Панина охотно снимались известнейшие актёры отечественного театра и кино: Вячеслав Тихонов, Лев Дуров, Владимир Самойлов, Кирилл Лавров, Георгий Тараторкин, Василий Лановой, Юрий Назаров, Евгений Моргунов, Георгий Вицин, Михаил Пуговкин, Владимир Конкин, а также плеяда прекрасных актрис – от Любови Соколовой, Натальи Варлей и Ларисы Лужиной до Веры Сотниковой, Елены Костиной, Анны Синякиной, воронежских актрис Надежды Леоновой и Надежды Ивановой…
Владимир Межевитин