– Все новогодние дни государственные телеканалы показывали нам плачущих людей, выходящих из кинозалов после просмотра фильма режиссёра Антона Мегердичева «Движение вверх» (сюжет картины строится вокруг легендарной победы баскетбольной сборной СССР в финале Олимпиады 1972 года). «А почему там все плачут? – недоумевали мои знакомые, не смотревшие «Движение вверх», зато видевшие 45 лет назад легендарный матч по ТВ. – В 1972-м мы радовались, когда наши победили, а тут все плачут…».

Я этот фильм посмотрел, и теперь знаю, почему там все плачут. Ну как, скажите, не заплакать зрителям, глядя на то, как рыдает в финале ленты актёр Владимир Машков, сыгравший тренера легендарной сборной Владимира Гаранжина? Плачет Гаранжин потому, что в фильме игроки сборной отдали свои премиальные за победу на Олимпиаде на лечение больного сына Гаранжина… Ещё зрители плачут от гордости за свою страну, от ностальгии по большим победам, по величию cоветского спорта… Этому очень способствуют и кадры старой спортивной хроники, которые сопровождают финальные титры.


Актёр Владимир Машков в роли тренера Гаранжина. Фото с сайта kinopoisk.ru

Лица зрителей в кинотеатре «Пролетарий» тоже были заплаканными, и в зале даже аплодировали в некоторых сценах. Я тоже расчувствовался и, должно быть, как многие такие же, как я, спортивные дилетанты, полез после просмотра в Интернет, чтобы взглянуть на лица реальных участников той легендарной сборной и на их прославленного тренера Гаранжина.

И тут – первое разочарование… Оказалось, что никакого Гаранжина не было, а к победе сборную привёл другой тренер – Владимир Кондрашин. И как это понимать? Почему же в фильме тренер той абсолютно реальной, не выдуманной сборной, получил вымышленную фамилию, в то время как все баскетболисты выведены под своими реальными именами?

Оказалось, что супруга Владимира Кондрашина Евгения высказалась резко против трактовки образа своего мужа в картине. «Это такая чушь. Единственное, что там совпадает с реальностью – победа в Мюнхене. Всё остальное – не то», – говорила Евгения Вячеславовна в интервью агентству Regnum. Вдова тренера выступала резко против съёмок фильма сразу после прочтения сценария, в котором очень вольно трактовались многие события и история семьи Кондрашиных, в том числе, ситуация с больным ДЦП ребёнком Кондрашиных. Операция, о необходимости которой так много говорят в фильме, оказывается, никогда не была предписана сыну Кондрашиных. «Я после прочтения этого сценария два месяца вообще не спала, у меня волосы поседели, честное слово», – рассказывала Евгения Кондрашина журналистам. Часть замечаний вдовы тренера сценаристы всё-таки учли, но это не удовлетворило Евгению Вячеславовну.

Много писали СМИ и о том, что оскорблена сценарием вдова одного из ключевых игроков той сборной Александра Белова, и что оставшимся в живых игрокам сборной 1972 года сценарий фильма либо не понравился, либо они отказались (или не смогли) его прочесть. Так, Regnum приводит рассказ журналиста Сергея Чеснокова: «С Модестасом Паулаускасом мы разговаривали, я ему говорю: «Модя, ты хоть читал сценарий?». Ответ Моди: «Ты знаешь, я по-русски и говорю уже плохо, а читать, тем более такой огромный сценарий, мне трудно» (см. об этом здесь: https://regnum.ru/news/2361986.html).

Между тем, кому-кому, а заслуженному мастеру спорта СССР и капитану той легендарной сборной Модестасу Паулаускасу сценарий «Движения вверх» прочесть стоило бы. Ведь в фильме он представлен антисоветчиком и, пожалуй, русофобом, который едва не сбегает на Запад во время мюнхенской Олимпиады перед решающим финалом с американцами. Но даже сами создатели фильма признают, что эти «факты биографии» литовского баскетболиста являются вымышленными. Видимо, очень уж хотелось придать фильму перчинки, ориентируясь при этом и на нынешнюю политическую конъюнктуру. Ради красного словца, как говорится…

В действительности же «русофоб» Паулаускас в 2011 году признавался изданию «Спорт-уикенд», что не хочет забывать своих российских друзей и русский язык, для чего начал заниматься баскетболом с мальчишками в маленьком российском городке Краснознаменске, за что имеет грамоту губернатора Калининградской области (см. http://sport-weekend.com/2011-10-05-22-17-18-1358.html). Неплохо отблагодарили мы этим фильмом Модестаса Феликсовича, нечего сказать! (А ведь фильм создавался при непосредственном участии государственной телерадиокомпании ВГТРК).

Горячие споры о том, до какой степени имеют право создатели современных фильмов на художественный вымысел при изображении реальных исторических персонажей разгорелись в прошлом году при обсуждении фильма «Матильда». Много говорили историки и политики о том, что события в фильме не вполне соответствуют исторической действительности, а многие сочли трактовку образа царя Николая II порочащей его образ. Но создатели картины настаивали на том, что имеют право на собственное видение истории. И если в ситуации с Николаем II не было возможности выслушать позицию его родных, и его адвокатами становились люди, авторитет которых в нашем обществе трудно назвать безоговорочным, то в случае с «Движением вверх» близкие люди участников тех событий, которые и сами стали персонажами фильма (жёны Кондрашина и Белова), уже совершенно не удовлетворены ссылками на право художника творить под девизом «Я так вижу…».

«Мне, честно говоря, плакать хочется, ещё не посмотрев этот фильм. Пусть студия «ТриТэ» (которая принадлежит Никите Михалкову. – «Ё!».) снимет кино о семье Михалкова, где его родные будут пить, будут смертельно больны, будут неадекватно себя вести, спать с кем угодно. Пусть снимут и скажут, что это – художественный вымысел», – заявила супруга баскетболиста Александра Белова Александра Овчинникова. (Производством фильма занимались студия Никиты Михалкова «ТриТэ», телеканал «Россия-1» и кинокомпания Central Partnership.)

И хочется спросить, неужели степень эмоционального воздействия на зрителей была бы меньше, если бы сценаристы, продюсеры и режиссёр добивались бы соответствия исторической правде в ключевых моментах и пошли бы на компромисс с вдовами спортсменов? Не придумывали бы искусственные драматические ходы, а находили бы драматизм внутри самой – причём уникальной! – истории этой победы? (Кстати, как пишут СМИ, ссылаясь на родственников Кондрашина и Белова, сценарист фильма Дмитрий Куликов не связывался с ними и не пытался с их помощью собирать материал для сценария «Движения вверх».) Ну а уж если очень хочется рассказать кинематографистам свою историю, рассказывайте свою – про абстрактную сборную на абстрактной Олимпиаде с вымышленными героями. Но ведь понимают создатели, что история им нужна, что она даёт необходимое ощущение достоверности, только используют её, к сожалению, исключительно как ширму… Хотя можно в кино работать и по-другому, как показала нам история с фильмом режиссёра Дмитрия Киселёва «Время первых». Там у космонавта Алексея Леонова не было принципиальных замечаний к сценарию, и в фильме он выступил консультантом.

И, тем не менее, фильм «Движение вверх» посмотреть я рекомендую. Смотрится лента на одном дыхании, и прекрасные актёры играют прекрасно. Но только помните и скажите, пожалуйста, друзьям и близким, что рассказывают нам совсем не ту историю легендарной спортивной победы и показывают совсем не тех людей, которые её творили…

А лично меня беспокоит ещё и то, что теперь после каждого «основанного на реальных событиях» фильма нужно будет бежать сверяться с фактами и выяснять, сильно меня на этот раз обманули или не очень…

Владимир МАЗЕНКО, главный редактор газеты «МОЁ!»

https://moe-online.ru/opinion/12112