Эту уникальную и историческую экспедицию в Ольховатский район, Шапошниковское сельское поселение, Воронежской области совершила группа патриотов и единомышленников из Воронежа. В её состав и я лично попал, как журналист газеты и человек, приглашённый для освещения в интернет издании. И мы поехали туда на авто, погода выдалась дождливая, сменяясь солнцем и очень ветреная. На прекрасных полях нас встретило стадо американских коров, завезённых в воронежскую область ещё при губернаторе Гордееве А.В. несколько лет тому назад. Эти коровы из которых получают мраморное мясо в нашу сторону даже ухом не повели по прибытию на место. Как буд-то они наблюдают каждый день прибытие гостей на своё поле, что недалеко от хутора Кальченково и кроме свежих коровьих блинов разбросанных по всему полю, а так же местных жителей, присоединившихся к этой экспедиции, нас никто не встречал. Почему историческая, да потому, что только через 83 года нам предстояло узнать окончательно какой самолёт упал на этом месте в 1942 году в Великую Отечественную Войну. Могли ли коровы предположить, что рядом с ними в поле разбился их американский «земляк» из США, самолёт-бомбардировщик «Бостон-3».
Вот, о чем писала Татьяна Николаевна Саратовская в газете «Ольховатовский Вестник» в год 60-летия нашей победы в 2005 года… Татьяна Николаевна присоединилась к нашей экспедиции на поле, а её сын на своем тракторе помогал нам в этот день.
По прибытию на место в поле работа закипела, благо это место подбитого самолёта нам было указано человеком — Неровный Александром Петровичем, который ещё мальчишкой бегал на это поле, где нашел пулемёт самолёта и принёс в свою школу, который у него забрал директор школы (он Неверный А.П. стоит в центре фотографии). В чем состоит подвиг лётчиков летом 1942 года. 5 июля экипаж «Бостона-3» в составе командира экипажа, пилота Бурлуцкого Василия Васильевича, штурмана Журавлёва Дмитрия Васильевича, стрелка-радиста Баранова Николая Петровича и стрелка Чернова Фёдора Филипповича получили приказ командира 221 авиационной дивизии отбомбить переправу немецкую на реке Оскол. Получив этот приказ экипаж на самолёте поднялся в воздух с бомбовым запасом, но задачу тогда выполнить не смог ввиду неблагоприятных погодных условий. Он развернулся обратно на аэродром. И тут его настигли Мессер-Шмиты, которые гнались за бомбардировщиком. Штурман Журавлёв, стрелок-радист Баранов и стрелок Чернов сразу же погибли в том воздушном бою, а командир экипажа Бурлуцкий выпрыгнул на парашюте из кабины самолёта. Самолёт врезался в землю. Членов экипажа подобрали и захоронили тогда же в хуторе на местном кладбище. Бурлуцкий остался жив, его подобрали женщины из хутора, потом за ним приехали его товарищи с аэродрома и забрали к себе в часть. Бурлуцкий В.В. затем воевал на фронтах ВОВ и погиб в под городом Линдс, что в Германии в феврале 1945 года.
И удача улыбнулась нам в этой экспедиции. На глубине в полтора метра, помимо мелких деталей от самолёта был обнаружен шильдик от двигателя со всеми номерами. На нём мы смогли прочитать всю информацию: страну изготовитель самолёта, номер двигателя, техническую информацию. Эти самолёты были поставлены по «Лэнд-Лизу» в СССР в ту войну. Очень много было поставлено военной техники и продуктов питания, медицинского оборудования с лекарствами за золото и валюту из США. Вот так и получилось, что янки помогали сначала Гитлеру, потом нашей стране. И у них это не плохо тогда получилось!
Американские парнокопытные паслись в полях, поедая свежую травку, а в это время лежали в земле остатки самолёта с американских берегов в нашей земле. Очень надеемся и верим, что в Шаповниковке будет установлен памятный знак в память об этом событии и трагическом подвиге советских лётчиков.
После своей экспедиции в этот день трактор разровнял землю в поле, мы сфотографировались на память, помахали на прощание мраморным мясным американским коровам, прихватили экспонаты с собой в машину и были таковы. Планируем всё передать в местный музей.
Материал подготовил Сергей Ольденбургский. Фотографии автора и из открытых источников интернета. Вдохновителем и организатором данной поисковой экспедиции был Валерий Алексеевич Семёнов и его близкий друг, и лётчик Валерий