Мало кто знает, что великого актёра и режиссёра Бориса Андреевича Бабочкина (чьё 115-летие отметили недавно поклонники его творчества) связывала с нашим городом не только работа на воронежской сцене, но и давнишняя дружба с одним из лучших актёров Кольцовского театра, педагогом ВГИИ (института искусств) – народным артистом России Николаем Вячеславовичем Дубинским.

Знакомство Бабочкина и Дубинского началось в 30-х годах в Ленинграде. На сцене знаменитого Пушкинского театра (бывшей «Александринки») встретились эти молодые и даровитые актёры. Николай Дубинский, как наиболее перспективный выпускник курса главного режиссёра театра Н.В. Петрова, был оставлен в Ленинграде и приглашён на прославленную сцену. Бабочкин, имеющий уже опыт работы в провинциальных (в том числе и воронежском) театрах, решил попробовать себя в «Александринке», где премьерствовал его учитель Илларион Певцов.

За несколько лет работы на одной сцене Бабочкин и Дубинский стали товарищами. Дружбу свою они пронесли через годы, переписываясь и интересуясь успехами друг друга. Дружеские отношения актёров продолжались вплоть до июля 1975 года, когда народный артист СССР, профессор ВГИКа Бабочкин умер за рулем своей машины от сердечного приступа. Дубинский, который был восемью годами моложе, пережил своего товарища на 26 лет. До последних дней жизни воронежский актёр и педагог с радостью и гордостью рассказывал о своём выдающемся друге и наставнике, хранил его письма, книги, фотографии с автографами. Примером Бабочкина, его самозабвенным творчеством, талантом и профессиональной требовательностью вдохновлял педагог Дубинский своих учеников в институте искусств Воронежа.

Судьба Бориса Андреевича Бабочкина оказалась по-настоящему звёздной. И дело не только в знаменитом на весь мир фильме «Чапаев», где он блестяще сыграл главного героя, а в том, что роли в кино и постановки фильмов сочетались у этого незаурядного мастера с удивительными работами на сцене, становившимися едва ли не всякий раз шедеврами театрального искусства.

На сцене Пушкинского театра в Ленинграде Бабочкин был неподражаем в ролях Чацкого («Горе от ума» А.С. Грибоедова), Самозванца («Борис Годунов» А.С. Пушкина»), Хлестакова («Ревизор» Н.В. Гоголя) и других. Там же осуществил он и свою первую работу как режиссёр – «Нору» Г. Ибсена (1935). С 1936 по 1940 годы Борис Бабочкин являлся актёром, режиссёром и художественным руководителем Ленинградского БДТ, где с блеском поставил «Дачников» М. Горького и «Царя Потапа» А. Копкова…

В 1940 году Бабочкин был приглашён в Москву в театр им. Вахтангова, там он интересно сыграл Огнева («Фронт» А.Е. Корнейчука) и поставил «Новогоднюю ночь» А.К. Гладкова. Запомнились работы Бориса Андреевича в Театре-студии киноактёра и в Московском драматическом театре им. Пушкина, где он сыграл одну из самых значительных ролей – Клаверова («Тени» М.Е. Салтыкова-Щедрина в постановке А.Д. Дикого). С 1949 года Бабочкин – один из ведущих актёров и режиссёров  Малого театра. Многие его работы стали событиями театральной жизни. Среди них постановки: «Иванов» А.П. Чехова (1960, заглавная роль), «Дачники» (1964, Суслов), «Достигаев и другие» (1971, Достигаев), «Фальшивая монета» Горького (1972), «Правда – хорошо, а счастье лучше» (1965, Грознов), «Гроза» Островского (1974, Кулигин). Сыграл он также Аадама в пьесе Э. Раннета «Браконьеры» – роль, ставшую одной из самых крупных его сценических удач.

Актёрский диапазон Бабочкина простирался от образов мыслителей, интеллектуалов до народных, почти фольклорных персонажей. Психологическая глубина, острота решений сочетались с ясностью идеи, широким жанровым разнообразием и необычным темпераментом. Режиссёрским работам Бориса Андреевича при высокой внутренней постановочной культуре были свойственны гражданственность, полемичность, новаторство в прочтении классики.

В кино Борис Бабочкин начал сниматься с 1927 года. Первая роль – Караваев в фильме «Мятеж», затем Макар Бобрик в фильме «Первый взвод» (1933). Вершина экранного творчества Бабочкина – образ Чапаева в одноименном фильме (1934). Артист создал характер народного героя, рождённого революцией, типический и вместе с тем глубоко индивидуальный. Воплощая замысел постановщиков фильма братьев Васильевых, он соединил в своём герое эпическую легендарность с живой достоверностью изображения, показал Чапаева как человека необыкновенной широты души, простоты, внутренней цельности и силы. В последующие годы Бабочкин порадовал зрителей в фильмах: «Подруги», «Оборона Царицына», «Друзья», «Непобедимые», «Фронт», «Актриса», «Родные поля», «Тревожная молодость», «Аннушка», «Бегство мистера Мак-Кинли»… Незабываемы были его работы на радио и телевидении, среди которых особо выделялись телепостановки «Дачников» Горького и «Плотницких рассказов» Белова. Творческая деятельность Бориса Андреевича Бабочкина была отмечена тремя Государственными премиями СССР.

Жарким летним днём 1975 года недалеко от Малого театра остановилась легковая машина. Борис Андреевич успел затормозить и никому не принёс вреда, но не успел принять сердечное лекарство… Он только что отвёз в редакцию газеты «Известия» статью о IX Московском международном кинофестивале, только что побывал в Малом театре, где назначил на следующий день встречу с Игорем Владимировичем Ильинским: Борис Андреевич начинал ставить «Чайку» Чехова, и Ильинский должен был в ней играть…

Похоронен актёр в Москве на Новодевичьем кладбище (2 участок).
Информация сайта «RUSactors.ru»

Сегодня, в дни 115-летнего юбилея артиста, мы вновь обращаемся к его фильмам, спектаклям и книгам, продолжающим волновать нас. Вспоминаем его биографию, в которой есть и воронежская страничка.

 Владимир  Межевитин   

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.