(к 85-летию Ю.М. Соломина)

Когда этот замечательный актёр появился летом 1985 года в Воронеже на съёмках картины «Певучая Россия» в роли Митрофана Пятницкого (которую снимал режиссёр-воронежец Василий Степанович Панин), то зрители прорывались через милицейские кордоны, чтобы высказать ему своё восхищение и взять автограф. Съёмочная группа неоднократно выступала тогда в нашем городе с творческими встречами, и всякий раз Юрий Соломин оказывался в центре всеобщего внимания… Зрительскую любовь он обрёл с первых же своих работ в театре и кино. Юрий Мефодьевич и сегодня продолжает радовать нас незабываемыми экранными и сценическими ролями.  

Он – не просто ведущий актёр легендарного Малого театра и режиссёр целого ряда поставленных там впечатляющих пьес, но ещё и художественный руководитель коллектива, исповедующего лучшие традиции русской сцены. Традиции славные и, к сожалению, испытывающие сегодня коммерческое давление театра эпатажного, отчасти конъюнктурного, изощряющегося в экспериментальных режиссёрских трактовках того или иного материала и, благодаря рекламе СМИ, – модного.

Малый, в противовес иным, всегда был театром актёрским, где ценилась тонкая реалистическая игра, глубокий психологизм, уважение к автору-драматургу и тяготение к классике (что не мешало работе в нём талантливейших постановщиков). Недаром его именуют ещё и Домом создателя национального театра Александра Островского. Мастера Малого и его многочисленные поклонники всегда считали свой театр не только уникальным достоянием страны (он получил это звание первым), но и всего театрального мира. Таким же патриотом родного театра является и Юрий Соломин. Пропагандируя путь и метод работы этой знаменитой сцены всеми возможными средствами – и собственной игрой, и своими постановками, и приглашением близких по духу режиссёров, и даже актёров не щепкинской школы (созданной при Малом театре), но родственных ему по способу существования на подмостках, – он стремится сохранить всё лучшее, что было достигнуто многими десятилетиями успешной практики.

Соломин горячо поддержал идею фестиваля национальных академий, бережно относящихся к традициям русской сцены и опирающихся на классический репертуар. В своём театре он предпочитает придерживаться таких же принципов избирательности и ответственности перед зрителем вот уже много лет.

Широкую известность Юрию Соломину принесли первые же его работы в кино 60-х годов: Павел Кауров («Бессонная ночь»), Дмитрий Ульянов («Сердце матери», «Верность матери»), Геттель («Сильные духом»), Мещерский («Весна на Одере»), Трояни («Красная палатка»). В 70 – 80-х годах актёр запомнился в десятках картин, принесших ему всенародную любовь, среди которых: «Адъютант его превосходительства», «И был вечер, и было утро», «Инспектор уголовного розыска», «Четвёртый», «Дерсу Узала», «Преступление», «Мелодии белой ночи», «Хождение по мукам», «Блокада», «Крик тишины», «Скандальное происшествие в Брикмилле», «ТАСС уполномочен заявить»…

 

Снял несколько фильмов Юрий Соломин и как режиссёр. Правда, это было в советское время, когда отечественный кинематограф и кинопрокат считались едва ли не лучшими в мире. В последние годы Соломина можно было увидеть в фильмах: «Тяжёлый песок», «Бульварное кольцо», «Точка кипения», «Непобедимый», «Московская сага»… И хотя события, показанные в «Саге», воспринимались многими историками и критиками неоднозначно, Соломину-актёру претензий никто не высказывал. Он, как всегда, был органичен и обаятелен.

Россия. Москва. 27 ноября. Художественный руководитель Государственного Академического Малого театра Юрий Соломин во время пресс-конференции, посвященной реконструкции основной сцены театра. Фото ИТАР-ТАСС/ Антон Новодережкин

Несмотря на явные (можно сказать, потрясающие) удачи в кинематографе, артист считает своим главным делом театр, в котором он работает (приехав из Читы и окончив училище имени Щепкина, курс В.Н. Пашенной) с 1957 года и которым руководит уже более 30 лет. Юрий Мефодьевич, всегда отзывающийся о своих педагогах предельно уважительно и признательно, с особым восхищением вспоминает народную артистку СССР Веру Николаевну Пашенную (1887 – 1962), которая сыграла в его судьбе определяющую роль. Эта ведущая актриса Малого театра (и профессор училища), обладавшая несгибаемой волей, принципиальностью, невероятным профессиональным дарованием и активной жизненной позицией (в Коммунистическую партию она вступила в 1954 году в возрасте 67 лет(!)), сумела передать свой талант и взгляды на жизнь многим и многим воспитанникам, успешно и ответственно работающим в самых разных театрах страны и кино. Некоторые из них занимаются педагогической деятельностью, в том числе и Юрий Мефодьевич. С 1960-го он преподаёт в театральном училище имени Щепкина. С 1986 года – профессор.

Игру Юрия Соломина помимо редкостного обаяния отличает глубокий драматизм при мягкости, лиричности актёрской манеры. В полной мере владеет актёр и качествами, позволяющими ему быть убедительным  в ярко характерных  и музыкальных ролях. Среди лучших театральных работ его запомнились: Безайс («Когда горит сердце» по Кину), Юрий («Почему улыбались звёзды» Корнейчука), Исидор («Ярмарка тщеславия» по Теккерею), Сесиль Грэхем («Веер леди Уиндермиер» Уайльда), Тишка («Свои люди – сочтёмся» Островского), Слава («Неравный бой» Розова), Лопатин («Взрыв» Дворецкого), Гриша («Перед ужином» Розова), Хлестаков («Ревизор» Гоголя), Кисельников («Пучина» Островского), Иван Петрович «Униженные и оскорблённые» по Достоевскому), царь Фёдор («Царь Фёдор Иоаннович» А.К. Толстого), Яровой («Любовь Яровая» Тренёва), Княжко и Крымов («Берег» и «Игра» по Бондареву), Астахов («Картина» по Гранину), Сирано («Сирано де Бержерак» Ростана), Протасов («Живой труп» Л.Н. Толстого), Войницкий («Леший» и «Дядя Ваня» Чехова), Николай II («…и Аз воздам» Кузнецова), Фамусов («Горе от ума» Грибоедова).

Из режиссёрских работ Юрия Мефодьевича Соломина особенно выделяют «Ревизора», «Чайку», «Лес», «Власть тьмы». Перенеся тяжёлую операцию на сердце, мастер продолжает радовать нас своими новыми работами и своим ярким талантом.

Надо сказать, что творческая жизнь Юрия Соломина во многом показательна для советской эпохи, когда юноша, приехавший в столицу из провинции, становился яркой личностью в искусстве (как в театральном, так и кинематографическом) не только отечественном, а и мировом. Фильм «Дерсу Узала» (снятый на киностудии «Мосфильм» в 1975-м) легендарного японского режиссёра Акиры Куросавы (1910 – 1998), в котором Соломин сыграл главную роль, был удостоен не только Гран-при Международного Московского кинофестиваля, но и «Оскара» в Америке. Эту картину закупили около ста стран. Многие другие советские фильмы (и телеспектакли), где Юрий Мефодьевич Соломин незабываемо проявлял себя и как актёр, и как режиссёр, продолжают и сегодня радовать миллионы зрителей по всему миру.

Владимир Межевитин