(к юбилею мастера)
Этого уважаемого педагога, любимицу коллег и студентов отличает профессионализм, лёгкость в общении и чувство юмора. Её выпускники «штурмовали» в разные годы лучшие театры Москвы и Петербурга и теперь с успехом работают в них, равно как и других театральных коллективах России. Приезжая в Воронеж, они неизменно приходят к ней, делятся своими планами и проблемами, а она отвечает им взаимностью и пониманием. Подобное товарищество, общение как никогда дороги сейчас, когда немалое количество людей уходит в себя и свои трудности, замыкаются в «малом круге» только личных интересов и забот.
Постижение сценического искусства начиналось для Ирины со спектаклей её талантливых родителей. Они были известными в Воронеже актёрами, работающими в ТЮЗе и в Кольцовском театре: отец – Борис Николаевич Концедалов и мама – Ольга Павловна Солнцева. Дух театра, любовь к нему, беззаветное служение сцене, а значит, и людям, к искусству стремящимся, Ирина Борисовна Сисикина впитала с детства.
С юношеских лет она активно участвовала в жизни студенческого театра ВГУ во времена учёбы там на филфаке. Окончив университет, посвятила Ирина Борисовна свою жизнь институту искусств. Получая второе образование – теперь уже актёрское, – очень хотела она познать тонкости театральной профессии, полюбившейся с детских лет. Продолжая семейную традицию, многие годы постигает Ирина Сисикина секреты сценического мастерства, передавая свой опыт ученикам. Замечательный творческий путь её – педагога и режиссёра – оказался связан с Воронежским институтом искусств, где она преподаёт вот уже более 40 лет. Сегодня Ирина Сисикина – профессор, заведующая кафедрой актёрского мастерства (с 1998 года).
Все последние годы она вместе с Виолеттой Владимировной Тополагой, Евгением Фёдоровичем Слепых, Алексеем Константиновичем Дундуковым и Надеждой Алексеевной Бапаркиной (и некоторыми другими) является авангардом театрального факультета, гвардией, помнящей заветы легендарных институтских родоначальников – Бориса Григорьевича Кульнева и Ольги Ивановны Старостиной, – авторитет коих в вузе незыблем по праву. Выдающиеся специалисты, преподаватели, они подготовили себе смену. Одной из их преемниц стала Ирина Сисикина.
Со временем к её актёрскому таланту (проявившемуся ещё на подмостках ВГУ) прибавился талант педагогический, а затем и режиссёрский. Выпускные спектакли Ирины Борисовны давно уже заслужили серьёзнейшего внимания и самых высоких оценок. Они свидетельствуют о том, что в Воронеже вырос и состоялся тонкий и оригинальный режиссёр. «Стеклянный зверинец» Уильямса, «Дни Турбинных» Булгакова, «Таланты и поклонники», «Волки и овцы» Островского, «Три товарища» Ремарка, «Дракон» Шварца, «Гамлет» Шекспира, «Люди и мыши» Стейнбека – вот далеко не полный перечень её постановок – любопытных, проникновенных, запоминающихся.
Несмотря на то, что сделаны они были в условиях минимума средств, декораций, костюмов, реквизита, спектакли радовали удачными актёрскими работами, подробностями сценического существования, точной проработкой образов, пластическими находками, фейерверками характеров, постановочной культурой и гармонией… А искромётный спектакль Сисикиной «Пеппи – длинный чулок» произвёл настоящий фурор в Москве на международном смотре театральных школ и молодёжных театров.
Помню, как были потрясены режиссёры питерского Театра сатиры, увидев постановки Ирины и Владимира Сисикиных. Они, просмотрев накануне выпускников разных театральных вузов, и прежде всего столичных, не скупились на восторженные похвалы воронежцам. Чуть ли не весь курс тогда был приглашён в Петербург. А «Пеппи…» перекочевала в афишу известного театра на Васильевский остров. Часть же её бывших студентов другого курса была принята в начале 90-х в театр Константина Райкина «Сатирикон» имени его легендарного отца, – театр, постановки которого увенчаны всевозможными наградами.
Любовью зрителей пользовались спектакли Ирины Сисикиной, поставленные в воронежском ТЮЗе: «Два клёна» Шварца, «Император и фея» Чернышова, «Пеппи – длинный чулок» Линдгрен. Успешно работала она как постановщик и в Курском театре. Имея актёрский опыт, Ирина Сисикина может показать репетируемый образ убедительно, живо и заразительно. Однажды, говоря с ней о театральных штампах, актёрской фальши на сцене и в жизни, мы вспомнили фразу режиссёра Олега Ефремова, касающуюся каких-то возрастных актрис (изрядно приштамповывающих в работе и деградирующих): «Надо же! Все мышцы лица переродились от вранья!..». Фраза эта звучала метко и актуально. Отнести её можно было не только к некоторым актрисам и актёрам, но и к политикам, ведущим телепрограмм и участникам всевозможных шоу, годами несущим с экранов всякую галиматью.
Многие ученики Ирины Борисовны отмечены почётными званиями и премиями, а Фёдор Добронравов (известный своими работами на сцене, в кино и на телевидении) удостоен звания народного артиста России. Незабываемо проявляли себя на ленинградских подмостках и такие её воспитанники, как Алексей Осьминин и Алексей Федотов, к сожалению, рано ушедшие из жизни. Сегодня интересно работают в кино Мария Звонарёва и Георгий Тополага, Алла Масленникова, Александр Журман, Наталья Лыжина, Татьяна Калашникова, Андрей Гусев…
Владимир Межевитин