13 июля ушёл из жизни замечательный человек и художник ВЛАДИМИР КОНСТАНТИНОВИЧ ПОПОВ. Ушёл неожиданно для всех своих родных, друзей и поклонников живописи, едва перешагнув 60-летний рубеж… Хочется надеяться, что серьёзный разговор о его творчестве ещё впереди. Слишком сильна боль утраты, не дающая возможность говорить о нём в прошедшем времени. Говорить подробно и спокойно. Сегодня можно, наверное, лишь только пунктирно коснуться его творческой биографии и сказать несколько слов о его работах…
Он ворвался в культурную жизнь Воронежа в самом начале 90-х, заявив о себе, как о многообещающем, талантливом живописце. Хорошо помню восторженные отзывы о его картинах искусствоведа Владимира Добромирова, журналистов Виктора Силина, Анны Жидких, Татьяны Быба, воронежских художников Алексея Загородных, Виктора Бойченко, Виктора Россихина и многих, многих других… Выставки Володи Попова проходили в Драматическом театре имени Кольцова, Доме актёра, выставочных залах Союза художников и Союза архитекторов, в появляющихся в Воронеже галереях и художественных салонах.
Одну из первых выставок Владимира Попова, состоявшуюся в середине 90-х в Доме актёра, мне довелось снимать для Воронежского телевидения. Интерес к ней был огромным. Как, впрочем, и ко всем его вернисажам. Тот давнишний «домактёровский» видеосюжет назвал я «Впечатления». Тогда же вышли статьи о Володе моих друзей – Ани Жидких в «Береге» (под названием «…И охры мёд животворящий, и яд порывистой сурьмы») и Володи Добромирова в газете «Эфир 365» («Один отвечаю за себя»). За ними стали появляться и другие проникновенные и обстоятельные материалы в самых разных СМИ. Интерес к лучшим работам Владимира Попова не ослабевал все последующие годы. Картины его с успехом выставлялись в залах не только российских городов, но и за рубежом. Охотно приобретались любителями и ценителями изобразительного искусства.
Надо сказать, что все, кто был знаком с Володей, всегда говорили о нём как о человеке добрейшей души, умном, светлом, щедром, талантливом не только в творчестве, а и в человеческом общении и, конечно же, в дружбе… И эти слова – не «фигуры речи» (произносимые здесь в связи с его уходом), а констатация факта, свидетельствующего об уникальной личности, в которой удивительным образом соединились перечисленные качества.
У меня в руках одна из первых статей, посвящённых Владимиру Попову, известной воронежской журналистки и поэтессы Анны Владимировны Жидких и володин буклет с его мыслями о художественном творчестве. Хочется ещё раз сегодня обратиться к ним вместе с нашими читателями.
P.S. Среди запомнившихся отзывов о творчестве Владимира Попова хотелось бы привести мнение художницы и педагога Ирины Пашкевич, высказанное ею на одном из вернисажей:
«Я очень приятно удивлена. Это замечательная живопись! Замечательная! Причём, мне нравится разноплановость этих картин. То есть его картины находят разное применение. Мы же всегда пропускаем их через себя, через интерьер, через ту среду, в которой живём. Картины Володи могут украсить любой офис. Ими можно залюбоваться у себя дома. То есть ими можно украсить быт. А это тоже одно из предназначений искусства – когда оно конкретно, духовно и эстетически применимо к человеку. Это самое настоящее, необходимое предназначение искусства».
А «эпиграфом» же к творчеству художника могли бы стать слова о его картинах искусствоведа (директора Музея изобразительных искусств имени Крамского, почётного академика Российской академии художеств) Владимира Дмитриевича Добромирова:
«Содержанием и ценностью искусства может стать свет и цвет. Владимир Попов возвращает эту ценность искусства. В его картинах присутствует Красота. Он не идеологизирует, не ставит каких-то тематических вопросов в своих работах. Он выражает себя через приятие этого божьего мира, через своё любование им в цвете и красках, в красочности своей палитры… Это собранный, гармонично собранный из осколков существования мир, который он восстанавливает, когда другие его разрушают…»
ВЛАДИМИР МЕЖЕВИТИН