(к 90-летию со дня рождения Альбины Смирновой)

                90 лет исполнилось со дня рождения Альбины Борисовны Смирновой-Пензиной – замечательного человека, педагога, просветителя, подвижника. В Воронеже её знали и любили многие. Вместе со своим мужем, известным киноведом Сталем Никаноровичем Пензиным (лауреатом нескольких премий Союза кинематографистов России), более 30 лет она вела киноклубы в кинотеатре «Пролетарий», ДК «Электроника», в Доме актёра, клубе завода им. Ленина, где демонстрировались лучшие отечественные и зарубежные фильмы. Попасть на киноклубные сеансы и лекции стремились люди самых разных профессий, неравнодушные к экранному искусству… Являясь руководителем регионального центра кинообразования, она участвовала в организации и проведении лекториев, творческих встреч и фестивалей, в редактировании статей и книг Сталя Пензина. Книг этих, выходивших в Воронеже и Москве, было более десятка. После смерти мужа Альбина Борисовна стала инициатором книги воспоминаний о нём. Авторами статей в ней стали известные воронежцы, знавшие и любившие замечательную семью Пензиных – подвижников кино. Вступление к сборнику, который был назван «Другой рядом с тобой», было написано Альбиной Смирновой. Его и хочется привести сегодня нашим читателям в память об удивительной женщине, посвятившей свою жизнь людям:

                   «Некоторые уверяют, что написать книгу, создать её несложно. Главное – начать. А дальше пойдёт само собой. Подобное утверждение выглядит странным и легкомысленным. Впрочем, как и всякое самонадеянное утверждение. Ибо в каждом деле важно не только начало, но и, конечно же, всё остальное. Так мне кажется и уже очень давно. А ещё я думаю, что любая книга должна быть прежде всего искренней, легко струящейся и, самое главное, основанной на любви. Без любви вообще ничего лучше не начинать.

                   Когда друзья Сталя Пензина, решившие издавать книгу, обратились с просьбой написать о нём несколько слов, я поняла, как трудно мне это сделать. Невыносимо больно оказалось погружаться в прошлое, зияющее чёрными дырами бесконечных и страшных потерь, уходами близких, горестным ощущением краткости и хрупкости жизни. Если бы я смогла написать обо всём, что мне дорого, получился бы, наверное, увесистый том. Но для этого нужны силы, а осталось только щемящее чувство одиночества.

                   Мы были знакомы со школьных лет, вместе учились в университете. А потом бок о бок преодолевали все испытания судьбы – радости и нелепости бытия. Первое, что меня поразило когда-то в мальчишке, жившем неподалёку и начавшем со мной общаться, – его необычайная открытость, энергия любознательности и редкостное благородство. Сразу же пленили круг интересов, обаяние, какое-то поразительное рыцарски доброжелательное отношение к людям. Ко всем людям без исключения, ну и, конечно же, ко мне, в частности. Эти его замечательные качества вызвали отклик в душе сразу и навсегда.

    Нам хотелось часами говорить о литературе, театре, живописи, кинематографе, который он так любил и которому посвятил всю свою дальнейшую жизнь. Мы говорили и спорили о самых разных вещах, нас окружающих и волнующих. В какой-то момент я поняла, что жить без этого чудесного мальчишки не могу. Его мечты и устремления, полёты фантазии, упорство восхищали меня, наполняя невероятной теплотой, удивлением, радостью и благодарностью. Наполняли и продолжают наполнять сегодня.

                   Он был поразительным другом, всегда готовым придти на помощь, взвалить на свои плечи любые заботы по дому, где жил с родителями, а позднее и в нашем с ним общем доме. Он обладал завидным умением справляться со всеми бытовыми делами, совмещая их с постоянной работой над собой, совершавшейся изо дня в день, с творчеством. Ничто не могло помешать его служению искусству, которому он присягнул, как я понимаю, ещё в юношескую пору.

                   Честность его и целеустремлённость казались мне фантастическими. Он не умел кривить душой и не был способен на подлость ни при каких обстоятельствах. Как ему это удавалось, я до сих пор не знаю. Какая-то волшебная закваска, дарованная родителями, временем, характером, сделала его личностью уникальной, примером для подражания и восхищения многих наших товарищей и, как теперь выясняется, многих его учеников. Память их, вылившаяся в искреннюю и проникновенную книгу, да и сам жизненный путь Сталя говорят об этом весьма убедительно.

                   Сейчас я отчётливо осознаю, что при жизни ему не хватало добрых слов, понимания и поддержки, как, впрочем, и всем нам. Но в отличие от иных, он особо заслуживал их по праву своего таланта. Думаю, страницы сборника «Другой рядом с тобой» станут своеобразным знаком любви, признания и торжествующей справедливости.

                   Он часто напоминал мне Дон-Кихота, воюющего с ветряными мельницами – человеческим равнодушием, глупостью, темнотой. От этих вечных людских пороков, или, лучше сказать, несовершенств страдал часто и глубоко, несмотря на всю свою силу духа. Многое из того, что ему удалось, доставалось дорогой ценой и, конечно же, не прибавляло здоровья. Впрочем, говорить здесь об этом не совсем уместно, поскольку сделано им всё-таки немало (полтора десятка книг, более 500 статей, в том числе и публицистических), а потому и остаётся он в людской памяти и в сборнике воспоминаний друзей, соратников и воспитанников, ему посвящённом – человеку, положившему все свои силы на то, чтобы мы могли ощутить наш мир светлее и осмысленнее…»

                   P.S.  Автору этих строк, дружившему с замечательной семьёй Пензиных, также довелось быть одним из участников сборника, выступив в нём со своими воспоминаниями, и даже, по просьбе Альбины Борисовны, сделать обложку книги. Было несколько вариантов. Альбина выбрала мой. Вместе с ней мы создали и памятную доску, находящуюся теперь в кинотеатре «Пролетарий», посвящённую Сталю Пензину (к его 80-летнему юбилею)…

                   Они прожили вместе 54 года. Сталь Никанорович Пензин, будучи кандидатом искусствоведения, доцентом, преподавал в ВГУ и институте искусств, а Альбина Борисовна сначала была учительницей русского языка и литературы в школе №11, а потом работала в библиотеке воронежского университета, избиралась в Москве членом правления Межрегиональной ассоциации деятелей кинообразования… Надо сказать, что последнее время свою активную деятельность Альбина Борисовна осуществляла, будучи инвалидом, приходя на занятия киноклуба на костылях. Зрители ждали встречи с ней как праздника. И она не подводила их… Память об Альбине Борисовне (ушедшей из жизни на 83-м году жизни) – мудром, светлом, доброжелательном человеке – остаётся в сердцах её учеников, друзей, многих и многих воронежцев.

                   подготовил  Владимир Межевитин