Наши поздравления Евгению Григорьевичу с Юбилеем! Здоровья и ещё долгих лет земного пребывания Вам!

Новичихин Евгений Григорьевич [9.2.1939, с. Верхнее Турово Нижнедевицкого р-на Воронежской обл.] — поэт, прозаик, публицист, переводчик, кинодраматург.

Родился в семье служащих. В 1961 окончил Воронежский лесотехнический институт. Работал инженером на Урале (Увильды Челябинской обл.) и в Воронеже (1961-73), редактором отдела поэзии и публицистики журнала «Подъем» (1973-83), председателем правления Воронежской организации СП РСФСР (1983-88), главным редактором журнала «Подъем» (1988-1993), директором Воронежского областного литературного музея им. И.С.Никитина (1993-97), председателем комитета по культуре администрации Воронежской обл. (1997-2001), заместителем директора Центра общественных связей Юго-Восточной железной дороги — главным редактором еженедельника «Юго-Восточный экспресс» (2001-02). Член СП с 1978. Член Союза кинематографистов России.

В 1985-90 — заместитель председателя ревизионной комиссии СП, с 1990 — член правления, с 1995 — секретарь правления СП России. Живет в Воронеже.

Первые публикации произведений Новичихина состоялись в воронежских газетах и относятся к его студенческим годам. Это была гражданская лирика, отмеченная печатью ученичества. В поисках своего творческого лица Новичихин обращается к жанру стихотворной сатиры.

С Г.Н. Троепольским. Воронеж, 1983 г.

С кинорежиссером, народным артистом России Станиславом Говорухиным. Воронеж, 1997 г.

Санкт-Петербург. В «Эрмитаже» с писателями России. Третий слева – Валентин Распутин. 1998 г.

В 1971-87 в столичных издательствах «Советский писатель», «Правда», а также в Воронеже выходят 7 книжек Новичихина, написанных в этом жанре: «Два пишем, один — в уме…» (1974); «Формула любви» (1978); «Вы встречались с пареньком?» (1981) и др. Новичихин становится обладателем приза «Золотые вилы» журнала «Крокодил» (1974), критики отмечают, что автор «чуток к слову, к его многозначности, к его способности вступать с другими словами в «химические» реакции», что, говоря о его сатирической поэзии, «хочется сделать ударение именно на слове поэзия» (Дубровицкий Е.— С.142) и что Новичихин, «апеллируя к остроумию читателя, его сообразительности, афористично и мягко ведет повествование, предлагая аудитории не оценочный вывод, а изящное решение» (Кройчик Л.— С.143). Сатирические произведения Новичихина публиковались в журнале «Москва», «Наш современник», «Молодая гвардия», «Огонек», «Нева», «Аврора», «Дон», «Сибирские огни» и вошли в 4-томную антологию «Всемирная эпиграмма» (СПб., 1998. Т.3. С.716; Т.4. С.553-555).

Однако широкую известность Новичихину принесли другие жанры: стихи для детей и поэтические переводы. В Москве, Воронеже, Тамбове им издано 15 детских книг. Они выходили в престижных издательских сериях «Золотая коллекция детского сада», «Моя любимая книжка», «Первый урок» и др. Новичихин вошел в ряд антологий детской поэзии, его произведения публиковались в детских журналах «Веселые картинки», «Мурзилка», «Колобок».

Звуковое и графическое разнообразие, насыщенность разговорной интонацией, приметы времени, отразившиеся и в темах, и в лексике — все это привлекает внимание маленьких читателей к книжкам Новичихина. «Если поэт объясняет непонятное явление, стих строится на сопоставлении непонятного, нового со знакомым, уже освоенным» (Шамаева С. Поэт разговаривает с детьми. С.154).

С народной артисткой России Людмилой Зайцевой. Минск, 1998 г.

С народным артистом СССР Львом Дуровым. Воронеж, 1999 г.

С композитором, народной артисткой СССР Александрой Пахмутовой. Волгоград, 1999 г.

С народным артистом СССР Василием Лановым. Воронеж, 1999 г.

С народной артисткой СССР Любовью Соколовой. Москва, 2000 г.

В.Кулиничев говорит о даре творческого перевоплощения: «Голос взрослого человека сливается с голосом маленького героя. Кажется только, что взгляд автора на мгновение опережает взгляд малыша, хотя малыш и сам увидел то, что увидел взрослый. Просто автор чуточку оперативнее, чуточку мудрее» (Кулиничев В.- С.142-143). Многие стихотворения Новичихина носят характер игры. В «Веселом букварике», впервые вышедшем в книге «Учим буквы и цифры» (2002), выдержавшем за короткое время четыре издания, ему удалось впервые в детской отечественной поэзии создать азбуку для малышей, в которой каждое слово в стих, начинается на заданную букву: «Щурилась щука / Щетинилась щетка / Щукины щечки / Щипала щекотка». Другая азбука, тоже впервые, представляет собой — от А до Я — акростихи-загадки о животных (Большая книга азбук. М., 2004). Маленький читатель одновременно и учится читать, и получает представление об окружающем мире. В форме азбуки в 2003 написан и «Православный букварик», опубликованный воронежским журналом «Кольцовский сквер» (2003, №4). На детские стихи Новичихиным написаны песни композиторами А.Лепиным, В.Беляевым, В.Наумовым, Л.Чернышевым и др.

В переводах Новичихина русский читатель познакомился со стихами украинцев Е.Плужника и Б.И.Антонина, чеха И.Одегнала, литовца Ю.Янониса, чуваша В.Енеша, туркмена А.Алланазарова, с детскими поэтами Молдовы, современными поэтами Греции С.Боснакидисом, Г.Велласом, Периклисом. В «Антологии новогреческой поэзии», изданной в переводах на русский в Афинах (1996) и переизданной в России (2002), Н. принадлежат переводы классиков греческой поэзии. Новичихин «всегда стремится найти соответствующий образный строй, который бы позволил русскому читателю почувствовать природу греческого стиха», что его переводы стих. Костаса Паламаса, Янниса Рицоса и многих других известных греческих поэтов «не только близки к контексту, но и соперничают с некоторыми из них» (Веллас Г.Я. Я люблю Грецию… // Омониа. 1997. №19. С.8.).

С кинорежиссером, народным артистом России Эмилем Лотяну. Воронеж, 2000 г.

С композитором, народным артистом СССР Евгением Догой. Хохольский район Воронежской области, 2010 г.

С писателем Владимиром Крупиным. Москва, 2018 г.

На одной из своих многочисленных встреч со школьниками

В жанре прозы Новичихиным опубликованы 2 историко-краеведческие книги о воронежских селах, юмористические «Вспоминалки» из литературной жизни, повесть «Дубль первый и последний» (Воронеж, 2003), которая по признанию самого Новичихина задумывалась как пародия на детектив, а также книга «Ветры памяти» (Воронеж, 2004), в которой опубликованы его воспоминания о В.М.Сидорове, В.Е.Ардове, О.К.Кретовой и переписка Новичихина с Валентином Пикулем.

Перу Новичихина принадлежат несколько киносценариев, по 3 из которых сняты художественные фильмы — «Опять надо жить» (1999), «Ночь на кордоне» (2001), «На реке Девице» (2004).

С конца 1980-х Новичихин активно выступает и как публицист в периодической печати («Литературная Россия», «Гудок», воронежские областные газеты), а также в сб. «Поле сражения — душа» (Воронеж, 1990. С.101-107), «Десять лет, которые перевернули Россию» (Воронеж, 1996. С.76-78) и многие другие. В его статьях и очерках, публичных выступлениях остро звучат проблемы возрождения России, духовности, патриотизма.

Новичихин — лауреат Всесоюзного конкурса на лучший перевод стихов Юлюса Янониса (1978), премии им. М.Булгакова за цикл очерков в защиту русской культуры (1995), премии им. А.Платонова за сценарий художественного фильма «Опять надо жить» (2000), премий Первого (2000) и Второго (2002) народных кинофестивалей России. Заслуженный работник культуры РФ. Его произведения переводились на многие языки народов мира: чешский, польский, болгарский, литовский, эстонский и др.

С.У.Слонов

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. З — О. с. 663-665.

С народным артистом России Александром Пятковым. Хохольский районный Центр культуры и досуга, 14 сентября 2018 г.

«БЕРЕГ», 21 марта 2017 года

ПОЭЗИЯ — ЖАНР ОСОБЫЙ

Рубрика: Культура – №20 (2095) от 21.03.2017 г.

Автор: Ирина Лазарева 

В преддверии Всемирного дня поэзии, который отмечается 21 марта, мы встретились с писателем и кинодраматургом Евгением Новичихиным, долгие годы работавшим редактором отдела поэзии и публицистики в журнале «Подъем», а затем возглавлявшим его, и начинающим автором стихотворений Владимиром Дорохиным и поговорили с ними о среде, в которой современникам приходится творить, нестареющей классике и конкуренции.

Талантов – много 

– В нашем городе стало очень много поэтов – одни ищут зрителя на творческих вечерах в библиотеке, другие продвигают себя в соцсетях, третьи – готовы читать произведения под лестницей в вузах… Как вы считаете, много ли среди воронежских поэтов достойных?

Е.Н.: – И правильно делают, что ищут! Во времена нашей молодости читатель сам шел к поэту. Поэтические вечера собирали огромные залы. Сегодня ситуация другая. А без читателя и слушателя поэт никак не может обойтись. Но к соцсетям я отношусь скептически. Там «иголка» поэзии запрятана в «стоге» бесталанности.

Что касается достойных… Поэзия – жанр особый, тут много достойных быть и не может. Способных, талантливых, подающих надежды – да. Но достойными становятся лишь ценой упорного труда, а порою и самоотречения. На это способен далеко не каждый даже из самых талантливых.

– Современные воронежские авторы, к сожалению, нечасто становятся известными в других регионах России, а тем более в мире. Почему так происходит? 

Е.Н.: – Не секрет, что интерес к поэзии в мире упал. В наше время люди все чаще советуются не с сердцем, а с головой. К поэзии – и не только воронежской – это имеет самое прямое отношение. Конечно, наших поэтов в мире знают плохо. Хотя и бывают приятные исключения. Например, воронежская поэтесса Вера Жердева в минувшем феврале удостоена специального приза за лучшие стихи о любви на Международном фестивале «Арфа Давида» в Израиле. Не без радости скажу, что моя книга стихов для детей переведена на греческий язык и издается в этом году в Афинах.

А по России ситуация другая. Легендарный альманах «День поэзии» дважды – в 2012 и 2014 гг. – выходил у нас в Воронеже. По существу наш город дважды становился поэтической столицей России! За 60 лет существования альманаха такой чести удостаивались только Москва, Санкт-Петербург и Петрозаводск. На общероссийском уровне публикуются стихи многих наших поэтов-земляков.

Рецепты выживания 

– Вы не раз в своих интервью прессе говорили о засилье чтива. Читатель, если и выбирает книгу, то это детективы или триллеры, «донцовы» и «устиновы». Но как рядом с этим выживать поэзии? 

Е.Н.: – Невозможно себе представить, что сегодня мы найдем рецепт, «как выжить», и уже завтра выживем. Процесс выживания будет длительным, тем более что он еще и не начат. А «старт» стоит делать со школы. Откуда ученик узнает, например, о Кольцове или Никитине, если этих поэтов уже давно нет в школьной программе по литературе? И не только их. О современной поэзии я уже не говорю.

– Как вы считаете, можно ли научиться писать стихи? Какова в этом деле роль таланта? Ведь известно, что, к примеру, Бродский думал, что поэтом можно стать, только если это дано, никакие институты не помогут… 

Е.Н.: – Можно научиться рифмовать. Можно научиться формировать свои мысли в ритмические ряды. По форме это будут стихи. Но поэзией, по большому счету, это не станет. Роль таланта в этом деле – определяющая. Бродский был абсолютно прав: никакие институты поэтами не делают. Например, в с. Терехово Старооскольского района Белгородской области жил замечательный поэт Владимир Михалев, работал колхозным пастухом. Не имея практически никакого образования, он писал замечательные стихи, издавал книги и стал членом Союза писателей СССР. Разумеется, любая образованность лучше необразованности. Но в поэзии «искра божья» куда важнее институтов.

http://www.bereg.vrn.ru/

На церемонии вручения премии «Имперская культура» (19 января 2019 г.)

Евгений Новичихин встречает Александра Солженицина на железнодорожном вокзале в 1994 году

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Для нас, конечно же, наиболее интересен литературный путь Евгения Григорьевича. Ведь он пишет стихи для детей! «Крокодила звали Нил», «Вёз телегу воробей», «Весёлый букварик» — сборники стихов Евгения Новичихина. В Москве, Воронеже, Тамбове им издано 15 детских книг. Они выходили в престижных издательских сериях «Золотая коллекция детского сада», «Моя любимая книжка», «Первый урок» и др. Новичихин вошел в ряд антологий детской поэзии, его произведения публиковались в детских журналах «Веселые картинки», «Мурзилка», «Колобок».
В сборнике под названием «Два жука пекли блины» есть улыбчивое стихотворение «Космонавты». Новичихин приглашает всех пофантазиро¬вать. Представьте, что станет с людь¬ми, если все они вдруг превратятся в космонавтов:
…На улицах, в парках —
Повсюду они.
На пляже — и то
Космонавты одни.
Садятся в автобус —
А он не идет:
Водителя нету —
Собрался в полет.
Спешат космонавты
Пешком на обед —
Но нет ни обеда.
Ни повара нет:
И он в космонавты
Собрался,
И он без обеда
Остался…

Из этой забавной ситуации автор делает серьезный вывод: «Почетна работа любая!» Космонавта ведь надо еще научить считать и писать! А кто этим займется, если учителей совсем не осталось? Может, девочка из стихотворения «Зарядка», которая решила приучить свою куклу к порядку?

Куклу я учу порядку. 
Прямо с нынешнего дня
По утрам она зарядку
Будет делать у меня.
Раз-два, раз-два! —
Отлетела голова.
Выдох-вдох, выдох-вдох! —
Нет у куклы рук и ног.
Я учу её порядку.
Вот и сделали зарядку!

Вот такие весёлые стихотворения приготовил для нас Евгений Новичихин!

Литература:

  1. Будаков В. Родное слово / В. Будаков // Коммуна. – 2002. – 3 авг.
    2. Будаков В. Созидать прошлое, созидать настоящее… / В. Будаков // Коммуна. – 2009. – 7 февр.
    3. Денисов В. «Лирик с зубной болью» / В. Денисов // Коммуна. – 1989. – 11 февр.
    4. Дубровицкий Е. Коротко – не мелко / Е. Дубровицкий // Подъём. – 1984. — № 1. – С. 141 – 142.
    5. Ионкин А. Талантливый «обманщик» / А. Ионкин // Молодой коммунар. – 1990. – 22 мая.
    6. Латышева Э. «Вы встречались с пареньком?» / Э. Латышева // Коммуна. – 1989. – 26 авг.
    7. Лутков Г. «Припоздавшая» книга / Г. Лутков // Коммуна. – 1990. – 14 апр.
    8. Силин В. Дубль первый и последний? / В. Силин // Коммуна. – 2003. – 24 июля.
    9. Юдин В. Рифмы, рожденные под стук колес / В. Юдин // Коммуна. – 2004. – 8 июня.

С Михаилом Ножкиным (стоит по центру) поют вместе его песни

Виктор Будаков и Евгений Новичихин встречают Александра Солженицына на вокзале воронежского перрона (1994г.)

На встрече с читателями

Материал подготовил: Сергей Соболев.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.