УДИВИТЕЛЬНЫЙ  ЗЕЛЬДИН.  ВСПОМИНАЯ АРТИСТА

(к 110-летию со дня рождения)

До сих пор многим поклонникам кинематографа и театра помнится начало 2015 года, прошедшего под знаком уникального юбилея замечательного актёра ВЛАДИМИРА МИХАЙЛОВИЧА ЗЕЛЬДИНА, которому исполнилось тогда 100(!) лет. Творческая биография его достойна Книги рекордов планеты. Трудно было себе представить, что где-нибудь ещё есть артист, выходящий на сцену в таком возрасте, продолжая волновать и восхищать зрителей. Зельдин восхищал и радовал в нескольких спектаклях, идущих в Театре Российской Армии. Посмотреть на работу актёра стремились почитатели его таланта, среди которых были искушённые знатоки экрана и сцены.

Об этом актёре говорили, что он удивительным образом сочетает в себе талант драматического артиста, певца и танцора. Эти таланты и открыли ему путь в кинематограф и на сцену. Родился же он в городе Козлове Тамбовской губернии (ныне это город Мичуринск) в семье музыкантов. В 1924 семья переехала в Москву.

Каждый раз, вспоминая детство, Владимир Михайлович трогательно рассказывал о своих родителях, которые рано ушли из жизни. Вспоминал и о том, как однажды чуть не утонул, купаясь в Оке, как ему чудом удалось выплыть из-под винтов проходящего рядом с ним парохода. Как трудна была жизнь после Первой мировой и Гражданской войн и какие ужасы пришлось пережить в войну Отечественную, когда на нашу страну обрушилась чуть ли не вся Европа, завоёванная Гитлером и ставшая фашистской.

Окончив театральное училище в 1935 году, Владимир Зельдин работал сначала в театре Областного Совета профсоюзов, затем в Московском театре транспорта. А после шумного успеха в кино он был приглашён (в 1945) в Центральный театр Красной Армии, где Владимир Михайлович и служил до последних дней.

Говоря о всенародной известности актёра и любви к нему многочисленных зрителей, надо сказать о фильме режиссёра Ивана Пырьева «Свинарка и пастух», сделавшем всех участников картины звёздами кинематографа. Вот как режиссёр вспоминал о том, как ему пришла идея создания этой картины: «Однажды в Палехском павильоне я купил небольшую шкатулку. На ней яркими красками в иконописной манере народных художников Палеха были изображены ангелоподобный пастух, играющий на свирели, и босоногая девушка с прутиком, в сарафане, пасущая поросят… И вот всё вместе – и эта шкатулка, и люди выставки (Пырьев в те дни часто бывал на только что открывшейся в Москве Выставке достижений народного хозяйства), её радостная, дружная атмосфера, и песни русских северных хоров, и героический труд вологодских девушек-свинарок, о которых тогда много писали в газетах, – подсказало тему, сюжет и жанр будущего фильма… Сценарий его мы написали совместно с поэтом В.М. Гусевым».

Съёмки картины «Свинарка и пастух» начались в феврале 1941 года в Москве и в одной из деревень Вологодской области. Ладыниной в нём досталась главная роль – свинарки Глаши Новиковой. Кроме неё, в фильме были заняты актёры: Николай Крючков (Кузьма Петров), Владимир Зельдин (Мусаиб Гатуев). Зельдин попал в картину случайно. Пырьев собирался снять в этой роли непременно кавказца. Поэтому, когда его ассистенты сообщили, что видели в спектакле Театра Советской Армии «Генеральный консул» талантливого молодого артиста Владимира Зельдина, Пырьев от них отмахнулся. Однако ассистенты настояли на просмотре актёра. Чтобы понравиться признанному мэтру, Зельдин напялил на себя огромную папаху. Пырьеву актёр понравился, но он сказал: «Я не против взять тебя, но только после того, как такое же согласие дадут и наши женщины». Дамы тоже оказались очарованы молодым актёром и выразили ему своё полное доверие.

В мае вся съёмочная группа отправилась в экспедицию на Кавказ, а точнее – к Клухорскому перевалу, в долину Домбай. В двадцатых числах июня съёмки были завершены, и экспедиция отправилась в Москву. И в это время началась война. Иван Пырьев вспоминал: «Помню, двадцать второго июня, рано утром, на одной из станций после Ростова к нам в купе зашёл проводник вагона и тихим взволнованным голосом сказал: «Немец на нас войной пошёл…» Мы все встревожились, но не поверили. И когда немного погодя увидели на проносящихся мимо станциях толпы возбуждённого народа, проводы солдат, поняли, что это правда…»

Естественно, что с началом войны ни у кого из участников съёмок не возникало и мыслей, чтобы продолжить работу над картиной. Сам Пырьев отправился на сборный пункт, чтобы уйти на фронт. Однако высокое руководство решило иначе. Поэтому со сборного пункта режиссёра вернули и дали указание: фильм закончить как можно скорее и выпустить на экран.

«Свинарка и пастух» появился в прокате в ноябре 1941 года, когда самого «Мосфильма» уже не было в Москве: картину сдали 12 октября, а 14-го киностудия эвакуировалась в Казахстан.

Большое влияние на актёрскую судьбу Владимира Зельдина оказал главный режиссёр Театра Красной Армии Алексей Дмитриевич Попов. В одной из его постановок 1946 года «Учитель танцев» Лопе де Веги Зельдин сыграл роль Альдемаро. Этот искромётный музыкальный спектакль, неизменно собиравший аншлаги, прошёл более 1000 раз. Среди любимых театральных ролей Владимира Михайловича: Кохта («Стрекоза»), Чижов («Раскинулось море широко»), Часовщиков («Океан»). Критики отмечали работы Зельдина в спектаклях: «Давным-давно» (поручик Ржевский), «Деревья умирают стоя» (Фернандо), «Идиот» (Тоцкий)…

Среди фильмов, в которых запомнился Владимир Зельдин, – «Сказание о земле Сибирской», «Карнавальная ночь», «Повесть пламенных лет», «Царская невеста», «Дядя Ваня», «Залп „Авроры”», «Миссия в Кабуле», «Полковник в отставке», «Женщина в белом», «Десять негритят», «Классик», «Запретная зона»…

Кстати, общаясь с автором этой статьи, Владимир Михайлович называл воронежцев своими земляками, вспоминая о том, что тамбовская земля была частью Воронежской губернии ещё в 18-м веке, равно как и в период двадцатого века до 1937 года. Говоря же о талантливейших режиссёрах, с которыми ему довелось работать в кинематографе (где у него более 50-ти фильмов) и в театре (где работ более 70-ти), Зельдин с особым теплом вспоминал одарённейшего актёра и режиссёра Николая Губенко (у него он снимался в картине «Запретная зона»), приводя цитаты из знаменитого губенковского выступления на Конгрессе русской интеллигенции в 1997-м году:

«Сегодня народная интеллигенция – на корабле невольников. Она добровольно приковала себя к этой галере ответственностью за судьбу народа. И пусть на этой галере много надсмотрщиков, пусть кровоточат ладони, слезятся глаза и нечем дышать – интеллигенция не должна бросать вёсла, а должна грести. В годы смуты, неуверенности и потери цели, когда «журнализм» заменяет философию, порнография – любовь, мистика – религию, астрология – астрономию, интеллигенция должна быть надёжной опорой народа, который не разучился чувствовать и думать…

…Надо сопротивляться злу. Пусть это будет не героизм, а обыкновенная честность. Не «где тепло, там и Родина», а «Родина там, где народ, где боль, где унижение, голод и мор». Понятно, что такой выбор предполагает большой объём духовного содержания, мужества и порядочности. Если я считаю, что ничего не могу изменить в делах моей страны, то я и впрямь ничего не смогу. Мой оптимизм вот в чём: я верю, что мы способны влиять на события. И если, несмотря на все наши усилия, нам придётся пережить беду, мы можем восторжествовать над нею, сказав: «Мы сделали всё для восстановления справедливости»…»

В 1951 году Владимир Михайлович Зельдин (1915 – 2016) был удостоен Государственной премии, а в 1975-м – звания народного артиста СССР. Государственные награды, призы и ордена он получал на протяжении всей своей творческой деятельности.

материал  подготовил:  Владимир  Межевитин