60 лет назад начался удивительный творческий путь этого выдающегося советского режиссёра. Сняв в 1959 году короткометражный фильм «Тоже люди» по отрывку из романа «Война и мир» Л.Н. Толстого, Георгий Николаевич Данелия приступил к работе над картиной «Серёжа», который стал лауреатом многих престижных отечественных и международных фестивалей. С этого фильма началась триумфальная биография мастера, занявшего в прекрасном многонациональном советском кинематографе своё особое место.

Первый профессиональный опыт знаменитый теперь режиссёр Георгий Данелия приоб­рёл еще в детстве, оказавшись на съёмочной площадке у своего дяди Михаила Чиаурели – известного ре­жиссёра, актёра и художника. Деся­тилетним мальчиком снялся Дане­лия в его фильме «Георгий Саакадзе». Случилось это предвосхитившее судьбу событие накануне войны, в 1940 году.

Отец будущего кинопостановщи­ка работал инженером-метростроев­цем и казался далеким от искусст­ва десятой музы, зато мать и её род­ственники имели к театру и кино отношение самое прямое. Мама Ге­оргия Николаевича Мэри Ивлиановна была кинорежиссёром, тётя, Вера Анджапаридзе, –прославленная театральная актриса (народная ар­тистка СССР) – с успехом снима­лась во многих картинах… Несмот­ря на столь впечатляющие и убеди­тельные примеры, Георгий Данелия в кино пришёл не сразу. Лишь окон­чив Московский архитектурный ин­ститут и поработав несколько лет про­ектировщиком, поступил он на выс­шие режиссёрские курсы. Архитек­тором городов Данелия не стал, из него получился замечательный ре­жиссёр и сценарист – настоящий и редкостный Мастер кинематографа.

Уже дебютная полнометражная работа Георгия Данелии (совмест­ная с Игорем Таланкиным), вышедшая на экраны в 1960 году, оказалась весьма удачной и явилась событием в нашем (и не только) кино. Поэтичный и пронзи­тельный фильм «Серёжа», снятый по одноимённой повести Веры Пановой принес его постановщикам массу международных призов, дипломов и премий – от «Хрустального глобуса» в Карловых Варах до почетной на­грады в канадском Ванкувере…

Следующие данелиевские фильмы – «Путь к причалу» (1962), «Я шагаю по Москве» (1964) и «Тридцать три» (1966) – были также восторженно приняты зрителями. А картина «Я шагаю по Москве» (по сценарию Геннадия Шпаликова) стала культо­вой лентой 60-х годов. Дух време­ни, становление молодых людей (ге­роев фильма), вступающих в жизнь, светлые надежды целого поколения сумела выразить коллективная ра­бота её создателей. Алексей Локтев, Евгений Стеблов, Никита Михалков, Галина Польских и ряд других запо­минающихся актёров навсегда ос­тались в памяти миллионов зрите­лей – благодаря режиссёру Данелии.

Тонкие, изящные, лиричные фильмы продолжал снимать Георгий Данелия и дальше, поражая много­численных поклонников мудростью, юмором и удивительной гармонией своих самобытных притч. Этапной для творчества Данелии оказалась картина «Не горюй», открывшая для большого кино актёра Вахтанга Ки­кабидзе, ставшего вместе с Евге­нием Леоновым «талисманом» ре­жиссёра. Вслед за социальной ко­медией с элементами мелодрамы «Афоня», показывающей без прикрас полный противоречий мир «простого человека» (оторвавшегося от деревенских корней и не вписавшегося в жизнь городскую), Данелия снял жизнеутверждающую и добрую лирическую комедию «Мимино», получившую золотой приз международного фестиваля в итальянском городе Авелино (и прочие престижные награды). А фильм «Осенний марафон» (1979), заслу­живший главный приз Сан-Себасть­яна и Шамбурси вошёл в число са­мых лучших картин Европы…

Из работ 80-х – 90-х годов наиболее заметными были «Кин-дза-дза» и «Паспорт», отдавшие дань фантастике и актуальной (в годы разрушения СССР) теме эмиграции. За ними последовали «Настя», снятая в жан­ре современной сказки, и детектив­ная трагикомедия «Орёл и решка», снискавшие тёплый приём аудито­рии (изрядно «ошалевшей» от запад­ной продукции). Необходимо доба­вить, что Георгий Данелия проявлял себя не только как восхитительный режиссёр и сценарист собственных фильмов, но также писал сценарии и для других постановщиков. Чего стоят, например, всенародно люби­мые «Джентльмены удачи», сочинён­ные им совместно с Викторией То­каревой для режиссёра Александра Серого…

Успех фильмов Георгия Никола­евича Данелии во многом опреде­лялся его умением собрать единый ансамбль из исполнителей разных актёрских школ и включить их в со­творчество. Данелиевскому таланту были присущи богатство интонаций и сти­листических оттенков, выявляющих в бытовых сценах поэтическое на­чало жизни, способность вселять в зрителей светлое чувство надежды и радости.

В последние годы Георгий Николаевич болел, но продолжал несмотря ни на что работать, сделав мультипликационную версию «Кин-дза-дзы». Занявшись анимацией и не получая от своих рисованных персонажей и подобного рода деятельности удовлетворения, мечтал, наверное, о кинематографе художественном… К сожалению, новых шедевров мастера мы не увидим. Но и то, что им сделано, можно назвать целой планетой Данелии – удивительным миром (незабываемых образов и судеб), который навсегда останется с нами.

Владимир  Межевитин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.