Завершился, стал достоянием истории Третий детский театральный фестиваль «Маршак», проходивший в Воронеже с 28 октября по 6 ноября 2017 года. Не знаю наверняка, кто собирал фестивальную программу – Алексей Аркадьевич или Михаил Владимирович, но работу свою куратор выполнил на «отлично». Спасибо организаторам фестиваля от ребят миллионного города и их родителей. Мы увидели срез современного театра для детей и юношества в его ярких и актуальных проявлениях.
С большим мастерством, замечательным посылом и настроем сделаны спектакли «Король Матиуш» и «Толстая тетрадь» Новосибирского театра «Глобус», «Остров сокровищ» Московского губернского театра, «Питер Пэн» столичного Театра имени Евгения Вахтангова, «Сказка о царе Салтане» пермского «Театра-Театра» и другие. И постановки для самых маленьких, и спектакли для старших школьников отличали высокий профессионализм, искренность, доброта намерений, актуальность.
Все спектакли игрались при полных аншлагах, что говорит о большой востребованности хорошего театра для детей и юношества в нашем городе. Актёры и режиссёры не заигрывали с залом, не старались завлечь зрителя модной попсово-рэперской эстетикой. И от этого с каждым увиденным спектаклем становилось всё мрачнее на душе.
Парадокса тут нет. Депрессивные мысли генерирует нынешнее состояние нашего Воронежского театра юного зрителя. Ни одного спектакля ТЮЗа в программу фестиваля «Маршак» не попало. Даже с учётом политеса и местного патриотизма, они не подошли организаторам «Маршака», поскольку находятся далеко за гранью требований к фестивальному продукту. Театр кукол «Шут» имени Вольховского и студия «Театральная 17» им соответствуют. А постановки государственного Театра юного зрителя – нет.
Скажу больше – последние спектакли ТЮЗа вообще находятся за гранью. Они не соответствуют элементарным критериям, которые общество и государство устанавливают бюджетным учреждениям культуры. «Свежие» работы нынешнего главного режиссёра театра Вадима Кривошеева, на мой взгляд, не выдерживают никакой критики. Что «Вождь краснокожих», профессионально беспомощный и эстетически ущербный, что «Кошкин дом», густо замешанный на попсовой эстетике и элементарно пошлый.
О том, что спектакли Кривошеева художественно несостоятельны и сомнительны с точки зрения морали, не раз был проинформирован департамент культуры, но его руководитель Эмилия Сухачева предпочла отмолчаться.
И с молчаливого одобрения госпожи Сухачевой театр под руководством Вадима Кривошеева пошёл ещё дальше. К детским каникулам здесь поставили печально известную пьеску Робина Хоудона «Шикарная свадьба». Этот «шедевр» китча обошёл подмостки провинциальных драмтеатров, теперь ему нашлось место в репертуаре воронежского ТЮЗа.
Достаточно начать читать текст, чтобы с брезгливостью выбросить этот опус в помойку, где ему самое место. Проблематика ниже пояса, сальности, скудоумие… Видимо, по мысли режиссёра, – самое то, что нужно детскому театру для пополнения истощавшей кассы. И возрастное ограничение 18 плюс – просто фиговый листок. Нельзя осквернять эту сцену подобным дерьмом (уж простите за прямоту), тем более, что хороших детских спектаклей здесь больше не ставят. Более того, снимают с репертуара спектакли, которые ставили другие режиссёры. Я уж не говорю об Александре Латушко. Но списывать постановки лауреата конкурса «Событие сезона» и Международного фестиваля камерных спектаклей Александра Сидоренко и увольнять его из театра – это…
Подлость, мерзость, преступление – подберите слова сами.
Увы, не только Сидоренко. Театр покинули или предупреждены о предстоящем увольнении столпы труппы. Видимо, не угодили новому амбициозному руководителю.
Театр гибнет на глазах, если уже не погиб. По свидетельству очевидцев, уровень той же «Шикарной свадьбы» – запредельный, недостойный даже любительской сцены. Критиков в театр пускать не велено, премьеры здесь играют без них. Но того, что удалось увидеть, достаточно. Даже самые лояльные рецензенты уже ничего не ждут от этого театра и только разводят руками. Эмилию Александровну это устраивает? Она осознаёт последствия?
Нам говорят, что театр трансформируется в молодёжный клуб, и это, мол, прогресс. Но простите, данного добра, включая всевозможные стриптизы и питейные заведения вокруг и без того навалом. А детский театр призван решать совсем другие задачи – сеять в юных душах семена доброго и вечного, растить будущего гражданина великой страны. Не зарабатывать деньги любой ценой!
Я что-то упустила, произошла смена вех? Государство больше не озабочено воспитанием подрастающего поколения в духе нравственности и гуманизма? Тогда пусть нам об этом объявят, не оставляют в неведении.
Объём увиденного на театральных подмостках позволяет мне предположить, что в столицах и других регионах страны, несмотря на постоянный поиск нового, современного театрального языка, приоритеты и критерии остались неизменными. Свидетельством тому – прекрасные, добрые, умные спектакли фестиваля «Маршак», причём, как столичных, так и провинциальных коллективов.
Молодёжный, детский театр – ступень подготовки грамотного зрителя театра «взрослого». Это важное звено эстетического воспитания, один из краеугольных камней государственной политики.
В Воронеже – иначе? Эмилия Сухачева проводит другую политику?
Текст:Екатерина Данилова
Фото:marshakfest.com, vk.com, открытые источники
Публикация: интернет-газета «Культура ВРН»
Есть предложение – собрать круглый стол с участием режиссёров воронежских театров, художественных руководителей и СМИ во главе с Эмилией Сухачевой. Обсудить назревшие проблемы по целому ряду вопросов, наметить полноценное и открытое взаимодействие в интересах воронежцев, а так же всех деятелей культуры. Почему Департамент культуры уходит от обсуждения этих проблем в театральной культуре Воронежа? Так продолжаться по принципу: «Собака лает — караван идёт!», до бесконечности не может! Услышит ли это здравое предложение Департамент культуры Воронежской области?
Предложение о кругом столе внёс: Сергей Соболев
Прохожий 11.11.2017 22:52
Постоянное место работы Сухачевой не в департаменте культуры, а «на стуле Воронежского жлоба«. Бескультурная интригантка, дорвавшаяся до власти и гнобящая не только людей, но и Воронежское искусство. Губернатор её лелеет и нас не хочет слышать. Выход только один: проигнорировать президентские выборы, чтобы тот «дал по шапке» Гордееву и убрал его вместе с Сухачевой из Воронежа. Наша культура летит в пропасть!
Тов. Сухачева распоясалась и первому заму председателя правительства Попову В.Б. с ней уже не справится. Владимир Борисович, человек глубокой внутренней культуры и самостоятельного мышления, в годах, отвечает в области за культуру и медицину. Если он не может окоротить Сухачеву и Бычкова сам, то пусть попросит помощи у Гордеева или Шишкина. Что то же с ними нужно делать, это не может длиться вечно. Сколько руководителей театров, музеев, филармоний и училищ она сгноила и поставила на их место своих родственников ( коррупционный факт — гл. редактор Соболев С.Г.) и преданных ей знакомых. Сколько зданий, которые являются объектами культурного наследия регионального значения, угроблено? Сухачева, что творишь ? Сколько наворочали в Воронеже Бояков, Сухачева и Бычков. Кто их крышует (неужели сама Татьяна Гордеева — гл.редактор Соболев С.Г.)? Неужели ……!! Им нужно только бабло. Их цель-«культура», это оскотинивать людей. Со скотом разговаривать проще, обувать легче. У них одна вера, один бог — «зеленый доллар». Ради бабла они способны на все. У них нет чести, совести, жалости. Мы, старые работники культуры, считаем, что их нужно остановить. Где рыцари без страха и упрека ? Когда-то, кому-то придется вычищать все эти засохшие экскрем..ы. Гордееву нужно уволить Сухачеву вчера, она валит культуру области. Пора ей валить. Нет у губернатора другого выхода. В шахматах это называется «цугцванг» (любой шаг ухудшает положение и ведет к отставке Губернатора).