В июне 1992 года литературно-драматическая студия «Останкино» открывала две новых программы – «Поэтический альбом» и «ПЕН-клуб». Дебютный «альбом» предложили тогда сделать автору этих строк. У меня были материалы, рассказывающие о творчестве поэтов Дмитрия Веневитинова (1805 – 1827) и Арсения Тарковского, чьё 85-летие со дня рождения мы готовились вскоре отметить. Сведения об Арсении Александровиче я собирал для «ПЕН-клуба» и возможного там разговора о нём, хотя мог начать с него и серию встреч «Поэтического альбома». В литдраме остановились на Веневитинове, посчитав, что он всё-таки относится к поэтам, открывающим легендарную плеяду русской литературы 19 века. На принятие решения сказалось и то, что в Воронеже готовилось долгожданное открытие веневитиновского музея-усадьбы (в селе Новоживотинное). Москва решила поддержать воронежцев своей передачей, которую я и осуществил с редактором Диной Чупахиной, старшим научным сотрудником воронежского литературного музея Галиной Мазиной, актрисой Театра на Таганке Любовью Селютиной (народной артисткой России) и сорежиссёром-помощником Вячеславом Лагуновым. Об Арсении Тарковском разговора в «ПЕН-клубе» не состоялось. Действующие поэты и прозаики горячо обсуждали проблемы начавшихся 90-х, с их политическим страстями, острыми проблемами и противоречиями.

Сегодня, в дни 115-летия одного из любимых мною (и многими другими) поэтов – Арсении Тарковском, – которого считают едва ли не последним представителем серебряного века русской литературы, хочется вспомнить, перелистывая записи режиссёрско-сценарного дневника, в который я начинал собирать биографические сведения о нём и его творчестве…

Литературным на­ставником Арсения Тарковско­го (приехавшего в Москву пос­ле окончания школы из укра­инского Елизаветграда) стал поэт Г.А. Шенгелли, препода­вавший в 20-е годы на высших литературных курсах при Все­российском Союзе писателей. Он и рекомендовал талантли­вого юношу – своего ученика по курсам – в газету «Гудок», где 17-летний Тарковский успешно дебютировал в жанре стихо­творного фельетона. В газете тогда работали М. Булгаков, Ю. Олеша, И. Ильф, Е. Петров, В. Катаев, чьё влияние на моло­дого Тарковского было так или иначе полезно. Он стал сочи­нять занятные пьесы, которые вскоре оказались на радио, все­рьёз занялся переводами с во­сточных и некоторых европей­ских языков, начал публиковать и свои собственные стихи. Довольно быстро Арсений Тарков­ский стал известным в писательских кругах столицы поэтом. В числе наиболее за­помнившихся знакомств того времени Арсений Александро­вич называл позднее встречи с М. Цветае­вой, О. Мандельштамом, А. Твардовским.

В декабре 1941 года Тарков­ский ушёл добровольцем на фронт, участвовал в боевых дей­ствиях под Москвой, а затем во­евал на Западном, Брянском, 2-м Белорусском и 1-м Прибал­тийском фронтах… Демобили­зовался он по ранению в 1944 году, после нескольких тяжё­лых операций и ампутации ноги, в звании гвардии капитана.

В 1946-м в атмосфере, вы­званной известным постанов­лением ЦК партии «О журналах «Звезда» и «Ленинград»», под­готовленный к выпуску набор первого сборника поэта «Сти­хотворения разных лет» был рассыпан. После чего из-под пера Тарковского на всеобщее обозрение большей час­тью появлялись лишь восхити­тельные переводы классических и современных поэтов Азии и Европы, а оригинальные поэти­ческие произведения самого Ар­сения Александровича можно было увидеть гораздо реже. Тем не менее, авторитет Тарковско­го увеличивался с каждым го­дом, с каждой новой публикаци­ей. Среди его друзей и горячих поклонников оказываются Пас­тернак, Заболоцкий, Ахматова...

Первая книга стихов Арсения Тарковского «Перед снегом» вы­ходит только в 1962 году, почти одновременно с появлением де­бютного фильма сына Андрея «Иваново детство». Как «драго­ценный подарок современному читателю» оценила сборник Анна Андреевна Ахматова, подчерк­нув, что «эти, долго ожидавшие своего появления стихи пора­жают рядом редчайших качеств. Из них самое поразительное то, что слова, которые мы как буд­то произносим каждую минуту, делаются неузнаваемыми, обле­чёнными в тайну и рождают не­ожиданный отзвук в сердце… Этот новый голос в русской по­эзии будет звучать долго». При­стальное и весьма благожела­тельное внимание критиков и признание читателей сопровож­дали все последующие книги Тарковского: «Земле – земное» (1966), «Вестник» (1969), «Сти­хотворения» (1974), «Волшебные горы» (1978), «Зимний день» (1980), «Избранное» (1982), «Стихи разных лет» (1983), «От юности до старости» (1987), «Звезда над Арагацем» (1988).

Чертами «классичности» (как уверял, например, литературовед С. Чупринин) от­мечены не только зрелые, но и ранние из дошедших до нас про­изведений Арсения Тарковско­го. Поэт-пророк, поэт-демиург, убеждённый в том, что «служе­ние поэзии родственно подви­гу или есть подвиг», будто бы не изведал ни мук периода уче­ничества, ни мятежных сомне­ний в верности раз и навсегда избранной им для своего твор­чества авторской манеры. Мно­гие литературоведы говорили о том, что стихи Тарковского столь состоятельны и совер­шенны, что, не будь под ними даты, было бы невозможно оп­ределить, когда они созданы: в 30-е или 70-е, 80-е годы… Эпохи в сознании автора переплета­ются столь естественно, гармо­нично и «взаимообменно», столь открыты друг другу, что диалог с «псалмопевцем Дави­дом или Овидием стоит ничуть не больших усилий, чем разго­вор со случайным собеседни­ком в переделкинских аллеях». Вмещая в себя «весь доступный духовному зрению опыт исто­рии, чувствуя себя защищённым круговой порукой многих луч­ших людей отечественной и мировой культуры, поэт стано­вится полномочным представи­телем человечества», ибо ода­рён сполна могущественным «оружием – Речью, Голосом, Словом». О творчестве Арсения Тарковского оставили яркие, впечатляющие статьи К. Ковальджи, А. Лаврин, Ю. Кублановский, Н. Иванова, Н. Старосельская, О. Седакова, Е. Таратута, Ю. Нейман, А. Зорин, М. Синельников, С. Липкин, Л. Мкртчян и, конечно же, мною давно любимая дочь Арсения Александровича Марина Тарковская. Самое деятельное участие приняла она в увековечивании памяти отца, посвящая ему воспоминания, статьи, книги, телевизионные передачи и фильмы. Эта умная, обаятельнейшая женщина каждый раз, появляясь на телевизионных экранах, приковывала внимание зрителей к своим рассказам о семье, жизни и творческой биографии Арсения Александровича и своего великого брата – Андрея Тарковского…

Стихотворения Арсения Александровича, его изуми­тельные переводы, всегда от­личающиеся чеканной строгос­тью формы, удивительной пла­стикой слова и музыкальнос­тью, дополняют (в вышедшем в начале 90-х трёх­томнике) и его прозаические произведения, мемуарные на­броски, письма. Из всего этого творческого многообразия встаёт перед нами фигура ред­костного, превосходного поэта, к которому хочется обращаться вновь и вновь…

материал подготовил: Владимир  Межевитин