В ноябре 2011 года сайт «Гей.ру» благожелательно цитировал интервью театрального продюсера Эдуарда Боякова: «Культура должна выполнять функцию поставщика смыслов, идей, проектов, сценариев, планов, апробаций. Чтобы вопрос разрешения однополых браков обсуждался в парламенте (как происходит в Европе), его нужно поднять на территории фильмов, спектаклей и книг… Когда Михаил Швыдкой был министром культуры, я постоянно его критиковал. Когда министр культуры не он, я понимаю, насколько Швыдкой самостоятельный, яркий и культурный человек».
Методичка для колониальных территорий
В конце 2013 года в Воронеже был представлен доклад «Воронежский пульс. Культурная среда и культурная политика». Документ подготовила группа российских и зарубежных экспертов под руководством ректора Воронежской государственной академии искусств Эдуарда Боякова (прежде он работал в команде Марата Гельмана в Перми). Создание доклада профинансировали правительство Воронежской области и мебельный холдинг «Ангстрем» бизнесмена Геннадия Чернушкина, бывшего и.о. мэра Воронежа. Цена вопроса — 6 млн рублей.
Документ вызвал в городе резонанс и разделил местную интеллигенцию на два противоборствующих лагеря. Представители общественности направили президенту Владимиру Путину письма, в которых сообщали, что «господин Бояков хочет применить у нас свой не совсем удавшийся в Перми опыт, где они совместно с господином Гельманом пытались перестроить традиционную культуру на либеральный лад. Во всяком случае их цель неизменна — разрушение культуры и религии и прежде всего классического искусства, русского психологического театра и православия».
Авторы письма взывали к президенту: «Мы просим вас прислать в Воронеж компетентную комиссию, включающую квалифицированных специалистов министерства культуры, депутатов, членов комиссии по культуре Государственной Думы, представителей авторитетных культурных учреждений и организаций, способных беспристрастно разобраться в сложившейся ситуации и предложить пути разрешения острейшего кризиса, в котором оказалась воронежская культура».
В ответ неравнодушные граждане получили формальную отписку А. Ицковича — советника департамента письменных обращений граждан и организаций.
Куратором исследования в докладе был указан Михаил Гнедовский, директор Института культурной политики. Организация аттестовала себя как независимое аналитическое, консультационное и проектное агентство, созданное в 2002 году в Москве. Из отчетов на сайте института следовало, что агентство, в числе заявленных целей которого — разработка моделей культурного развития на региональном и муниципальном уровнях, действует при поддержке института «Открытое общество» (Фонд Сороса). В одном из своих интервью Елена Зеленцова, директор программ Института, а в прошлом — координатор «Открытого общества», говорила о том, что перед организацией поставлена новая задача — работа с регионами и экспертным сообществом.
В числе мероприятий 2007 года значились следующие:
— «Демократия.doc» (позже стал репертуарным спектаклем Театра.doc);
— мастер-класс «Культурный брендинг и маркетинг мест»;
— семинар «Творческие индустрии: стратегии развития»;
— книга «Странствующая столица: роль культуры в развитии территории» и прочее.
Сравнивая доклад «Воронежский пульс» и ранее опубликованные документы Института культурной политики, легко заметить обширные текстуальные совпадения. Главы вводной части — обоснование, цели, задачи и стратегия «Воронежского пульса» — опирались на интеллект-поддержку Джорджа Сороса.
Джордж Сорос
Смысловые идеи культурного управления, разработанные в Фонде для колониальных территорий, посредством грантов и семинаров вживлялись в среду креативного класса. Далее обученные в нужном духе кадры действовали самостоятельно, под видом генераторов и проводников культурных стратегий, организаторов семинаров, тренингов и дискуссий, специалистов по мониторингу инновационных подходов в сфере культуры, культурной политики и творческих индустрий. Финансирование соответствующей деятельности возлагалось на региональный бюджет или местных предпринимателей.
Эдуард Бояков признавал, что «на региональном уровне можно сделать гораздо больше, чем на федеральном». Вымирание и сокращение сельского населения (вместе с традиционной культурой) ускоряло процесс идейной перекодировки страны. Открытость программировала неизбежное: разрушение государства, лишенного внутренних сил и связей. Для чего достаточно будет легкого толчка — экономического, военного или политического.
Терри Санделл, просветитель земли русской
Другой куратор доклада «Воронежский пульс» — британский культуролог, директор Cultural Futures LLP Терри Санделл. Известен тем, что основал Британский совет в СССР, открыл его представительства в странах Балтии, Белоруссии, Украине и Москве, после распада СССР стал первым директором Британского совета в РФ. С 2005-го по 2008 год возглавлял представительство БС на Украине и в Австрии. По поручению Совета Европы проводил первое исследование национальной культурной политики в 1996-м в России, а также в Грузии, Армении, Азербайджане, Румынии, Украине.
Терри Санделл
Очередные замеры российских реалий Санделл вел совместно с группой экспертов в 2012 году по заданию Совета Европы. (Материалы по Воронежской области существенно облегчили ему задачу.) Санделл активно действовал на Украине (через НКО) и остался доволен результатом: «В стране произошла психологическая революция». В 2014 году активизировалась его деятельность в Белоруссии, где он тоже видел перспективы в развитии культуры.
В России Терри Санделл действовал в тесном контакте с Кириллом Разлоговым (директор Института культурологии в 1989-2013 годах). Министерство культуры РФ в те времена охотно финансировало исследования Санделла (субподрядчиком стал Институт культурологии).
Но ничто не вечно под луной: в 2013 году Кирилл Разлогов покинул свой пост. Он сразу основал новый частный институт культурологии. Вместе с Терри Санделлом они подготовили доклад (подобный «Воронежскому пульсу») для Ульяновской области. В документах обнаруживается почти 100-процентное совпадение идеологической составляющей, общность понятийного аппарата и предлагаемые технологии переформатирования.
Кирилл Разлогов
В ноябре 2014-го совет по культуре Ульяновской области утвердил стратегию развития культуры и искусства до 2030 года, разработанную Кириллом Разлоговым и его институтом. Сумма контракта не разглашалась. («Область заплатила хорошо», — заявлял Разлогов.) Пресса сообщала, что регион будет развиваться по пути «интересных культурных проектов, которые уже реализуют в Удмуртии, Воронеже, Краснодаре, Перми».
Терри Санделл, выступая в Воронеже, заявил, что «бюрократические препоны высасывают энергию и все силы из тех, кто хочет что-то сделать. Сейчас в России министерство культуры, а нужно министерство для культуры». Иными словами, госаппарат в центре и на местах должен создавать условия (организационные и финансовые) для работы разлоговых, санделлов и соросов в стране, а уж о настоящей культуре они позаботятся.
Кирилл Разлогов не терял оптимизма: «Актуальные фундаментальные и поисковые исследования, которые некоторые малограмотные руководители попытались ликвидировать, мы сейчас воссоздаем». Терри Санделл во время визита в Воронеж встречался с тогдашним губернатором Алексеем Гордеевым, ректором Воронежского госуниверситета Дмитрием Ендовицким, а также прочитал публичную лекцию в книжном клубе «Петровский» для местной креативной интеллигенции.
Бронислав Табачников
Незаменимые и непотопляемые
4 апреля 2003 года воронежская газета «Берег» опубликовала статью профессора местного аграрного университета Ивана Суркова «Образование и халтура». Автор писал: «Вызывает возмущение патриотической общественности организация Юлием Золотовским и Брониславом Табачниковым антироссийских, русофобских конференций, причем международных. В прошлом году на такую конференцию пригласили антирусски настроенных западных украинцев и поляков, которые в своих докладах рьяно доказывали, что у русских нет будущего».
Бронислав Табачников — искусствовед, кандидат исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории, философии и культуры Института повышения квалификации учителей. Он обратился в суд с опровержением сведений из газеты «Берег», но проиграл процесс. А бывший ректор Воронежского экономико-правового института Юлий Золотовский в 2013 году был задержан в столице за торговлю должностями. Против него возбудили уголовное дело по статье «Мошенничество» УК РФ.
Бронислав Табачников несколько раз выступал в США с лекциями, впервые приехав в страну по приглашению Мормонского университета. Его дочь еще в 90-е уехала в Штаты, вышла замуж за американца. Профессор — видный деятель еврейской диаспоры (возглавлял «Еврейский общинный центр «Бейт Мишпаха — Дом семьи»), руководит общественным советом при департаменте культуры Воронежской области и, безусловно, влияет на его состав. (В совет входят/входили Эдуард Бояков, Михаил Бычков, Сергей Горшков (арт-директор галереи современного искусства «Х.Л.А.М.»), литераторы Галина Умывакина, Олег Ласунский, искусствовед Евгений Трембовельский, историк Александр Акиньшин и другие).
Подготовка передового кадрового резерва налажена через деятельность Школы эффективных коммуникаций «Репное». Площадка создана в сентябре 2010 года Геннадием Чернушкиным. В числе экспертов-лекторов — Александр Архангельский, Юлий Нисневич, Бронислав Табачников, Александр Мелихов, Максим Кронгауз, Алексей Кара-Мурза и другие.
В Школе действует проект «Открытое пространство» (по аналогии с «Открытым обществом»). Его инициатор — депутат Воронежской облдумы Анатолий Шмыгалев. Он учился бизнесу в США, женат на одной из дочерей Бронислава Табачникова. Мир тесен: Мария Брониславовна Табачникова — кандидат экономических наук, преподаватель кафедры экономики и управления организациями экономического факультета Воронежского госуниверситета.
Михаил Швыдкой
Трудоголик Михаил Швыдкой
Бывший министр культуры — человек-оркестр. Подобно сказочным героям, он многорук и многоглав. Вот неполный список его занятий:
— специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству;
— посол по особым поручениям МИД России;
— руководитель Форума славянских культур от России;
— сопредседатель правления Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ;
— научный руководитель Высшей школы культурной политики и управления в гуманитарной сфере МГУ;
— научный руководитель магистерской программы «Менеджмент в культуре»;
— член наблюдательного совета факультета государственного управления МГУ;
— член межфакультетского координационного совета МГУ по исследованию проблем БРИКС;
— профессор Российской академии театрального искусства;
— художественный руководитель Московского театра мюзикла;
— телеведущий программы «Культурная революция» на телеканале «Культура»;
— главный редактор журнала «Человек и культура»;
— заместитель председателя попечительского совета Большого театра;
— председатель совета учредителей Комитета индустриальных телевизионных премий (организатор «ТЭФИ»);
— член совета попечителей литературной премии «Большая книга».
И т.д., и т.п.
Разумеется, Михаил Швыдкой хорошо знаком с Михаилом Гнедовским, Кириллом Разлоговым, Эдуардом Бояковым.
Терри Санделл вспоминает: «В середине 90-х годов я работал со Швыдким (в то время заместитель министра культуры России. — авт.) над национальным докладом, поэтому есть опыт, который интересно сравнить с тем, что делается сейчас. Мы видим, что теперь другая методика работы. Тогда мы как будто летели на вертолете и смотрели на ситуацию сверху, сейчас мы работаем через регионы, чтобы иметь представление о том, что есть в реальности. Думаю, что такой подход интереснее».
В 2011 году Михаил Швыдкой сделал Ульяновск местом культурной столицы СНГ, в 2015-м — Воронеж (идея, сходная с той, что разрабатывал институт «Открытое общество»). «Признаюсь, именно мне принадлежала идея сделать Воронеж культурной столицей СНГ. Ведь в Воронеже проходит знаменитый Платоновский фестиваль (куда привозят кроме всего прочего и матерные пьесы из Евросоюза. — авт.)… Здесь есть изумительные театры, хороший институт искусств (ректор — Эдуард Бояков), губернатор и мэр, которые серьезно относятся к культуре».
Система управления смыслами сложилась и устоялась. Результат? Разжижение и омертвение духовного пространства, вытеснение классической культуры практиками индустрии развлечений, сиюминутными и одноразовыми впечатлениями. Новая культура не создает ничего долговременного, никаких монументальных и вечных вещей. Ее тактическая цель — похищение времени и поглощение бюджетов. Стратегическая — расставание с русской идентичностью.
Консерваторы с душком
Прошли годы. Терри Санделл куда-то запропал — с 2015-го он в России не появляется. В том же году Генпрокуратура признала Фонд Сороса нежелательной организацией.
Михаил Гнедовский занят музеями, поскольку Афанасий Михайлович Гнедовский — исполнительный директор ИКОМ России, неправительственной международной организации, связанной с ЮНЕСКО. Бронислав Табачников все также руководит общественным советом по культуре. Кирилл Разлогов сосредоточился на кино — он президент Гильдии киноведов и кинокритиков. Кое-какие проекты у него идут и через Новый институт культурологии, например, Крымская музеологическая школа «Museum studio». 2015 год для него был нелегким.
У Михаила Швыдкова все отлично, как и у бывшего воронежского губернатора Алексея Гордеева. Работы прибавилось — Швыдкой еще и член наблюдательного совета литературной премии «Лицей» (для одаренной молодежи). А Гордеев является вице-премьером РФ, курирует сельское хозяйство и экологию.
Эдуард Бояков в 2015 году был снят с поста ректора Воронежской государственной академии искусств. Со скандалом. По версии следствия, через Фонд развития ВГАИ люди из команды Боякова Светлана Шове и Вячеслав Почитаев похитили 1,7 млн рублей бюджетных денег.
Бывшего ректора приглашали на допрос в региональное управление ФСБ. Но о разговорах в сером доме продюсер предпочел не распространяться.
Теперь Бояков в Москве, он — новый худрук МХАТа имени Максима Горького, консерватор, один из основателей Русского художественного союза и большой друг писателя-сталиниста Захара Прилепина. Твердо выступает за Крым, православие и духовность. Действительно: не лучше ли славить традицию на «Царьграде», чем страдать за свободу обращения с финансами в СИЗО?!.. А вот его коллеге Кириллу Серебренникову, худруку московского театра «Гоголь-центр», повезло меньше — возможно, его подвело чутье художника.
То, что сказано выше, в сущности, известно всем. Нельзя не отдать должное Михаилу Швыдкому — он в своем деле профессионал, и, если бы, допустим, выступал на открытии памятника Булату Окуджаве, то вряд ли приписал бы барду стихи поэта Александра Прокофьева. А вот патриоты на госбюджете постоянно садятся в лужу. Салават Щербаков изваял монумент оружейнику Михаилу Калашникову и разместил на барельефе памятника чертежи немецкой штурмовой винтовки. (Ранее скульптор уже ошибался. На памятнике «Прощание славянки» на Белорусском вокзале в Москве историки обнаружили немецкую винтовку Mauser 98, а на монументе Александру I у Красной площади среди пушек, мушкетов и сабель XIX века замечены пламегаситель и прицел автомата Калашникова.)
Куда, интересно, смотрело Российское военно-историческое общество (во главе с министром культуры Владимиром Мединским)? По-видимому, в смету. Исторические детали в таких случаях вторичны.
Да, впрочем, чему удивляться, если в фильме Оливера Стоуна «Интервью с Путиным» глава государства показывает режиссеру кадры работы наших военно-космических сил в Сирии; причем ролик сильно смахивает на съемки Пентагона, сделанные ранее в Афганистане. Генштаб не ошибается?!
Фальшивые памятники. Фальшивые видео. Фальшивые офицеры. Фальшивые консерваторы.
Автор(ы): Лидия Сычева, писатель, главный редактор интернет-журнала «Молоко», уроженка Калачеевского района Воронежской области, живет в Москве
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~ldyMO
Педофильская выставка одного «художника» из Санкт-Петербурга на Платоновском фестивале…