(к 110-летию со дня рождения народного артиста СССР)
Отмечая недавно юбилей выдающегося театрального режиссёра Бориса Ивановича Равенских, телеканал «Культура» вновь подарил нам встречу и с замечательнейшим актёром-юбиляром Евгением Валериановичем Самойловым, который блистал в спектакле Малого театра «Царь Фёдор Иоаннович», представ в образе Ивана Шуйского. О биографии актёра и ряде его работ на сцене и в кино хочется напомнить нашим читателям…
На одном из конкурсов «Золотая маска» (в начале 2000-х годов) Евгений Самойлов был удостоен главного приза «За честь и достоинство». При появлении Самойлова на сцене весь зал встал и горячо приветствовал его, отдавая дань уникальному дарованию и славному творческому пути подлинно народного артиста страны. Его работы в кино и театре знали несколько поколений зрителей, восхищавшихся удивительным талантом артиста многие и многие годы…
Евгению Самойлову выпала счастливая судьба, ему повезло с учителями. Великолепный мастер Александринского театра в Ленинграде Леонид Сергеевич Вивьен (уроженец Воронежа, «дом Вивьенов» расположен рядом с домом писателя Ивана Алексеевича Бунина) открыл ему дорогу в театральный мир, привив любовь к психологическому реализму. Самоотверженным профессионализмом запомнились уроки Александра Петровича Довженко в кино и Николая Павловича Охлопкова на сцене (с ним Самойлов насыщенно и плодотворно работал более двух десятилетий – в 40-е – 60-е), и, конечно же, особую роль в становлении артиста сыграло общение с Всеволодом Мейерхольдом, пригласившим его в самом начале творческого пути на московские подмостки, и, безусловно, сотрудничество с Борисом Равенских в Малом театре в 70-е годы.
В театре Мейерхольда (1934 – 1938) Самойлов активно формировался как многоплановый актёр, овладевая широкой палитрой разнообразных исполнительских приемов. Здесь он сыграл Петра в «Лесе», Чацкого в знаменитой постановке «Горе уму», Нелькина в «Свадьбе Кречинского», впечатляюще предстал в роли Павла Корчагина в спектакле по роману «Как закалялась сталь» Н. Островского. Все эти роли – как и сыгранные ранее в Ленинграде роли Васьки Пепла в пьесе Горького «На дне» и Председателя в «Шторме» Билль-Белоцерковского, так и последующие образы Щорса в фильме Довженко (1939), Гамлета и Олега Кошевого, горьковского Антипа Зыкова и Ясона в «Медее» Еврипида (в театре Охлопкова), Кудряшова в незабываемой ленте «В шесть часов вечера после войны» (1944) – принесли артисту широкое признание. Популярность его упрочили такие фильмы, как «Герои Шипки», «Олеко Дундич», «Живые и мёртвые», «Они сражались за Родину».
С 1968 года (после смерти Николая Охлопкова – главного режиссёра Театра Революции, названного в 1954-м Театром имени Маяковского) Евгений Валерьянович работал в Малом театре, где пришлись «ко двору» его отточенное мастерство и тяготение к сильной выразительной лепке характеров, четкость гражданских позиций и человеческий оптимизм, определяющие основную тональность искусства актера.
Большинство персонажей, сыгранных Евгением Самойловым на сцене прославленного Малого театра, – люди, чей богатый и, как правило, нелегкий жизненный опыт воспитал в них мудрость, особую зоркость глаза и остроту мысли. Его герои (по мнению исследователей творчества артиста) не растеряли открытости и света, став лишь сдержанней в проявлении чувств, не утратив искренней веры в добро. Таковы старый кадровый офицер Васин в «Русских людях» К. Симонова, академик Бармин («Человек и глобус» В. Лаврентьева), секретарь райкома Хоменко («Ураган» А. Софронова). Стремясь к созданию выразительных и гармоничных образов, Самойлов, как правило, находил цельность человеческой личности в ее противоречивости, в неповторимой «диалектике души», устремленной к непреходящим нравственным ценностям. И это ему удавалось в поразительном количестве его сценических работ.
До последних лет актёр дарил зрителям интереснейшие встречи с театральным искусством. В пьесе А. Коломийца «Дикий ангел» он сыграл своего сверстника – честного и обаятельного главу большой рабочей семьи. В спектакле «Из новостей этого дня» был незабываем Самойлов в роли писателя Угрюмова-Вьюжного. А комедия чешского автора И. Губача «Незрелая малина» дала возможность артисту вновь блеснуть легким и жизнелюбивым юмором – как во времена молодости, когда он играл главные роли в фильмах «Светлый путь» (1940) и «Сердца четырех» (1941). В вышеупомянутой театральной постановке он воплотил характер веселого эпикурейца, не унывающего вопреки всем ударам судьбы. Эта работа продолжила размышления актера о жизни и смерти, о позднем возрасте, его обретениях и потерях, его своеобразной красоте. Она стала еще одним свидетельством неистраченной духовной творческой силы художника сцены, богатства его натуры.
Стиль игры Евгения Самойлова последних лет определяли благородная утонченность и мужественная простота с прорывающимся то и дело на поверхность хорошо знакомым романтическим темпераментом. Клокотала душа горьковского Игната Гордеева, оставляя след в зрительских сердцах, сотрясали страсти князя Ивана Петровича Шуйского в трагедии А. Н. Толстого «Царь Федор Иоаннович», чья монументально-величественная фигура – одно из наиболее удачных и любимых созданий Самойлова в классическом репертуаре. Образ Шуйского вобрал в себя самые сильные, наиболее характерные свойства его актерской индивидуальности. Это и завершенность пластической и живописной формы, и подробная разработка эмоциональной внешней и внутренней партитуры роли, и высокая речевая культура, и сверх того – проникновенная, покоряющая сердечность исполнения…
За два года до смерти актёр снялся в фильме «Спас под берёзами». В 2006 Евгений Валерьянович Самойлов ушёл из жизни. Славный путь его, насчитывающий порядка 60-ти работ в кино и на телевидении и сорока ролей в театре, а также включающий педагогическую деятельность в щепкинском театральном училище, был отмечен несколькими государственными премиями, званием народного артиста СССР, и, конечно же, зрительской любовью.
материал подготовил: Владимир Межевитин