(к  85-летию  актрисы)

 Всякий раз, когда на экране или сцене появляется эта удивительная актриса, поражаешься её таланту – многогранному и неподражаемому. Она пленила миллионы зрителей с первых своих ролей. В её жизни было многое – война и трудное послевоенное время, театры, гастроли, съёмочные площадки, самые разные города и страны. Уникальное дарование Татьяны Дорониной, к счастью, продолжает радовать нас и сегодня на подмостках театра, которым она руководит, и на плёнках, запечатлевших её незабываемые роли в кино и на телевидении… Многим воронежцам запомнились творческие встречи с актрисой в мае 1976 года (в кинотеатрах «Спартак» и «Пролетарий») и её слова о том, что никогда нельзя забывать о страданиях и проблемах окружающих тебя людей, чтобы иметь право называться Человеком, право выходить на сцену и появляться на теле- и киноэкранах.

kinopoisk.ru

Она родилась 12 сентября 1933 года в Ленинграде в рабочей семье. Родители – Василий Иванович и Анна Ивановна – были из крестьян, приехавших в город на Неве в поисках работы. Бурные 20-е – 30-е – годы индустриализации и строительства новой жизни – стали для многих эпохой надежд и свершений. По словам Татьяны Дорониной, её родители счастливо прожили вместе 60 лет, никогда не скандалили, и за всё время она ни разу не слышала от них ни одного дурного слова.

В начале войны отец Дорониной был призван на воинскую службу и воевал на Ленинградском фронте, а 8-летнюю Таню, её сестру Галю и маму эвакуировали из осаждённого Ленинграда в Ярославскую область – в город Данилов. После возвращения из эвакуации семья вернулась в свою коммунальную квартиру, в которой проживало ещё 7 семей.

Любознательность будущей народной артистки страны не знала границ: она, учась в школе, постоянно посещала кружки французского языка, художественного чтения, юннатов, пения и спортивной стрельбы. А после 8-го класса поехала в Москву и с первого захода покорила приёмную комиссию Школы-студии МХАТа. Учиться там она не смогла только из-за того, что ей было 14 лет и у неё отсутствовал аттестат об окончании средней школы.

В 1952 году Татьяна Доронина вновь приехала в столицу и держала экзамены во все театральные вузы. Её принимали везде, но свой выбор она сделала вновь в пользу МХАТовской студии, так как давно мечтала играть на сцене прославленного Художественного театра. Руководителем курса оказался Павел Владимирович Масальский.

Ещё будучи студенткой, она снялась в картине режиссёра Михаила Калатозова «Первый эшелон». В этом же фильме дебютировал в кино Олег Ефремов. После окончания учёбы Доронину приглашали на свои сцены лучшие столичные театры. Но она поехала в Волгоград, где должен был работать её муж – однокурсник Олег Басилашвили. В Волгоградском театре актриса пробыла недолго: супружескую пару пригласил к себе Ленинградский «Ленком».

Дебютом Дорониной на сцене «Ленкома» была роль Жени Шульженко в спектакле «Фабричная девчонка» по пьесе А. Володина. Постановка имела огромный успех. Именно после этой премьеры яркую молодую актрису позвал в БДТ Георгий Товстоногов. Он даже согласился выполнить её условие – принять вместе с ней Басилашвили и дать ему роль в первом же спектакле.

Уже на ленинградской сцене Татьяна Доронина проявила удивительный талант, сыграв противоречивые и незабываемые образы, отличающиеся пронзительной женственностью, смелостью и глубиной внешнего и внутреннего перевоплощения. В «Ленкоме» она блеснула в ролях Оксаны («Город на заре» А. Арбузова) и Леночки («В поисках радости» В. Розова)… А в БДТ – Монаховой («Варвары» М. Горького), Софьи («Горе от ума» А. Грибоедова), Настасьи Филипповны («Идиот» Ф. Достоевского), Надежды («Моя старшая сестра» А. Володина), Наташи («Ещё раз про любовь» Э. Радзинского) и Маши («Три сестры» А. Чехова)…

В 1966 году актриса приняла решение переехать в Москву, где сначала работала во МХАТе (1967 – 72), а потом более 10 лет – в Театре имени Маяковского у знаменитого режиссёра Андрея Гончарова. Среди театральных ролей этого периода критики отмечали особо Грушеньку («Братья Карамазовы» по Достоевскому) и Машу («Три сестры») – во МХАТе, а в «Маяковке» – Дульсинею (Человек из Ламанчи»), Марию Стюарт, Елизавету I («Да здравствует королева, виват!», Аркадину («Чайка»).

В 1983-м актриса вернулась во МХАТ. После разделения Художественного театра (в 1987 году) она возглавила ту часть коллектива, которая, уйдя от Олега Ефремова, перешла в только что построенное здание. Из-за того, что Татьяна Васильевна Доронина с негодованием относилась к происходящим в стране событиям, а именно – к развалу Советского Союза, уничтожению отечественного кинематографа, культурной деградации и чудовищному расслоению общества (делению его на богатых и нищих), – театр её оказался вне «зоны внимания» прессы. О премьерах его почти ничего не писали, и узнать о новых работах Дорониной и её актёров могли только зрители, преданно посещающие их спектакли.

Между тем, актриса восхищала своих поклонников в постановках: «Скамейка» А. Гельмана, «Старая актриса на роль жены Достоевского» Э. Радзинского, «Вишнёвый сад» А. Чехова. Неподражаема она была и в спектаклях, которые режиссировала сама: «Зойкина квартира» М. Булгакова, «Лес», «Доходное место» и «Без вины виноватые» А. Островского, «Дама-невидимка» П. Кальдерона…

Говоря об уникальном вкладе народной артистки СССР Татьяны Дорониной в кино, надо отметить, что зрители всей страны узнали и полюбили её по таким ролям, как: Надя («Старшая сестра»), Нюра («Три тополя на Плющихе»), Шура («Мачеха»), Наташа («Ещё раз про любовь»), Ольга Сергеевна в одноимённом многосерийном телефильме. Эти работы с неизменным успехом демонстрировались и во многих других странах. Зарубежные ценители киноискусства не раз называли выдающуюся русскую актрису одной из самых лучших в мире…

Владимир  Межевитин