11 декабря в Воронежском государственном университете состоялся круглый стол «Русская эмиграция Югославии после Первой мировой войны». В его работе приняли участие историки, филологи, студенты ВГУ и представители общественности.

В состав президиума вошли президент Общества русско-сербско-черногорской дружбы «Славянский мост» Любомир Радинович, заместитель руководителя управления региональной политики правительства Воронежской области Роман Паневин, проректор по воспитательной и социальной работе Олег Гришаев и модератор круглого стола – директор Зональной научной библиотеки ВГУ Аркадий Минаков.

– Первая мировая война является одной из самых трагических страниц и для России, и для Сербии, и Черногории. Сербский народ сделал все возможное для того, чтобы десятки тысяч эмигрантов из России чувствовали себя на сербской земле, как на своей родной. Русская эмиграция внесла огромный вклад в развитие экономики, науки и культуры и многом другом. До сих пор работают многие институты в Сербии и Черногории, созданные в то время русской эмиграцией, – подчеркнул организатор встречи Любомир Радинович.

Представитель областной администрации Роман Паневин также выступил с приветственными словами к участникам круглого стола:

– Мы попытаемся обсудить те сложные периоды нашей жизни, под каким-то новым углом посмотреть на эти проблемы, высказать свои точки зрения. Сербия долгое время является дружественной нам страной. Более 100 тысяч эмигрантов страна приняла только в первый период.

Протоиерей  Олег Гребёнкин — настоятель Никольского храма, привёл исторические сведения о взаимоотношении Сербской Православной Церкви и Русской Православной Церкви в свете эмиграции. Публикуем его выступление полностью:

«Одной из интереснейших страниц истории русско-сербских взаимоотношений являются события, связанные со становлением Русской Православной Церкви за рубежом, в которых Сербия сыграла значительную роль.

Эти события берут свое начало в трагедии Гражданской войны, расколовшей Россию на два противоборствующих лагеря. После поражения белого движения на Юге России начались масштабные процессы эмиграции.  Отметим, что немалую часть русских эмигрантов – преимущественно военнослужащих, священнослужителей и интеллигенцию – приняло именно Королевство сербов, хорватов и словенцев.

Тысячи русских людей за границей нуждались отныне в пастырском окормлении и упорядоченной церковной жизни. Именно с этой целью митрополит Антоний (Храповицкий) и еще несколько архиереев создали Высшее Церковное Управление Русской Православной Церкви заграницей.

В 1921 г. по приглашению Патриарха Сербского Димитрия Высшее Церковное Управление переехало из Константинополя в город Сремски Карловцы на территории Королевства сербов, хорватов и словенцев. Небольшому сербскому городу было суждено стать центром всей русской духовной жизни за границей на 23 года! Именно из Сербии русские архиереи руководили приходами в Западной Европе и Америки, Китае и Иране, Корее и Палестине…

Огромные расстояния между православными общинами в ведении РПЦЗ, разница в политических воззрениях и менталитете, а также неопределенность в отношениях с Московским Патриархатом явно не способствовали взаимопониманию между заграничными епископами. Например, митрополит Антоний (Храповицкий) долгое время находился в ссоре с митрополитом Евлогием (Георгиевским), другим видным деятелем русского религиозного зарубежья. Однако энергичная деятельность сербского патриарха Варнавы по примирению иерархов и его непоколебимая уверенность в возможности успешного разрешения конфликта в братской Церкви сыграла ключевую роль в восстановлении евхаристического единства русской церковной диаспоры. Более того, предстоятели Сербской Православной Церкви стремились примирить русскую церковную эмиграцию с Московским Патриархатом, и эта деятельность отчасти оказалась эффективной.

На протяжении всех 23 лет пребывания Архиерейского Синода РПЦЗ в Сремских Карловцах Сербская Православная Церковь проявляла по отношению к русскому духовенству уважение и деликатность: так, уже упоминавшийся патриарх Димитрий отдал под размещение Высшего Церковного Управления собственную резиденцию. Кроме того, все русское духовенство, не относящееся к Сербской Церкви, автоматически поступало в каноническое подчинение Высшему Церковному Управлению заграницей.

Интересно, что деятельность русских архиереев-эмигрантов в Сремских Карловцах имеет непосредственное отношение к Воронежу. Дело в том, что одним из вдохновителей становления Русской Православной Церкви заграницей стал уроженец Острогожского уезда,  выпускник Воронежской духовной семинарии епископ Берлинский Тихон (Лященко). Известный проповедник и педагог, прекрасный администратор, он принял самое деятельное участие в объединении разрозненных русских православных общин под единой церковной юрисдикцией. В 1938 г. владыка Тихон, уже будучи архиепископом, был удален со своей кафедры под давлением нацистов. Тогда архиепископ избрал для своего пребывания монастырь в небольшом сербском городе Раковица, где и провел последние годы жизни.

С Сремскими Карловцами связана богословская деятельность свт. Серафима (Соболева), ректора ВДС, викарного архиерея Воронежской епархии. Его труды, обличающие русских софиологов, в 1935 г. были использованы Архиерейским Собором РПЦЗ, для составления «Карловацкого Определения», направленного против учения прот. Сергия Булгакова. В августе 1938 года, на II Всезарубежном Церковном Соборе в Сремских Карловцах, святитель представляет доклад об экуменическом движении, в котором обосновывал недопустимость участия в нём Православной Церкви.

Проживая на территории Сербии, представители русской церковной диаспоры оказывали существенное влияние на местную духовную жизнь. В частности, у истоков женского монашества в Сербии стоят русские инокини, основавшие монастырь на Фрушской горе. В свою очередь, сербы заботились о русских церковных эмигрантах, не только предоставляя им политическое убежище, но и упорядочивая духовную и административно-организационную жизнь русских диаспор. Так становление Русской Православной Церкви заграницей стало очередным примером братской взаимопомощи русского и сербского народов».

От Национальной палаты при губернаторе Воронежской области выступил заместитель председателя Газибег Магомедов. Также был заслушан доклад профессора ВГУ Сергея Кретинина «Региональные конфликты в России и Югославии после 1918 года». На круглом столе с сообщениями выступили так же Анатолий Никифоров — полковник КГБ в отставке, Геннадий Литвинцев — журналист, писатель,  Виктор Будаков — писатель и Ольга Бердникова — профессор ВГУ.

От имени начальника РИС-О Дмитрия Сысуева приветствие круглому столу зачитал Геннадий Шимко — общественный деятель (РДС).

 

С интересным сообщением перед собравшимися выступил общественный деятель Николай Сапелкин.

Русско-сербская дружба подтверждена веками. Отношения между нашими народами являются по-своему уникальными в славянском мире. Ближе к нам славянского народа, чем сербы, нет, и в этом заключается значимость нашего мероприятия, – отметил директор ЗНБ ВГУ Аркадий Минаков.

По материалам Пресс-службы ВГУ 

Фото: Сергея Соболева

Все фотографии смотреть здесь