20 сентября открывается 232-й сезон, который приготовил для зрителей много приятных сюрпризов. После минувшего, 216-го сезона, театр шагнул на несколько лет вперед. Это связано с тем, что усилиями архивариуса театра Николая Тимофеева удалось документально подтвердить, что отсчет своей истории Воронежский академический театр драмы имени Алексея Кольцова должен вести с 1787 года. Это дает нам полное право носить гордое звание одного из старейших театров России и первого театра в Воронеже.
С 20 сентября четыре дня подряд зрителей ожидают четыре премьерных спектакля. Два из них уже были показаны в прошлом сезоне – «Итальянский брак» по пьесе «Филумена Мартурано» Эдуардо де Филиппо в постановке Никиты Рака и «Моя дорогая М» по произведению «Матильда» Израэля Горовица в постановке Владимира Петрова. Два других спектакля — «Ловушка для птиц» Константина Стешика в постановке Ивана Комарова и «Ганди молчал по субботам» Анастасии Букреевой в постановке Елены Ненашевой самые прогрессивные зрители видели в прошедшем семинаре-лаборатории #СИТО-3. Эти спектакли было решено включить в постоянный репертуар театра драмы.
20 сентября в 19.00 на большой сцене «Итальянский Брак» по пьесе «Филумена Мартурано».
21 сентября в 19.00 на большой сцене «Моя дорогая М».
22 сентября в 18.00 на большой сцене «Ловушка для птиц».
23 сентября в 18.00 на малой сцене «Ганди молчал по субботам».
Билеты приобретайте в кассе театра или на сайте http://voronezhdrama.ru/afisha/
ПОЧЕМУ МЫ ОТКРЫЛИ 232-й СЕЗОН?
В середине июля трагедией «Гамлет» наш театр закрыл 215-й театральный сезон. Элементарная логика говорит, что в сентябре мы должны открыть 216-й. Но…
Мы решили внимательно оглянуться назад, в изначальное прошлое, когда в Воронеже появились первые театральные представления. И решили посмотреть, как определяют свою театральную историю другие театры. Ведь это весьма почётно – быть в искусстве в числе первооткрывателей. Недаром в Калуге каждые три года проходит Всероссийский фестиваль «Старейшие театры России». Какие же это театры?
Ярославский театр. Старейший театр России, который в 2010 году отметил 260-летие. История его, по преданию, восходит к кожевенному амбару, в котором с 1750 года молодой купеческий сын Фёдор Волков с братьями и друзьями, в свободное от основной работы время, устраивал первые представления своей труппы. Известно, что в 1752-м по велению императрицы Елизаветы Петровны ярославские ребята в срочном порядке были увезены в Петербург. Императрица несколько раз просмотрела их спектакли. Они ей не понравились. Из восьми привезённых самодеятельных артистов были отобраны ею только трое. Она по достоинству оценила творческий дар заводчика Фёдора Волкова, писчиков Ивана Дмитревского и Алексея Попова и велела отдать их на трёхгодичное обучение актёрскому мастерству в Кадетский Шляхетный корпус под крыло драматурга А.П. Сумарокова. Театральные представления в Ярославле закончились. Городской общедоступный театр появился только в 1882 году.
Калужский театр. Ведёт своё летоисчисление с января 1777 года: «Это было первое культурное заведение в городе, с устроительства которого начал свою деятельность Калужский наместник генерал-аншеф М. Н. Кречетников. Для первого спектакля был написан «Пролог на открытие Калужского наместничества» и были выписаны четыре актёра из Петербурга. Под театр оборудовали амбар купца первой гильдии Т. Шемякина. В 1820 году здание сгорело». Калуга торжественно отмечала 175-летие своего театра в 1952 году.
Тульский театр. В конце 1777 года Тула из провинциального города Московской губернии превратилась в самостоятельный губернский город. По этому поводу, в третий день торжеств, 19 декабря 1777 года было дано театральное представление. Актёры были привезены в Тулу из Калуги, где таковой театр был сделан. С этой даты Тульский театр ведёт свое исчисление.
Тамбовский театр. «Ведёт свою историю с 24 ноября 1786 года. В этот день правитель Тамбовского наместничества Г. Державин в день тезоименитства императрицы Екатерины II устроил в своём доме театральное представление. Ему предшествовал «Пролог на открытие в Тамбове театра и народного училища», сочинённый самим поэтом-администратором. Артистами предстали семьи Свечиных, Беклемишевых, Хвощинских, Мелиных. Текст представления и постановку оного осуществил сам Державин. Этот спектакль был первым в истории нашего города, и от него ведётся отсчёт возраста Тамбовского театра». Об этом повествует сайт театра. И ещё информация к размышлению. «В декабре 1788 года Державин был отстранён от должности и покинул город. С его отъездом театр в Тамбове до 1815 года фактически перестал существовать». Сегодня Тамбов гордится своим театром: «Основан в 1786 году Г.Р. Державиным».
Пензенский театр. Ведёт своё исчисление с ноября 1793 года, когда в городской усадьбе надворного советника Дмитрия Полчанинова в день именин императрицы Екатерины была поставлена сочинённая государыней комедия «Обманщик». Историки сообщают: «На сцене играли дворяне и чиновники, в зале находились зрители то же сословия».
Воронежский театр. «Воспоминания старожила о Воронежском театре» начали публиковаться в №48 в «Воронежских губернских ведомостях на 1849 г.» и продолжались в номерах 1850 года: «Существование Воронежского театра началось с 1787 года; устройством своим он обязан бывшему Воронежскому Наместнику Василию Алексеевичу Черткову… По древности своего учреждения и по успехам, с которыми исполнялись на нем самые трудные пьесы, театр наш может стать наряду с первоклассными провинциальными театрами. В театре все было устроено, как следует: сцена, в два яруса ложи, партер и парадиз. Здесь давались спектакли детьми Наместника и особами высшего круга тогдашнего воронежского общества … Вход в театр был бесплатный: лучшая публика приглашаема была на каждое представление по билетам, а парадиз наполнялся чиновниками разных присутственных мест с целью познакомить недостаточный класс с понятиями о драматическом искусстве». Свидетельства о начале воронежского театра в 1787 году мы находим и в других источниках. В том числе в фундаментальном исследовании своего времени известного российского ученого и одного из патриархов православной церкви в начале XIX века Евфимия Болховитинова. В конце 1790-х он был префектом Воронежской Духовной семинарии. В 1800 году в типографии губернского правления, как подведение итогов его деятельности в нашем крае, была отпечатана книга «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии…». В ней, в частности, есть такое свидетельство: «Театр. Он заведён сперва в 1787 и возобновлён в 1792 году из общества благородных. Но ныне играют на нём кроме того и публичные актёры». Речь идёт о 1799 годе.
Итак, что же получается. В Ярославле купеческий сын устраивал спектакли в кожевенном амбаре. Через два года они надолго прекратились. В Калуге тоже какой-то амбар приспособили. В Тамбове спектакли ставились в доме губернатора, и через два года они прекратились с его отъездом. А в Воронеже в 1787 году был построен именно театр – партер, ложи в два яруса и галёрка. И, естественно, поскольку столь дорогое удовольствие в Воронеже в центре города существовало, всякий новый губернатор и вице-губернатор и в 1890-е годы стремился возобновить его по назначению, если по каким-то причинам возникали паузы. Об этом и свидетельствуют очевидцы.
Теперь мы видим: исторически сложилось в течение ХХ века — считать начальной датой городского театра первое театральное представление — независимо от того, кто были артисты и, кто были зрители, в приспособленном помещении, в доме наместника или в специально построенном здании это происходило, а также независимо от того, платными или бесплатными были эти представления. И это правильно, потому что появление театральных зрелищ в 1770-1790-е годы в провинциальном городе населением не более 10 тысяч человек (именно таким был и Воронеж в конце 1780-х), где главными развлечениями большинства неграмотных или малограмотных горожан были катания с гор и кулачные бои на реке в зимнюю пору, ярмарки в весеннюю и осеннюю пору, а для «благородных» катание на лошадях, само появление театральных представлений было уже явлением качественно новым с точки зрения общегородской культуры.
Таким образом, мы решили привести датировку начала нашего театра к общекультурному знаменателю: вести отсчёт от первого представления в 1787 году. Поэтому в 2018-м мы открываем 232-й сезон.
А вот ответ на вопрос, почему Воронеж в течение 70 лет считал датой основания театра 1802 год, а не 1787, вы узнаете, прочитав книгу, которая готовится к изданию: ИЗ СУМРАКА ВРЕМЁН… Воронежский Кольцовский театр История его рождения