(к 160-летию со дня рождения писателя)

Многие из нас своё знакомство с Чеховым начинали уже в раннем детстве, услышав или прочитав его волнующие и пронзительные рассказы «Ванька», «Каштанка», «Белолобый», «Беглец», «Налим», «Мальчики», «Письмо», «Репетитор», «Хамелеон»… Потом к нам приходили его драматургические произведения и другие рассказы, его «Остров Сахалин», биография человека, наделённого удивительным талантом, подарившего нам целый мир незабываемых героев, оставшихся с нами навсегда…

Сегодня, отмечая юбилей Антона Павловича, ещё раз хочется напомнить о его связи с Воронежской землёй, на которой жили его предки и о которой он всегда говорил с любовью и благодарностью.

Дед Чехова по матери, Яков Герасимович Морозов, жил в Моршанске, недалеко от Тамбова (Моршанск в своё время входил в состав Воронежской губернии). Он вёл там крупное суконное тор­говое дело, часто выезжая в ин­тересах своего предпринима­тельства в Харьков и Казань, Ниж­ний Новгород и Новочеркасск. В одну из таких поездок на юг за партией товара Яков Герасимо­вич неожиданно заболел и умер. Жена его, оставшись с тремя детьми, в поисках могилы мужа выехала из Моршанска по его следам. Но, не найдя могилы, оказалась в Таганроге, где у неё было пристанище – дом компа­ньона мужа генерала Папкова – и хоть какая-то его поддержка. Там, в Приазовье, и выросла младшая дочь Морозовых Евгения, кото­рой в 1860 году суждено будет стать матерью Антона Чехова.

Предки писателя по отцов­ской линии проживали издавна в селе Ольховатка Острогожского уезда Воронежской губернии (!) и были до 1841 года крепостны­ми графа А.Д. Черткова, героя войны с Наполеоном. В Ольховатке на сахарном заводе рабо­тал когда-то управляющим дед писателя Егор и постигал азы са­харного производства Павел Его­рович Чехов, будущий отец все­мирной знаменитости. Получив вольную (выкуп составлял 874 рубля серебром или 3500 рублей ассигнациями), именно отсюда, с воронежской земли, вскоре и разъедутся сыновья Его­ра Михайловича: в Калугу, Рос­тов и Таганрог – центр Приазо­вья первой половины и середи­ны XIX века, где и родится Антон Павлович Чехов.

Его тётя Александра Егоров­на останется на родине, в воро­нежском крае, и, выйдя замуж, лишь переедет в село Твердохлебово к Богучару. Там, как уве­ряют некоторые исследователи, найдёт свой последний земной приют дед писателя-драматурга Егор Чехов, которому Антон Пав­лович обязан тем, что родился уже не крепостным, а свободным человеком. Он слыл личностью незаурядной, оказавшей несом­ненное влияние не только на детей, но и на любимого внука Антона. Энергичный, сильный и работящий, отличавшийся неук­ротимым нравом и свободолюби­ем, Егор Михайлович был пол­ноправным главой чеховского се­мейства, почитаемым всеми сы­новьями и внуками.

Будучи управляющим в име­нии графа Ивана Платова (сына легендарного Матвея Платова, героя войны 1812 года), Егор Чехов не раз брал внука Антошу в поездки по приазовским мес­там, где будущий писатель по­черпнёт для себя множество разнообразных впечатлений. После одной из таких поездок летом 1877 года юноша напишет свою первую пьесу «Безотцов­щина». Она, критически оценён­ная старшим братом Александ­ром, окажется надолго спрятана в сейфе Русско-Азовского банка и обнаружится только в 1920 году… Черты деда Егора и пе­режитое с ним вместе в даль­нейшем найдут отражение в че­ховских произведениях не­однократно.

Об укладе и домашних по­рядках семьи Чеховых существо­вало несколько противоречивых мнений даже среди братьев Ан­тона Павловича. Старший Алек­сандр неоднократно вспоминал, например, о том, что атмосфера в доме была угнетающей; в сво­их мемуарах он писал, что деть­ми они испытывали на себе крайне жёсткий диктат отца. Младшие же настаивали на том, что нравы и правила, по кото­рым жили в детстве, являлись традиционными для патриар­хальных купеческих и мещан­ских семей того времени. Им больше запомнились светлые и радостные эпизоды своего дет­ства, они отзывались с понима­нием и неизменным уважением об отце и с любовью – о матери Евгении Яковлевне, тихой, оба­ятельной и трудолюбивой жен­щине, отдававшей всю себя де­тям и дому.

Вероятно, Павел Егорович Чехов, обладая довольно крутым и своенравным характером, был человеком строгим, но и не­однозначным: не преуспев в де­лах купеческих, торговых, он всё-таки добился того, чтобы все дети получили образование, изучали с ранних лет иностранные язы­ки, понимали и чувствовали му­зыку, живопись, литературу, стали добропорядочными и ува­жаемыми людьми. Антон Павло­вич, окончив престижный фа­культет Московского универси­тета, получил диплом врача. Успехи на литературной стезе сделали его имя известным во всей России, а затем и в мире. Творчество Чехова и редкостная человеческая сущность, благо­родство снискали ему огромный авторитет современников и по­томков… Старший брат Алек­сандр также оказался профес­сиональным литератором, обла­дая завидной энциклопедиче­ской образованностью. Николай – ярко одарённым художником. Отлично, как признавали мно­гие, рисовала и сестра Маша, а ещё один брат Михаил, тоже до­вольно талантливый писатель, за сборник очерков и рассказов был удостоен Пушкинской пре­мии Академии наук. Он работал как переводчик с французско­го и английского, много писал для детей.

Одарённость присуща и сле­дующим поколениям Чеховых. Сын Михаила Павловича – талант­ливый художник, а сын Алек­сандра Павловича – Михаил – актёр с мировым именем, ле­генда русского театра.

Думается, что всё то луч­шее, что сумели унаследовать и развить в себе Антон Павло­вич, его братья, их дети и сест­ра Мария Павловна, состоялось не вопреки, а благодаря тем задаткам и достоинствам, кото­рыми в той или иной степени обладали их предки, жившие веками на воронежской земле. Что и сближает нас, воронежцев, с выдающимся писателем, ещё более тесно роднит и свя­зывает узами высоких и трога­тельных чувств гордости, люб­ви, но и ответственности перед его памятью и памятью его близ­ких.

Владимир  Межевитин 

P.S.  Родословной Антона Павловича Чехова посвятили свои исследования многие поклонники его творчества. И, конечно же, воронежские историки и литературоведы, неоднократно говоря о том, что памятник писателю по праву давно уже должен был бы появиться в нашем городе. Хочется надеяться, что так оно и случится и памятник Чехову будет установлен на одной из улиц Воронежа как знак нашего родства с ним и признательности его уникального таланта.

«Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!»

А.П.Чехов

Есть в с.Коршево «Чеховский дуб», под которым отдыхал по преданию Антон Павлович, приехав в село вместе с Сувориным.

Владимир Елецких