Творчество этой выдающейся актрисы восхищало зрителей несколько десятков лет. Воронежцы впервые увидели её на сцене в 1960 году, когда Вахтанговский театр привозил на гастроли в наш город три своих спектакля. В двух из них – «На золотом дне» Мамина-Сибиряка и «Двух сёстрах» Кнорре – она блистательно играла главные роли… Оставаясь в удивительной форме, она и в преклонном возрасте выходила на театральные подмостки, изумляя своих многочисленных поклонников.
После окончания Щукинского училища в 1949 году Юлия Борисова была приглашена в Театр имени Вахтангова. Там она вскоре и дебютировала в спектакле «Заговор обречённых» Н. Вирты, где создала образ Магды и проявила себя как актриса уникального лирического дарования. Какое-то время Борисова выступала только в амплуа лирической героини. Она сыграла Геро («Много шума из ничего» У. Шекспира), Эпонину («Отверженные» по В. Гюго), Джулию («Два веронца» Шекспира). И только в 1955 году, сыграв Анисью Молокову («На золотом дне» Д. Мамина-Сибиряка), уверенно доказала, что способна и на сложнейшие драматические роли. Именно об этом спектакле и о «Двух сёстрах» Ф. Кнорре восторженно писала воронежская пресса в феврале 1960 года, отмечая редкостный дар перевоплощения Борисовой, её пленительное обаяние, задор и темперамент. Запомнились воронежцам и знаменитые партнёры актрисы: Н. Гриценко, Ю. Любимов, Л. Целиковская, М. Ульянов, Е. Алексеева… Но именно Юлии Борисовой были посвящены наиболее восторженные строки рецензий воронежских журналистов.
Таланту актрисы, ставшей одной из прим театра, были свойственны оптимизм, психологическая достоверность, завидная пластика, приподнятость, дерзость. Своих юных героинь она наделяла целомудренной поэтичностью и духовной силой. Театральные специалисты неизменно уверяли, что, играя женщин со сложной судьбой, Борисова умела показать душу, максимально обнажённую перед зрителем; её роли часто отличались проникновенной исповедальностью. В комедийных ролях она свободно владела контрастными красками – неуёмным озорством, доходящим до эксцентрики, и лирической мягкостью, взрывами бурного темперамента и глубокой сосредоточенностью.
Среди ролей Юлии Борисовой особо запомнились: Наташа («Город на заре» А.Н. Арбузова), Аня («Коронация» Л.Г. Зорина), Павлина («Стряпуха» А.В. Софронова), Эпифания («Миллионерша» Б. Шоу), Турандот («Принцесса Турандот» К. Гоцци), Настасья Филипповна («Идиот» по Ф.М. Достоевскому), Виринея («Виринея» Л.Н. Сейфуллиной и В.П. Правдухина), Гитель («Двое на качелях» У. Гибсона), Валька («Иркутская история» Арбузова), Гелена («Варшавская мелодия» Зорина), Мария («Конармия» по И.Э. Бабелю), Оксана («Гибель эскадры» А.Е. Корнейчука), Клеопатра («Антоний и Клеопатра» Шекспира), Мария Тюдор («Мария Тюдор» Гюго), Кручинина («Без вины виноватые» А.Н. Островского), Патрик Кемпбелл («Милый лжец» Шоу).
Блеснула актриса и в кино, снявшись в картинах Пудовкина «Три встречи», Пырьева «Идиот», Натансона «Посол Советского Союза»… Надо сказать, что тот памятный приезд в Воронеж состоялся после появления на экранах фильма «Идиот», триумфально прошедшего по отечественным и зарубежным кинотеатрам. Главным партнером Юлии Константиновны в картине и одноимённом спектакле вахтанговцев стал коллега по театру – актёр с воронежскими корнями Юрий Яковлев. В его книге «Альбом судьбы моей» Борисовой были посвящены такие показательные слова: «Вот актриса, с которой мы раз и навсегда установили общее для нас правило: никогда не повторяться в спектакле, ничего не играть так, как было вчера. И она всегда представала передо мной новой, неожиданной, захватывающе «опасной».
Первая же встреча в непосредственном партнёрстве с ней, в спектакле «Город на заре», где мы играли двух влюблённых, вызвала у меня непреодолимое желание почаще работать с Юлией Борисовой. Мы вскоре встретились на съёмочной площадке в кино, в фильме «Идиот». Затем были наши с ней дуэты в вахтанговских спектаклях: «Двое на качелях», «Конармия», «Насмешливое моё счастье». Мы были партнёрами и в «Миллионерше» Бернарда Шоу, где она играла заглавную роль, а я – Доктора-египтянина, единственного человека, которого по-настоящему любила эта экзальтированная и более чем независимая женщина. Игра самим драматургом предлагается азартная, и мы с удовольствием погружались в неё… Прошли десятилетия. С Юлией Константиновной мы выходим теперь в спектакле «Без вины виноватые». Она – Кручининой, я – меценатом Дудукиным. По-прежнему наши сцены – огромная взаимная радость свободного сценического общения, сиюсекундного, всегда в чём-то нового. Но ко всему прежнему прибавился мой человеческий восторг перед подвижнической жизнью этой актрисы, которая всё личное: утраты, радости, боли, надежды – выносила на сцену, лечила искусством, преодолевала нередко героическими усилиями, о которых знали немногие её партнёры…»
Работа Юлии Константиновны Борисовой в театре и кино была отмечена несколькими Государственными премиями, наградами и званием народной артистки СССР. Но самое главное – то, что актрису всегда окружала искренняя и огромная любовь зрителей, продолжавшаяся всю её творческую жизнь.
Владимир Межевитин