(к 95-летию писателя и ко Дню Победы)
В праздничные майские дни, посвящённые нашей Великой Победе над фашизмом несколько фильмов, снятых по сценариям, романам и повестям этого замечательного писателя-фронтовика показывают так или иначе на нескольких каналах телевидения. Не всегда идут они в удобное для зрителей время, но этих показов всегда ждут многочисленные поклонники творчества Юрия Васильевича Бондарева. Тем обиднее, что недавний юбилей классика отечественной литературы (которому исполнилось 95(!) лет) прошёл накануне как-то тихо и почти незаметно. Так и хотелось, обратившись к руководителям телевидения, спросить: ну неужели о войне и геройском подвиге нашего народа надо говорить так редко и только по случаю празднования 9 мая или, в лучшем случае, 23 февраля…
Свой первый бой вчерашний школьник Юрий Бондарев принял на Сталинградском фронте. Потом было ранение, госпиталь и тяжёлые дороги войны, которыми офицер-артиллерист прошёл до самой Победы. Демобилизовавшись, он поступил в Литературный институт им. М. Горького. Рассказы Бондарева появились в печати в 1949 году. Первый сборник «На большой реке» вышел в 1953-м, за ним последовала повесть «Юность командиров» (1956). Широкая известность к нему пришла с публикацией повестей «Батальоны просят огня» (1957), «Последние залпы» (1959) и романов, а также после фильмов и спектаклей, снятых и поставленных по его произведениям… Некоторые из инсценировок с огромным успехом шли и на воронежских сценах.
Имя его связано с так называемой «лейтенантской» прозой, с тем поколением, которое, пройдя войну, показало на своих страницах не только победы, но и трагедию поражений, ту огромную цену, которую пришлось заплатить за победу. Такая творческая позиция, конечно, не всегда соответствовала литературно-романтическим представлениям о войне, становившимися расхожими. Среди ворвавшихся в наше сознание «лейтенантских» произведений откровения Юрия Бондарева заняли своё особое, значительнейшее место.
Он родился в городе Орске Оренбургской области. Отец, вышедший из бедной крестьянской семьи, участвовал в становлении советской власти на Урале. После Гражданской войны получил юридическое образование, а мама, любившая литературу, сумела привить сыну страсть к чтению, к русской классике. Во многом благодаря родителям вместе с футболом, коньками и голубями – обычными мальчишескими привязанностями, – по воспоминаниям Юрия Бондарева, в его жизни оказались книги самых разных писателей.
В 1941-м (семья Бондаревых тогда уже жила в столице) вместе с тысячами молодых москвичей Юрий участвовал в сооружении оборонительных укреплений. Потом была эвакуация в Казахстан, окончание там 10-го класса и учёба в Бердичевском пехотном училище, перебравшемся в город Актюбинск. В октябре 1942 года под Сталинградом Бондарев командовал миномётным расчётом 308-го полка 98-й стрелковой дивизии. В боях в районе Котельниково он был контужен и получил ранение в спину. После госпиталя служил командиром орудия в составе 23-й Киевско-Житомирской дивизии. Участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева. В боях за Житомир был ранен и снова попал в полевой госпиталь. Потом опять воевал. На фронте (в 44-м) вступил в Коммунистическую партию. А в декабре 1945-го демобилизовался по ранениям.
Юрий Васильевич Бондарев был принят в Союз писателей СССР в 1951 году сразу после окончания Литинститута и появления первых его впечатляющих рассказов о войне. Вслед за рассказами к читателям пришли его восхитительные повести и романы.
Творчество Юрия Бондарева вызвало закономерный интерес у исследователей литературы. Произведениям его были посвящены многочисленные статьи и рецензии. Едва ли не каждая книга писателя сопровождалась серьёзными комментариями, среди которых запомнились, например, такие: «Роман «Тишина» (1962) открыл новую тему – «вживания» в мирную жизнь молодых людей, чей опыт сводился лишь к школе, а потом – к войне. Бондарев в своём произведении рассказал, как трудно совсем ещё молодым, но уже сполна отдавшим свой долг Родине парням жить по иным – не фронтовым – законам, когда война тянет к себе даже во сне. Он написал роман о поколении, которое едва не стало лишним. Победив внешнего врага, оно оказалось бессильным перед внутренним – перед многочисленными проблемами «обычной» жизни, в которую возвращаются люди, опалённые войной. Сергей Вохминцев, главный герой романа, пытаясь вписаться в окружающую его новую действительность, утверждая в ней себя, отстаивая свои убеждения и свою любовь, переживал ещё и трагедию отца, оказавшегося под арестом… В этом произведении Юрий Бондарев формулировал для себя и для читателей основной принцип романического сознания: в частной судьбе личности он находил отражение судьбы нации, в отдельной биографии прочитывал биографию поколения, близкого ему по времени и духу».
По этому роману Бондарев написал сценарий к фильму «Тишина», поставленному в 1964 году Владимиром Басовым. Эта картина продолжила удивительную биографию Бондарева-драматурга, начатую в кино лентой «Последние залпы», снятой по его одноимённой повести и сценарию.
Бондаревский роман «Горячий снег» (1969) показал общую тенденцию литературы 60-х – 70-х годов, когда правда о войне становилась всё более ёмкой из-за осознания ценности человеческой жизни. Взгляд на одни и те же события из окопа рядового солдата или офицера (наделённого уже другой мерой ответственности и обладающего другим кругозором), и тем более из генеральской ставки – всё это оказалось необходимо автору для осмысления военных, конкретно-исторических обстоятельств и противоречий, человеческих характеров, поступков, судеб…
В 1970 – 72 годах Юрий Бондарев участвовал в написании сценария грандиозного фильма-эпопеи «Освобождение» (получившего престижную Ленинскую премию).
В последующие годы в творчестве Бондарева всё сильнее ощущалось стремление к поиску второго плана. Та или иная героическая ситуация в его произведениях проявляла нечто сущностное в отношениях между мужчиной и женщиной, обнажала трагические связи жизни и смерти, заставляла думать о Смысле бытия. Именно эти темы стали основными в тетралогии Бондарева «Берег», «Выбор», «Игра», «Искушение» (1975 – 1991 гг.).
Перестроечные процессы, непродуманные реформы, ставшие катастрофическими для многих людей и приведшие к распаду Советского Союза, у Юрия Васильевича Бондарева вызывали возмущение и острое неприятие. В 90-е годы писатель стал активно выступать как публицист. Его статьи в некоторых газетах и журналах говорили о неравнодушной, искренней и непримиримой позиции автора ярко и незабываемо. Не всем из новой власти эта принципиальная позиция пришлась «по душе». Признанный классик литературы Бондарев почти не появлялся на телевидении (где часто гостили инициаторы пересмотра причин, хода и итогов войны, раздувания вклада «союзников», в войну вступивших за несколько месяцев до её окончания, и сноса памятников нашим солдатам и офицерам), где из-за неослабевающего зрительского интереса продолжали идти по праздникам проникновенные военные фильмы, снятые по его произведениям.
Потрясающим успехом пользовалась многосерийная картина «Батальоны просят огня», в которой снимались великолепные актёры: Олег Ефремов, Александр Збруев, Николай Караченцов, Вадим Спиридонов, Игорь Скляр, Елена Попова… Эта пронзительная правдивая лента о войне вызвала необыкновенную реакцию зрителей, засыпавших телевидение, авторов и исполнителей главных ролей лавиной восторженных и благодарных писем, отдающих дань всем, завоевавшим Победу в страшной войне, которую вела против нас «цивилизованная» Европа, вставшая под фашистские знамёна и проигравшая Великой Советской стране, её славной армии, Солдатом которой был и Юрий Бондарев. Был и теперь уже навсегда останется. Как останется он и одним из лидеров отечественной литературы, выбравшим для себя свой берег и отстаивающим его до конца.
Владимир Межевитин