В последние годы его замечательные фильмы показывались телевидением крайне редко – лишь в какие-то праздничные или юбилейные дни, – да и то только на канале «Культура». Пронзительные и незабываемые работы режиссёра Марлена Хуциева – такие как «Два Фёдора», «Был месяц май», «Застава Ильича», «Июльский дождь», «Послесловие», «Бесконечность» – слишком уж выбивались из потока похожих друг га друга кровожадных сериалов и бессмысленных мелодрам, заполонивших наши экраны. Да и размышления выдающегося Художника по поводу происходящих вокруг событий нельзя было услышать среди бравурных «демократических» телевизионных речей. Даже похоронили Мастера не на положенном ему по статусу (народного артиста СССР, лауреата Государственных премий) Новодевичьем кладбище, а почему-то на Троекуровском…

Когда весной 2000-го года Марлен Мартынович Хуциев при­езжал в Воронеж на кинофестиваль «Сталкер», то сразу же оказался в центре пристального внимания прессы и многочисленных поклонников. На творческих встречах ему пришлось отвечать на бесконечные вопросы зрителей, говорить о кинематографе, переживающем очень трудные времена, о каких-то планах на будущее. Вспоминал он о товарищах, с которыми работал – уникальных людях, сделавших советское кино одним из лучших в мире… Рассказывал и о своём собственном пути, начавшемся во ВГИКе в мастерской И.А. Савченко сразу после войны.

Ровно 70 лет назад студент ВГИКа Марлен Хуциев дебютиро­вал в кино (совместно с однокурсни­ком Феликсом Миронером) диплом­ной работой «Градостроители». Фильм этот, повествующий о молодых строителях, хоть и был первой про­бой пера, но оказался достаточно любопытным и неожиданным. На фоне картин послевоенных, отчасти пате­тических, лента Хуциева и Миронера рассказывала о жизни реальной, узнавае­мой, «простой». Обычные комнаты рабочих общежитий и городские стро­ительные площадки явились в ней местом действия героев. Способ­ность подробно (и в то же время поэтично) фик­сировать время, окружающие персо­нажей быт и атмосферу, в которых трогательно и незабываемо существуют хуциевские герои, стала (как уверяли специалисты кино впоследствии) особенностью стиля молодого режиссёра.

В 1956 году Марлен Хуциев осу­ществил на Одесской киностудии постановку «Весны на Заречной улице» с Николаем Рыбниковым в глав­ной и первой его роли – картину о трудной и возвышающей любви, при­нёсшую автору всесоюзную славу. А следующий фильм Хуциева «Два Фёдора» (1959) открыл зрителю студента ВГИКа Василия Шукшина, ставшего вскоре не только одним из лучших русских писателей, но и уди­вительнейшим по таланту актёром и режиссёром. Проблемами душевной общности и взаимопонимания людей была проникнута эта картина. Исто­рия дружбы мальчика-сироты и де­мобилизованного солдата, все род­ные которого погибли во время вой­ны, высветлила драматическую ситу­ацию фильма, утверждая веру в жизнь и доброту человека…

Поиском непреходящих духовных ценностей своих современников, становлению их характеров и связи с прошлым были посвящены карти­ны Хуциева «Мне двадцать лет» (сце­нарий с Геннадием Шпаликовым) и «Июльский дождь» (сценарий с Ана­толием Гребневым) середины 60-х годов. Лирическое начало, метафо­ричность, гражданственность напол­нили фильмы режиссёра глубоким содержанием и значительностью. Давно стали хрестоматийной классикой кадры из ленты «Мне двадцать лет» («Застава Ильича»): вечер поэзии в политехническом, потрясающая своей искренностью и энтузиазмом майская демонстрация, разговор главного героя (Сергея) с отцом его девушки (Ани) о смысле жизни и знаменитый «спор о картошке». На вечеринке один из гостей (в роли которого снялся Андрей Тарковский) обвинит Сергея в «квасном патриотизме», цинично спрашивая, к чему тот относится серьёзно. И хуциевский герой без колебаний ответит: «Я отношусь серьёзно к революции! к песне «Интернационал»! к тридцать седьмому году! к войне! к солдатам – и живым, и погибшим! – и к картошке, которой мы спасались в голодное время!..»

Ленту «Был месяц май» (1970) Марлен Хуциев снял на телевидении. В ней он показал советских офицеров и солдат, попавших в дни празднова­ния Победы на территорию концен­трационного лагеря. Сюжет строил­ся на контрасте: радости победив­ших и осознания ими масштаба свер­шившейся трагедии – смерти миллионов ни в чём не повинных людей от рук фашистов, поставивших на колени почти всю Европу…

Документальные фильмы «Алый парус Парижа» (1971), «И всё-таки я верю» (1976), сделанные также в теле­визионном объединении «Экран», художественным руководителем ко­торого был на протяжении несколь­ких лет Хуциев, явились своеобраз­ным погружением в историю. Они продолжили поиски изобразительно­го языка кинорежиссёра и дали но­вый импульс его размышлениям о связи прошлого и настоящего, жиз­ни и смерти, взаимоотношении раз­ных поколений. Размышления эти лягут в основу и последующих игровых кар­тин мастера – «Послесловие» (1983), «Бесконечность» (1991), «Невечерняя» (2006).

С конца 70-х годов Марлен Ху­циев преподавал во ВГИКе, переда­вая свой опыт начинающим кинема­тографистам. Несмотря на тяжёлые для «десятой музы» времена (распада Советского Союза и кинематографа), Хуци­ев всё-таки сохранял оптимизм и определённые надежды благодаря именно своей педагогическкой деятельности. Надежды в него вселяли уче­ники и все те режиссёры и сценари­сты, которые пытались делать своё кино несмотря ни на что. Среди них были Лебедев, Ахвеледиани, Хван, Шенгелия, Цыплакова, Месхиев, Апасян, удо­стоенные международных наград и премий, призов и фестивалей, пусть пока не таких престижных, как Ве­нецианский, Берлинский или Праж­ский, отметивших самого Хуциева, но тоже дорогих и почётных. Об этих своих учениках и сподвижниках Мар­лен Мартынович говорил с радостью и верой.

Находясь в Воронеже, он с большим  теплом вспоминал нашего земляка, режиссёра Александра Гришина (1951 – 1989), который после окончания ВГУ учился в мастерской Хуциева и был одним из любимых его студентов. Гришин, сняв несколько интереснейших фильмов во ВГИКе и на Одесской киностудии, рано ушёл из жизни. Марлен Мартынович не раз вспоминал о нём с восхищением и болью.

В последние годы снимать кино, находить деньги на съёмки было очень и очень непросто, даже для такого прославленного художника, как Марлен Хуциев. Собираться с силами на новую постановку приходилось по много лет… Впрочем, говорить об этом применительно к Хуциеву теперь уже бессмысленно. Мастер ушёл, оставив яркий след в Великом советском кинематографе – искусстве, одухотворённом, гуманистическом, наполненном светом добра, поэзии, человеколюбия, – которому не было и не будет равных.

Владимир  Межевитин