(к  220-летию  со  дня  рождения А.С. Пушкина) 

 

Всякий раз обращаясь к творчеству Александра Сергеевича Пушкина, его биографии, героям его произведений, людям, его окружавшим, и тем, кто вносил и вносит свой вклад в сохранение памяти о нём, вспоминаешь удивительного человека Семёна Степановича Гейченко (1903 – 1993) – бывшего много лет неизменным директором и хранителем Пушкинского музейного комплекса на Псковщине, восстановившего его после войны и сделавшего дом поэта одним из культурных центров страны… Во время съёмок в «Останкино» в начале 90-х годов фильма о пушкинской эпохе мне довелось побывать в Пушкиногорье и познакомиться с этим замечательным подвижником, о котором в дни юбилея поэта необходимо сказать несколько признательных, благодарных слов…

Он вернулся с фронта без руки и с пулей в ноге. Из госпиталя приехал в Ленинград, чтобы продолжить довоенную работу в Эрмитаже или Пушкинском доме. Семёну Гейченко предложили возглавить Пушкинский музей под Псковом в легендарном Михайловском. Война превратила заповедные места в пустыню, всё было разорено. Но Гейченко согласился и начал возрождение музея-заповедника…

Псковский край теснейшим образом был связан с жизнью и творчеством Пушкина. В 1742 году императрица Елизавета Петровна пожаловала прадеду поэта Абраму Ганнибалу, «арапу Петра Великого», обширные поместья из своих царских владений на Псковской земле, среди которых оказалось и село Михайловское, которое получила потом в наследство мама поэта, Надежда Осиповна. Здесь Пушкин часто навещал родителей, и сюда был сослан на 2 года Александром I. В этих местах великий русский поэт обрёл и последний приют. Он похоронен в ограде древнего Святогорского монастыря, расположенного в нескольких километрах от родового пушкинского дома в Михайловском. За год до гибели он похоронил там мать и тогда же внёс в монастырскую казну плату за место для своей могилы.

Сначала на месте погребения Пушкина поставили простой деревянный крест, а через некоторое время к императору Николаю I с просьбой о сооружении памятного надгробия обратилась его вдова через графа Строганова – председателя опеки над семьёй и имуществом поэта. Император согласился и предложил поручить работу мастеру А. И. Пермагорову, восстанавливавшему тогда внутренние помещения Зимнего дворца после большого пожара. В ноябре 1840 года памятник изготовили из гранита и мрамора, а в декабре перевезли к месту захоронения поэта…

После Отечественной войны в Пушкиногорье остались только руины, немцы уничтожили едва ли не всё, а кроме того, округа была заминирована. Параллельно со строительными работами, которые велись под руководством Семёна Степановича Гейченко, минёры работали там в течение 5 лет, освобождая пушкинские места от взрывоопасных снарядов.

Надо напомнить, что многие города и сёла нашей страны были разрушены. Восстановление их требовало колоссальных средств. Решая сложнейшие задачи, государство, однако, не забывало и о возрождении музеев и музейных комплексов. Огромных усилий стоило Семёну Степановичу воссоздание памятных пушкинских мест, находившихся в трёхстах километрах от Ленинграда и сотне километров от Пскова… Одним из первых был восстановлен домик няни Пушкина, Арины Родионовны. А в 1949 году – дом поэта. Тогда же состоялось открытие заповедника. Территория его включала село Михайловское, родовое поместье Пушкиных, в котором поэт жил в ссылке в 1824 – 25 годах, а также село Тригорское, где Александр Сергеевич часто бывал у друзей, и Святогорский монастырь. Во всё, с чем была связана жизнь Пушкина, Семён Гейченко вкладывал свою любовь и свою душу – исследователя и созидателя. По этому же принципу Семён Степанович подбирал себе и помощников – сотрудников музея. Они возродили праздники поэзии, которые стали ежегодно проводиться в «Михайловском» 6 июня (в день рождения поэта). Пушкиногорье со временем превратилось в один из центров национальной культуры с творческими встречами, фестивалями, концертами, научными семинарами, став местом постоянных сборов всех тех, кому дороги были русская культура и история.

Семёну Гейченко и его сподвижникам принадлежит инициатива сооружения памятника Пушкину в Михайловском. Подобные попытки предпринимались и ранее. Первый конкурс  объявлялся ещё в 1924 году, но тогда не нашлось денег на строительство. После Гражданской войны положение в стране было крайне тяжёлым. В 1937-ом начались подготовительные работы, но помешала война. В 1954-ом над проектом стали работать скульптор Е. Ф. Белашова и архитектор Л. М. Холмянский. Вместе с Гейченко они удачно выбрали место – на развилке дорог в Святогорский монастырь и Михайловское. Бронзовая статуя поэта с постаментом из светлого гранита великолепно вписались в окружающий пейзаж. Памятник был открыт 6 июня 1959 года. А в июне 1983-го бронзовый памятник, изображающий Александра Сергеевича Пушкина и сидящую рядом с ним Арину Родионовну, открыли в Пскове.

Одним из главных помощников Семёна Стапановича Гейченко в его героическом подвижничестве стала его жена – Любовь Джалаловна Сулейманова. С ней ещё в госпитале познакомился искалеченный уже немолодой солдат. Девушку пленили его обаяние, энергия, знания истории и литературы, стихи, которые он читал ей. Восточную красавицу не испугали возможные тяготы совместной жизни. Она взялась вместе с Гейченко за нелёгкую работу по восстановлению музея-заповедника и посвятила этому Служению всю свою жизнь. Об этой удивительной паре в пушкинских местах сегодня вспоминают с неизменным восхищением и благодарностью. Творение рук Семёна Гейченко, его жены и их помощников радуют и изумляют нас. Так же как и радуют книги Семёна Степановича о Пушкине, которые выдержали уже несколько изданий. Сборник Семёна Гейченко «У лукоморья» украшает книжные полки многих и многих поклонников пушкинского творчества. Творчества гения не только русской, но и всей мировой литературы.

Памятник Александру Сергеевичу Пушкину у Театра оперы и балета стал одной из достопримечательностей Воронежа. Творчество поэта и всё, что с ним связано, безусловно, дорого всем, кому дороги родной язык, история нашей Великой страны и её культура…

Владимир  Межевитин