Отмечая 70-летний юбилей режиссёра Карена Шахназарова, наши телевизионные каналы несколько раз показали работы замечательнейшего актёра Георгия Буркова, снимавшегося в шахназаровских фильмах. Словно бы вспомнив о 55-летии начала творческой деятельности Буркова в кино, был показан ряд картин с его участием и передача «Острова», ему посвящённая…Теперь уже трудно поверить, что некоторое время тому назад у Адмиралтейс­кой набережной Воронежа стояло легендарное судно под названи­ем «Дунай». Легендарное, пото­му что послужило базой съемоч­ной группе фильма «Они сража­лись за Родину». Великолепные артисты снимались там. Среди них, кроме знаменитого режиссёра Сергея Бондарчука, были Вячеслав Тихо­нов и Нонна Мордюкова, Иван Лапиков и Ангелина Степанова, Николай Губенко, Андрей Ростоцкий, Юрий Никулин, Ва­силий Шукшин… Работал в кар­тине и близкий друг Василия Ма­каровича – замечательный актёр Георгий Иванович Бурков. На «Дунае» Бурков был после­дним, кто видел Шукшина живым. Октябрьской ночью 1974 года в своей каюте №10 Василий Мака­рович скончался. Смерть товари­ща Георгий Бурков переживал очень тяжело. Часто вспоминая Шукшина, он называл его своим учителем, любимым писателем и режиссёром. Говорил, что имен­но благодаря Василию Макарови­чу его развернуло в литературу и режиссуру, к более высокому уровню ответственности за свою работу… К сожалению, и жизнь самого Буркова оборвалась вне­запно, когда ему было 57 лет. Многое он успел, но каким-то пла­нам сбыться так и не удалось.

А начиналось всё в Перми, где студент юридического факульте­та университета Георгий Бурков пришел в театральную студию. Пришел, да так и остался в теат­ре. Первые его театральные шко­лы были в Перми, Березняках и Кемерово. На провинциальной сцене он работал с 1956 по 1964 год, а в 1965-м его взяли в Мос­ковский драматический театр им. Станиславского. Известнейший режиссер Львов-Анохин увидел в Буркове недюжинный талант. Ак­тёр с удивительной органикой, не­посредственностью и обаянием, позволявшими ему блистать в раз­ных жанрах, очень скоро выдви­нулся в число театральных лиде­ров столицы. А затем он стал изум­лять зрителей своими работами и в кинематографе.

Фильмы «Зигзаг удачи», «Старики-разбойники», «Печки-лавочки», «Калина красная», «Они сра­жались за Родину», «Подранки», «Степь», «Из жизни отдыхающих», «О бедном гусаре замолвите сло­во», «Гараж», «Ирония судьбы, или С лёгким паром» и другие сдела­ли Георгия Буркова узнаваемым и любимым актёром страны. В конце 80-х Бурков снял как ре­жиссёр кинокартину «Байка», а ещё раньше поставил спектакль «В стране лилипутов».

По приглашению Олега Еф­ремова актёр перешёл во МХАТ, где незабываемо работал до 1988 года. Боль­шой популярностью пользовались также его работы на сцене Пуш­кинского театра. Острохарактер­ный, комедийный артист выступал успешно и в драматических ро­лях, часто придавая им неповто­римый трагический оттенок. Сре­ди наиболее запомнившихся сце­нических откровений Георгия Бур­коваПрохор Железнов («Пер­вый вариант «Вассы Железновой» по М. Горькому), генерал Панфи­лов («Волокаламское шоссе» В. Шацкова по ), Микола Задорожный («Украденное счастье» И. Франко), рабочий Бутузов («Так победим!» М. Шатрова), Степан Головлёв («Господа Головлёвы» по М. Салтыкову-Щедрину), Он («Старая актриса на роль жены До­стоевского» Э. Радзинского)…  Хорошо знавшие Георгия Буркова люди всегда отмечали его подкупающую доброту, ис­кренность, душевность, фантасти­ческий талант. Говорили о его страстной любви к книгам, фило­софии, литературе. Появившаяся книга самого Георгия Ивановича «Хроника сердец» эти высказыва­ния в полной мере подтвердила, а заодно и открыла многим Бур­кова-Личность, Буркова-Чело­века. Человека, тонко чувствующе­го, самобытного и, главное, не­обычайно светлого, щедро даря­щего нам радость общения с уни­кальным талантом.

С Шукшиным Бурков познакомился в 1971 году. Василию Макаровичу порекомендовали артиста на фильм «Печки-лавочки». До этой картины они не были знакомы. С первых же дней общения они прониклись уважением друг к другу и вскоре стали друзьями. После ухода Шукшина Георгий Иванович продолжал писать ему письма. Разбирая архив мужа, Татьяна Буркова среди множества этих дружеских посланий наткнулась на такую запись: «Должен признаться, что после смерти Шукшина у меня нет друзей».

Супруга Георгия Буркова в одном из интервью говорила так: «Георгий был большим ребёнком, живущим вне быта. Он не любил ходить в рестораны, не любил магазины, не любил ездить за границу – ему там было неуютно и скучно. Сидел больше в номере, писал, читал. Что он носит, что он ест, его мало заботило… Он никогда не был особенно веселым человеком. Он был с юмором и иронией по отношению к себе. Никогда не занудствовал, не говорил про болезни… Он был философ. Дома держал замечательную библиотеку… Бондарчук помог ему с квартирой, и он переехал на Фрунзенскую набережную, где у него появился свой кабинет. Там он в последнее время много работал».

Жизнь талантливейшего актёра оборвалась 19 июля 1990 года. Георгия Ивановича Буркова похоронили на Ваганьковском кладбище. Крест на его могиле сделан из того же куска гранита, что и памятник Василию Макаровичу Шукшину на Новодевичьем.

P.S. На перестроечной волне, во время развала советского государства, когда всячески шельмовали нашу историю 20-го века, многие усилия «перестройщиков» были брошены на антисоветскую пропаганду и всяческие измышления. Активно рассказывали тогда «правдолюбы» во всевозможных СМИ об ужасах «тоталитарной» системы, соревнуясь друг с другом в публикациях всяческих «фактов» (являющихся либо фантазиями, либо откровенным враньём). Пострадали из-за этих откровений многие герои прошлых лет. Вещатели, как будто забыв о нашей грандиозной Победе в Великой Отечественной войне (там, где СССР воевал против сил объединённого Запада, не гнушавшихся ничем, – подлых и кровожадных), о войне холодной, переходившей в провокации и военные столкновения с нами в 50-е – 80-е годы (от Кореи до Вьетнама и Афганистана), о выдающихся успехах СССР во всех областях своей жизни и победной поступи, сделавшей страну ведущей Мировой державой, – без устали твердили всем о нашем «тоталитаризме», о кознях КГБ и КПСС. Среди других ужастиков пытались раздуть тогда же и историю смерти Шукшина, приписывая её Службе Госбезопасности страны. Промывание мозгов было мощным, изощрённым, наступательным и безапелляционным. Уверяли, что и Бурков увидел в кончине Василия Шукшина заговор соответствующих структур… Черту слухам и стенаниям подвёл известнейший актёр и режиссёр Николай Губенко, также друживший с Василием Макаровичем и находившийся с ним рядом до последних дней. Он назвал все домыслы нелепыми и несостоятельными, распускаемыми с известной целью, поведав о больном сердце друга и плохом самочувствии его во время нелёгких съёмок…

подготовил Владимир  Межевитин