«…Я слишком любил жизнь и это мешало мне всецело отдаться искусству». Лекция, посвященная 185-летию со дня рождения Константина Маковского
18 июля в художественном музее им. И.Н.Крамского прошла лекция: «Константин Маковский. К 185-летию со дня рождения». На лекции слушатели ознакомились с тонкостями личной жизни, а также творчеством художника, картины которого продавались не только в нашей стране, но и за рубежом. Лектором была старший научный сотрудник музея – Юлия ГРУШЕВСКАЯ.
Лекция началась с рассказа о детстве Константина Егоровича Маковского. Он родился в дворянской семье, у него было много младших братьев и сестер, которые в дальнейшем тоже свяжут свою жизнь с творчеством. С ранних лет Константин проявлял свое внимание к рисованию, раскрывал талант.
«Семью Маковских посещали такие знаменитые художники как Карл Брюллов, Василий Андреевич Тропинин» – прокомментировала лектор. В Русском музее сохранился детский альбом Константина Егоровича, в котором остались копии Василия Тропинина. Юлия рассказала о том, что влияние раннего творчества Тропинина безусловно присутствовало в творчестве Константина Егоровича Маковского.
Портет графини Паниной В.А. Тропинин
«Картины Василия Андреевича Тропинина отличаются своей располагающей атмосферой. Герои его находятся в домашней обстановке, на их лицах, как правило, всегда улыбка, добродушный взгляд. Ощущение, что прямо сейчас герои картины начнут вести с нами приятную беседу» – рассказала Юлия.
Портрет Любови Корниловны В.А. Тропинин
Мать Константина – Любовь Корниловна была дочерью владельца музыкальной фабрики. Обладала хорошим голосом, а также преподавала пение в Московской консерватории.
1858г. – Константин Егорович поступил в Императорскую академию художеств.
Начиная с 40-х годов русская литература начала освещать проблемы общества. Такие писатели как Л.Н.Толстой, Ф.М. Достоевский и т.д. описывали нелегкую жизнь горожан и крестьян. «Если мы говорим о живописи, то на рубеже 19-го века в 70-х годах появляется товарищество передвижных художественных выставок, предводителем которого становится Иван Николаевич Крамской» – поделилась Грушевская. Художники той эпохи были прямыми иллюстраторами жизни простых людей.
Но как же образовалось товарищество передвижных художественных выставок? Об этом подробно рассказала лектор: «Дело в том, что в него вступали многие ученики Императорской академии художеств. Образовалось это движение благодаря такому историческому событию как “Бунт 14”». Бунт был построен на том, что когда 14 учеников академии художеств пришли участвовать в конкурсе на золотую медаль. Конкурс проводился ежегодно, и в участии допускались лучшие ученики академии. Ученикам предлагалась тема работ, и в этом году была следующая тема: «Сюжеты скандинавских мифов». Юлия также пояснила, что 14 участников написали прошения совета академии и попросили предоставить им свободную тему. Но совет академии художеств проигнорировал данную просьбу, что способствовало отказу 14 художников в участии конкурса. В результате чего он был сорван. Этот конкурс был очень серьезным, победитель награждался бесплатной поездкой в Италию, а также бесплатным обучением у итальянских мастеров. На основании «Бунта 14» и появляется товарищество передвижных художественных выставок. Среди конкурсантов был как раз таки Константин Егорович Маковский.
Первый блок творчества Маковского является темой передвижничества, второй – крупный блок портретов.
Дети бегущие от грозы К.Е.Маковский
По воспоминаниям самого автора работа была написана в Тамбовской губернии. «Когда Константин приезжает в губернию, его окружает ряд крестьянских детей. Среди этих обычных ребят находится бойкая девочка, которая еще и обладает интересной внешностью. Он договаривается с ней, назначает сеанс для создания картины. Но девочка не приходит на встречу. Позже Константин Егорович узнает от ребят, что она с младшим братом попала под сильный дождь. Шла по тонкому мостику и он сломался, упал в ручей, и после этого девочка сильно простудилась и не смогла посетить сеанс назначенный художником» – поделилась Юлия Грушевская.
Эта тема сильно впечатлила Константина Маковкого, что он решил отразить её в своей работе.
Обратив внимание на лица детей, можно увидеть на сколько передается волнение в лице девочке, ведь она несет ответственность за своего младшего брата. Девочка пытается добежать до дома до начала грозы. Лектор объяснила, что чувствами детей также вторит и образ природы. Пейзаж написан очень детально: «Не так давно небо было еще спокойным, можно увидеть голубые оттенки на горизонте, но в какой-то момент начинают налетать свинцовые тучи, которые закрывают насыщенный голубой цвет. И вся природа, как будто бы начинает волноваться вместе с детьми».
Портрет Юлии Павловны Маковской К.Е. Маковский
Картина написана в 1881 году. На ней изображена вторая жена Константина – Юлия Павловна Маковская. Она была намного младше его, но несомненно Юлия Павловна была музой для художника. В дальнейшем их сын Сергей напишет в своей книге с воспоминаниями следующее: «Литковские произвели на отца впечатление чарующее. Понравился и ум, хотя родные находили, что для младшей Юлюши стариковат как будто. В те времена тридцатипятилетняя зрелость считалось уже преклонной, но сделав предложение пылкий жених об отсрочке и думать не хотел. Решено было сыграть свадьбу как только невесте исполнится 16 лет. Они исполнились 13 января 1875 года. Спустя 10 дней 22 числа в Почтамтской церкви состоялось венчание, в тот же день молодые уехали в Петербург, а к весне в Париж.»
Также Грушевская поделилась тем, что портрет был написан случайно. Юлия Павловна не так давно родила и три недели не поднималась в мастерскую к своему мужу, потому что отходила от тяжелых родов. Но спустя три недели она надевает на себя роскошные бордовые одежды, завязывает свои волосы голубой лентой. И в таком образе поднимается в мастерскую. Художник по началу не обращает на нее внимания, занят своим эскизом. Тогда Юлия Павловна расстраивается и обижено садится в кресло, взяв в руки книгу и канцелярским ножом начинает разрезать склеившиеся страницы, демонстративно не обращая внимания на Константина Егоровича. Но тут он замечает Юлию Павловну – свою музу.
Маковского современники часто обвиняли в посредничестве, в бессмысленных портретах женщин, и что за этим нет никакой глубины. Но зритель был влюблен в творчество Константина Егоровича.
За чаем К.Е.Маковский
Боярский свадебный пир К.Е.Маковский
Под венец К.Е.Маковский
Игра в жмурки К.Е.Маковский
Русалки К.Е.Маковский
В конце лекции Юлия рассказала о смерти художника: «Смерть его была внезапной. В 1915 году Константин едет в коляске и пересекает Невский проспект. В него врезается трамвай, Константин Егорович падает в назничь, сильно ударился головой. Его привозят в больницу, делают операцию, но увы сердце художника не выдерживает и он скоропостижно умирает. Это был большой удар для его семьи». Похоронили Константина Егоровича Маковского на Никольском кладбище, но к сожалению могила не сохранилась, она была разрушена во время революции.
Вот так Сергей Константинович вспоминает похороны своего отца: «Последнее свидание с отцом у его гроба запечатлелось навсегда, может быть как самое значительное событие в моей жизни. Я не отдавал себе отчета прежде до какой степени близок ему, невзирая ни на что. Всё детство ожило вдруг, пронизанное его образом, а ведь там в детстве питающие истоки нашей личности, корни всех последующих радостей и печалей»
«Я не зарыл своего Богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере в какой мог бы. Я слишком любил жизнь и это мешало мне всецело отдаться искусству.»
Константин Егорович Маковский
Яна Передриенко
Фото взяты из интернета