(к 80-летию Егора Иванова)
То и дело в последние годы вспоминаются мысли и суждения Антона Павловича Чехова об интеллигенции – равнодушной, самовлюблённой, эгоистичной и недалёкой. И в то же время его слова о людях-подвижниках, на которых и держатся наша история и наша страна и которые своим примером вдохновляют на жизнь других, радуют, а то и восхищают своей деятельностью, стойкостью, убеждениями, выбором пути, с которого их не свернуть. Среди таких стойких, верных своим идеалам и деятельных – наш земляк ЕГОР ИВАНОВИЧ ИВАНОВ. Значительная часть его жизни оказалась посвящена изучению биографии и творчества поэта Сергея Александровича Есенина, служению его памяти. Появление в Воронеже есенинского музея и памятника поэту во многом связано с деятельностью Егора Ивановича.
Когда я думаю об этом воронежском подвижнике, его упорстве в достижении цели, то нередко вспоминаю известнейшего актёра и режиссёра, общественного и государственного деятеля Николая Губенко, выступавшего в середине 90-х на Конгрессе интеллигенции России, обращавшегося ко всем честным и мыслящим людям нашей страны – людям, её любящим и стремящимся участвовать в её возрождении, – и собственным примером показывавшего, как можно и нужно преодолевать проблемы, на страну свалившиеся. Тогда, в 90-е, во время развала СССР, Губенко строил свой театр. Детище его 16 лет не получало государственного финансирования. «Демократические» СМИ ёрничали в адрес губенковского коллектива «Содружество актёров Таганки», а то и подвергали откровенной травле. Но театр держался несмотря ни на что и выстоял. Слова Николая Губенко на Конгрессе звучали как призыв:
«…Прежде всего не путать трагическое с безнадёжным. Надо сопротивляться злу. Пусть это будет не героизм, а обыкновенная честность. Не «где тепло, там и Родина», а «Родина там, где народ, где боль, где унижение, голод и мор». Понятно, что такой выбор предполагает большой объём духовного содержания, мужества и порядочности. Если я считаю, что ничего не могу изменить в делах моей страны, то я и впрямь ничего не смогу. Мой оптимизм вот в чём: я верю, что мы способны влиять на события. И если, несмотря на все наши усилия, нам придётся пережить беду, мы можем восторжествовать над нею, сказав: «Мы сделали всё для восстановления справедливости…»
Там же он говорил:
«…Сегодня народная интеллигенция – на корабле невольников. Она добровольно приковала себя к этой галере ответственностью за судьбу народа. И пусть на этой галере много надсмотрщиков, пусть кровоточат ладони, слезятся глаза и нечем дышать – интеллигенция не должна бросать вёсла, а должна грести. В годы смуты, неуверенности и потери цели, когда «журнализм» заменяет философию, порнография – любовь, мистика – религию, астрология – астрономию, интеллигенция должна быть надёжной опорой народа, который не разучился чувствовать и думать…
Провозгласив идеалами «реформ» материальное стяжательство и накопительство, правительство подстёгивает человека к достижению этого всеми средствами – подлогом, разбоем, убийством, воровством, грабежом, цинизмом, лицемерием, насаждением национальных распрей, предательством предков, упразднением памяти – основы плодородного слоя.
Цель – разрушение представления великого русского народа о человеке и мире, о добре и зле, о красивом и безобразном, о власти и гражданине…»
Наблюдая предательство элит, разрушение государства и взятие страной курса преклонения перед западным образом жизни и западными чуждыми нам «ценностями», он смело заявлял с упрёком:
«…Нет, ни одного нового дарования не принёс этот кровавый прибой. Даже уцелевшие дарования прежнего времени поблекли и сбились с пути. И не просто сбились, а многие стали опорой нынешнего режима. Эти недавние светские духовные пастыри, интеллигенты, цивилизаторы, учителя народных масс, инженеры человеческих душ, превратившиеся в дворцовую челядь, чавкают на презентациях и банкетах у корыта переворота.
За что благодарить этих бессердечных созерцателей людских страданий, этих праздных свидетелей кровавой борьбы, не принимающих участия в горестях своего народа? Прежде они выполняли задачи Политбюро ЦК КПСС, теперь они выполняют задачи другого политбюро… с задачей задушить, насколько возможно, мысль, превратить юношей в тупиц. Иными словами, лишить разума наше будущее, растоптать целомудрие, нести с экрана мещанскую чушь. Их задача одна – дать каждому взамен веры, закона, материальную выгоду, приказать народу: ˝Ешь и не смей думать!˝ Цель – отнять у человека мозг, оставить ему одно брюхо. Раньше социализм был их лучшим другом, они вдохновенно играли выдающихся полководцев, вождей, в кокошниках воспевали советскую действительность, прославляли молодогвардейцев, получая за это награды и привилегии. Теперь они получают то же, плюс недвижимость, банковские счета и право поцеловать взасос президента…
Можно поздравить академиков, так называемых народных артистов, кинорежиссёров, музыкантов, попрыгунчиков телевидения: на их улице праздник. Только они не знают, кому подали руку. Они никогда не были разборчивыми, они своё сделали – предали народ, бесплатно учивший их в университетах и вузах искусства.
Они своё сделали!.. Сделали, как всегда, думая только о себе. И за это нет к ним уважения! Собственность – вот та «чечевичная похлёбка», за которую они продали народ…
Сегодня против страны совершается агрессия чуждого духа. И власть, которая это делает, уверена в своей правоте, своей исключительности. Однако нет ничего пагубнее, чем пренебрежение интересами своего народа. Нет ничего пагубнее стремления помешать другим думать по-своему. Невежество, глупость, истребление соотечественников, национальный фанатизм, распри недавних народов-братьев, обнищание масс, СПИД, растление малолетних – вот что с собой несут насильно насаждаемые так называемые западные “ценности”…»
Мысли, которые высказывал Николай Губенко, были правдивы и чрезвычайно актуальны. Все мы были свидетелями того, что происходило в России. Немалое мужество требовалось каждому, кто вставал на путь спасения страны, отстаивания её культурных и нравственных идеалов, стремился сделать что-то полезное на этом поприще. В Воронеже среди подвижников нового времени был Егор Иванович Иванов, который создавал музей Сергея Есенина. Сегодня о нём «Воронежская историко-культурная энциклопедия» сообщает следующее:
Иванов Егор Иванович (родился 23.04.1941, село Сторожевские Хутора Грачевского района Воронежской области), педагог-организатор Центра развития творчества детей и юношества, лектор. Из крестьянской семьи.
Окончил в Воронеже учебный комбинат (1960), санитарно-технический факультет Воронежского инженерно-строительного института (1971). Работал слесарем-монтажником (1960 – 1962), инженером института «Воронежгражданпроект» (с 1971 года), на различных инженерных и технических должностях в жилищно-коммунальном хозяйстве. Одновременно закончил курсы экскурсоводов, возил туристов по литературным местам России, чаще всего на родину Сергея Есенина, творчеством которого увлекся с ранних лет. В начала перестройки выступал с лекциями о Есенине в школах Воронежа.
Создатель и руководитель общественного музея Сергея Есенина (октябрь 1995 года), размещавшегося в детском клубе «Юность» (улица Донбасская, 3). При музее в 2008 году созданы литературно-краеведческий центр и картинная галерея, где представлены произведения Воронежской художницы М.Ф. Долговой. По инициативе Иванова в Воронеже был открыт памятник Сергею Александровичу Есенину работы московского скульптора А.А. Бичукова (2006). Иванов ведёт большую культурно-просветительную работу, преимущественно среди учащейся молодежи.
Составитель сборника стихов Воронежских поэтов о Сергее Есенине «О Русь, взмахни крылами…» (Воронеж, 2009).
Энциклопедия, вышедшая в 2009 году, увы, не может нам сказать о том, что Егору Ивановичу со своим музеем пришлось помыкаться, сменить адрес на сегодняшний день не один раз. Как подвижнику, нелегко бывает противостоять тому самому равнодушию, эгоизму, недальновидности людей, от которых зависит судьба музея и его безусловно полезная деятельность. Но подвижник не сдаётся, надеясь на судьбу, остатки совести и здравого смысла у тех, кто может ему помочь и от которых что-то зависит в ситуации столь красноречиво описываемой в 90-е Николаем Губенко.
Стойкость духа и уверенность в своём правом деле дают Иванову силы и надежды. Бойцовский характер и железную выдержку Егора Ивановича можно было наблюдать во время его заочной «дуэли» в библиотеке Никитина с Захаром Прилепиным – автором многостраничной книги о Есенине. Возмутившись утверждением писателя о чрезмерной склонности поэта к «зелёному змию» и самоубийству, о котором тот говорил не раз в своих поэтических откровениях, Егор Иванов без устали перечислял произведения последнего периода и факты, говорившие о желании Есенина жить, и обстоятельства, понуждающие врагов поэта к его убийству. По-юношески самоотверженно выступал Иванов на вечере, защищая свою позицию – с прилепинской не соглашающейся.
Смотреть видео:
Аудитория была немногочисленной. Самого Захара Прилепина (как известно, человека занятого и по праву уважаемого многими за его талант, гражданскую позицию и смелые талантливые телевизионные передачи на канале «НТВ») на том «поединке» не было, но от нескольких поклонников Прилепина и людей «нейтральных» было высказано немало претензий Иванову в аполитичности, провинционализме и даже фанатизме, мешающем воспринимать убедительные доводы другой стороны. Кто-то даже высказывал недоумение по поводу чрезмерных «есенинских инициатив» и памятника поэту, который никогда в Воронеже не был, в отличие, например, от всемирно известного писателя Чехова, ближайшие предки которого родились на воронежской земле и жили до конца своих дней, или массы других выдающихся личностей, как воронежцев, так и с Воронежем связанных, памятников которым воронежцы вряд ли дождутся в обозримом будущем…
Какие только фамилии там не звучали: художников Николая Ге и Крамского, писателей Чехова, Троепольского, Гончарова, Дёгтева, Добрякова, Дубровина, Ахматовой, Толстого, Лермонтова, Шукшина… Конечно же, в списке были не только «лирики», но и «физики». Егор Иванович мужественно отстаивал свою позицию. А я, в ответ на эти отчасти справедливые выпады, думал о том, что никто никому не мешает мечтать, любить и действовать, как это делает Егор Иванович Иванов, следуя зову своей души и памяти – светлой, благодарной и устремлённой ввысь(!), – который делает всё, что в его силах, посвящая жизнь свою любимому делу и человеку, которым мы можем и должны гордиться и чьё творчество обязаны изучать, знать и уважать, как, впрочем, творчество и многих других выдающихся сынов России…
ПОСЛЕДНЯЯ СТРОКА
С.А. Есенину
И жалею, и зову, и плачу!..
И люблю твой «облетевший дым»!
На планете – звёздной и собачей –
Тяжело остаться молодым.
Но ты вновь влечёшь своих потомков,
Обыгравший смерть свою «на бис»,
Той строкой, что обвивает горло
И уносит в облачную высь…
Владимир Шуваев
Автор материала: Владимир Межевитин
P.S. На слова же тех, кто утверждает, что творчество Сергея Есенина было в Советском Союзе запрещено аж в течение 30 лет (после 1925-го), и книги его (или ему посвящённые) в стране не печатались, хочется привести список хотя бы нескольких изданий, этот миф опровергающий и известный по публикациям исследователей есенинского наследия:
- СЕРГЕЙ ЕСЕНИН. Фотоальбом. Издано Екатериной Есениной. Предисловие И. Р. (Рюрик Ивнев). 42 фотографии. Москва, 1928. — «Склад изданий «Никитинские субботники».
- СЕРГЕЙ ЕСЕНИН. Стихи и поэмы. М.: Федерация, 1931. — Твердый переплет, 232 с.
- ЕСЕНИН С. Стихотворения./ Вступительная статья А. Ефремина. М.: Московское товарищество писателей, 1933. — Твердый переплет, 400 с.
- СЕРГЕЙ ЕСЕНИН. Стихотворения./ Под редакцией Казина В. Вступительная статья Горбова Д. Переплет художника Дехтярева Б. М.: Художественная литература, 1934. — Твердый переплет, 374 с. — Формат: 13,5х19,5 см
- ЕСЕНИН С. Стихотворения./ Вступительная статья и редакция А. Дымшица. Л.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1940. — Твердый переплет, 420 с., портр. — (Библиотека поэта. Малая серия. № 58)
- Сборник стихов/ Сост. В. Казин и В. Перцов. М.: ОГИЗ, Государственное издательство художественной литературы, 1943. — Твердый переплет, 576 с.
- ЕСЕНИН С. А. ИЗБРАННОЕ./ Сборник составлен С. А. Толстой-Есениной. Тексты и датировки произведений сверены составителем с рукописями поэта. М.: ОГИЗ, Государственное издательство художественной литературы, 1946.
- Русская советская поэзия. Сборник стихов. 1917-1947. Москва: Художественная литература, 1948.
- 9. СЕРГЕЙ ЕСЕНИН. Избранное./ Составление и примечания П. И. Чагина. Портр. работы художника А. Яр-Кравченко. Переплет и титул художника Н. Ильина. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1952. — Твердый переплет, 272 с.