(к 90-летию со дня рождения народного артиста РСФСР Н.Н. Рыбникова)

Его дебют в кино состоялся сразу после окончания ВГИКа в картине «Команда с нашей улицы» (1953). Мало кто знал, что этот на удивление светлый и талантливый актёр родом с воронежской земли. Лучшие роли Николая Рыбникова стали классикой отечественного и мирового кинематографа. Творческая биография его совпала с расцветом советского кино, рассказывающего нам о человеческой Душе, эпохе Побед в страшной войне, послевоенном созидании Великой страны, становлении личности человека, о вечном выборе между добром и злом… Среди незабываемых картин 50-х – 80-х годов фильмам с участием Рыбникова принадлежит особое место.

Родился Николай Рыбников в городе Борисоглебске Воронежской области в 1930 году (об этом свидетельствуют все столичные кинематографические справочники). В борисоглебской школе он учился до 8-го класса. Заканчивал же учёбу после войны в Волго­граде (куда переехал к отцу), где довольно успешно начал высту­пать в художественной самодеятель­ности. Его талант заметили и при­гласили во вспомогательный состав труппы местного драмтеатра. Одно­временно с этим Николай учился в медицинском инсти­туте. В 1948 году, бросив всё, он уехал в Москву поступать во ВГИК.

Преодолев конкурсный отбор, Николай Рыбников поступил на курс к Сергею Герасимову и Тамаре Макаровой. Очень скоро он ярко начал проявлять себя в разноплановых ролях. Рыбников с блеском играл Клочкова в чехов­ской «Анюте», Кошевого в «Тихом Доне», Нагульного в «Поднятой целине», пушкинского Дон-Жуана и даже Петра I. Эта последняя его роль была столь впечатляющей, что на ВГИКовские спектакли стреми­лась попасть вся театральная Мос­ква. О Рыбникове заговорили как о таланте необыкновенном и многообещаю­щем.

После «Тревожной молодости», где молодой актёр запом­нился в отрицательной роли, его пригласили в картину «Чужая родня» режиссёра Михаила Швей­цера. Утверждение Рыбникова на роль было нелёгким. В длинном списке претендентов сыграть сель­ского механизатора Фёдора фами­лия вчерашнего выпускника ВГИКа оказалась последней, ибо вы­зывала сомнения его сугубо город­ская биография. Но на пробах мо­лодой артист был столь убедите­лен, что конкуренты быстро отпа­ли. Даже писатель В. Тендряков, по повести которого снимался фильм, больше всех сомневающий­ся в способностях начинающего актёра, изменил своё мнение и по­дарил ему книгу с благодарствен­ным автографом.

Вышедшая в 1956 году картина Марлена Хуциева «Весна на Зареч­ной улице» укрепила Николая Рыб­никова в статусе восходящей звез­ды отечественного кинематографа. Вслед за «Заречной улицей» грянул новый ошеломляющий успех в фильме «Высота». Популярность рыбниковских персонажей оказа­лась фантастической. В каждом доме запели песни про «заводскую проходную, что в люди вывела меня» и «не кочегары мы, не плотники»… Герои, созданные Николаем Рыбни­ковым, сумели передать то главное, чем жила в те годы страна. Они были не просто узнаваемы, но и удиви­тельным образом выражали нерв времени, его надежды, проблемы, мечты. Им безоговорочно верили и хотели подражать. Тысячи писем приходили актёру каждый день от благодарных поклонников.

В 1958 году на экраны вышел новый «хит» с участием артиста – кинокомедия «Девушка без адреса» Эльдара Рязанова. Фильм занял второе место в прокате, собрав по­чти 40 миллионов зрителей. 1961 год подарил стране картину режис­сёра Юрия Чулюкина «Девчата», ставшую звёздной для всех её ис­полнителей, в том числе и для Ни­колая Рыбникова.

В 60-х годах актёр снялся в де­сяти лентах – таких как «Им по­коряется небо», «Хоккеисты», «Вой­на и мир», «Дядюшкин сон», «Люди как реки», «Старый знакомый», «Ос­вобождение»… В фильме Сергея Бон­дарчука «Война и мир», получившем «Оскара», Рыбников сыграл Дениса Давыдова. Эта роль перекликалась с его работой в картине «Кочубей» (1959), где артисту также приходи­лось лихо скакать на лошади, стре­лять и фехтовать саблей.

Следующее десятилетие попол­нило список звезды двенадцатью картинами, среди которых особен­но удачными считались: «Седьмое небо», «Семья Ивановых», «Круг», «Мраморный дом», «Потому что люблю», «Последняя охота», «Ухо­дя уходи»… Последние годы жизни артиста прошли под знаком второ­степенных и эпизодических ролей. Запомнились его работы в фильмах «Выйти замуж за капитана», «Ноч­ной экипаж», «Молодой человек из хорошей семьи».

В конце 80-х – начале 90-х го­дов на «перестроечной» волне оте­чественное кино пережи­вало откровенный развал. Безоглядное «обличение» прошлого, претенциозность и цинизм наряду с «чернухой» оказались на знамёнах нового поколения кинематографистов. Словно бы сопротивляясь этим временам и «нравам», из жизни стали уходить один за другим выдающиеся деятели искусства прежних лет. Среди них ока­зался и Николай Николаевич Рыб­ников… Он скончался 22 октября 1990 года. Умер народный артист России, не дожив полутора меся­цев до своего шестидесятилетия. Не выдержало сердце, которое дарило миллионам зрителей радость почти четыре десятка лет…

Владимир  Межевитин

Памятник Николаю Рыбникову в Борисоглебске