(к 100-летию со дня рождения народного артиста СССР)
Я был удивлён, когда среди портретов фронтовиков (Бессмертного полка) увидел знакомое лицо известнейшего и любимого режиссёра и актёра Владимира Басова – молодого и в форме офицера Красной Армии. Вскоре узнал его биографию, напрямую связанную с воронежским краем (где он родился) и военными событиями, закалившими характер этого уникального человека и художника, получившего почётнейшее звание народного артиста СССР в 1983 году за целую серию выдающихся режиссёрских и актёрских работ.
О своём детстве знаменитый режиссёр и актёр говорил так: «Меня мама родила, можно сказать, проездом – в Уразове (Слобода в Валуйском уезде Воронежской губернии). Потом, с мальчонкой под мышкой, путешествовала по всей стране. Побывали мы в Турксибе и на Волге, жили в Липецке, Воронеже, Курске… Отец служил на границе недалеко от Кушки, самой южной точки Советского Союза. Мать заведовала коммуной для детей военнослужащих…».
После трагической смерти отца от рук басмачей в 1931-ом Басов продолжал какое-то время «путешествовать» с матерью по разным местам: Калининская область, Сухуми, село Александрово Горьковской области и, наконец, Москва. В столице Владимир заканчивал школу, а вечерами посещал Художественное училище имени 1905-го года. Живопись и кино стали для него тогда главными интересами в жизни.
Летом 1941 года он готовился поступать во ВГИК, но началась война, отложившая учёбу на несколько лет.
Владимир Павлович Басов дебютировал в профессии (по окончании ВГИКа) в 1952 году. В фильме своего уважаемого учителя Сергея Юткевича (другим был Михаил Ромм) он выступал впервые как ассистент режиссёра. Картина «Пржевальский», где в главной роли снимался известный воронежский артист Сергей Иванович Папов, стала своеобразной путёвкой в кинематографическую жизнь режиссёра и актёра Владимира Басова. К тому времени за его плечами была уже серьёзная (в том числе военная) биография. К счастью для миллионов зрителей и поклонников, Басов, являясь многогранно талантливой личностью, сумел реализоваться именно в кинематографе.
Сразу после войны, когда Владимир Басов ещё служил в артиллерии, командование решило, присвоив ему звание майора, отправить учиться в академию. Способному офицеру пророчили карьеру военного деятеля. Однако Басов, неожиданно для многих, заявил, что хочет стать кинорежиссёром, для чего собирается поступать в институт кинематографии.
Авторитет Владимира Павловича, геройски прошедшего всю войну, а также обаяние и замечательные рисунки, которыми Басов занимался в свободное время (пленившие начальство), сделали своё дело, и его отпустили с большой неохотой на вступительные экзамены режиссёрского факультета. Судя по всему, на тот выбор оказал влияние и его довоенный актёрский опыт, приобретённый в самодеятельных студиях, всплеск кинематографа в нашей стране, а также гуманитарные наклонности родителей. В институте (в 1948 году) Басов вступил в Коммунистическую партию.
Дед Владимира Басова Кирилл был до революции владельцем крупнейшей компании по производству текстиля «Самара-Петербург-Хельсинки». Мама, Александра Николаевна, родом из семьи, в которой было немало священников и учителей, работала педагогом, писала статьи и книги. Отец, ставший военным, до призыва в армию тоже какое-то время учительствовал. В 1923 году на станции Уразово Валуйского уезда Воронежской губернии (ныне Белгородской области) родился будущий народный артист СССР Владимир Басов. Правда существует версия, что, как и многие другие его сверстники, он прибавил себе год для того, чтобы попасть на фронт.
На войне Владимир отличался храбростью и сноровкой, был награждён многими боевыми наградами, быстро вырос до капитана, командовал артдивизионом, дошёл до Берлина. Тяжёлая контузия, полученная на фронте, давала о себе знать все последующие годы. Время от времени у него неожиданно закрывался левый глаз, иногда месяца на три. Оттого и видели Владимира Павловича частенько на «Мосфильме» с чёрной повязкой на голове. В такие дни Басов с присущим ему юмором называл себя пиратом. Надо сказать, что на киностудии он проводил немало времени, так как снял около 20 картин собственных, а во многих других работал и как актёр.
Фильмы его разнообразны по тематике и жанрам, а незабываемые роли чаще всего комедийны, острохарактерны, но иногда их отличало глубокое драматическое и даже трагическое начало. Он нередко помогал молодым начинающим режиссёрам, открывал актёрские таланты, был надёжным другом и товарищем. Все, кто знал Владимира Павловича и наблюдал его в работе, говорили о невероятной энергии, таланте, обаянии этого человека. Для него не существовало никаких преград. Приступая к съёмкам, он мог убедить любого в правильности и необходимости своего замысла и всякий раз добивался поставленной цели. Авторитет его и обаяние были так велики, что съёмочная группа, поработав с ним на двух-трёх картинах, ожидая следующего запуска нового фильма Басова, отказывала другим режиссёрам ради встречи с Владимиром Павловичем. Общением с ним дорожил каждый, кто хоть раз попадал в орбиту вулканического и блистательного басовского дарования.
Фильмы его отмечались престижными наградами и призами, государственными премиями. Басов одним из первых подарил нам встречу с персонажами Михаила Булгакова в своём пронзительном фильме «Дни Турбинных», где великолепно сыграл Мышлаевского. Классикой стали его картины «Школа мужества», «Первые радости», «Необыкновенное лето», «Возвращение к жизни», «Тишина», «Щит и меч», «Метель», «Опасный поворот», «Факты минувшего дня»…
Едва ли не все актёрские и режиссёрские опыты Владимира Басова дарили людям радость и надежду, хотя жизнь самого артиста не была безоблачной и радостной. В сентябре 1987 года он умер (от второго инсульта), оставив нам часть своей щедрой и необычайно талантливой души, запечатлённой на плёнках.
материал подготовил: Владимир Межевитин