(к 75-летию со дня рождения Николая  Караченцова)

Один из известных режиссёров как-то сказал:

«Я думаю, что магнетизм личности Николая Караченцова, развитие его многогранного таланта, его ответственность перед зрителем и ответная всенародная любовь к нему обусловлены необычайной искренностью и цельностью его натуры, редко встречаемым теперь благородством, широтой душевного кругозора, умением понимать не только себя, но и живущих в стране людей – с их бедами, счастьями и несчастьями… И, конечно же, отсутствием беспредельного эгоизма, самолюбования, цинизма, присущих часто деятелям искусства, зациклившихся на себе…

Безусловно, всё лучшее в нём выросло из семьи и великого времени грандиозных надежд, устремлений и свершений. Благодаря идеалам, которым он не мог изменить, и комсомольской юности, где произошло становление его характера – лидера, вожака, которому хотелось подражать и нельзя было не верить, потому что он был НАСТОЯЩИЙ, честный, несгибаемый, спешащий на помощь, знающий толк в дружбе, товариществе, в служении профессии, любви… Даже авария, в которую он попал, явилась следствием его желания немедленно броситься на помощь близким и разделить с ними боль и трагедию свалившегося на них несчастья…»

Эти слова точно отражают человеческую суть Николая Петровича, высвечивая особенности его личности и биографии.

Николай Караченцов родил­ся 27 октября 1944 года в Моск­ве. Детство будущего артиста прошло на знаменитых Чистых прудах. Отец был художником, а мама балетмейстером. Под влиянием матери Николай начал активно заниматься спортом, который во многом помог ему в актёрской профессии.

Первые серьёзные мысли о том, чтобы посвятить себя сце­ническому искусству, стали при­ходить к Караченцову в юности в Доме творчества «Щелыково», где он иногда бывал и где у него появились приятели-ак­тёры. Были в его судьбе и интернат (в котором он проводил время из-за длительных командировок мамы), и уличные приключения с юношескими драками и выяснениями отношений, и школьный театральный кружок, где он утвердился в желании стать актёром, и комсомольская организация, в жизни которой Николай Караченцов активно участвовал.

В 1963 году он поступил в Школу-студию МХАТ на курс профессора Виктора Монюкова. После окончания студии Ни­колай был принят в труппу Те­атра имени Ленинского комсо­мола. В спектакле «Дым отече­ства» по мотивам поэмы Констан­тина Симонова он получил свою первую роль.

В 1968 году молодой энер­гичный актёр Караченцов всту­пил в КПСС, что для театральной среды было событием неорди­нарным. По его словам, он «искренне верил, что в партию принимают самых достойных, поэтому старательно готовился к борьбе со всем, что мешает нашей стране жить и процветать». Друзья отмечали, что принципиальность, честность и искренность были ему прису­щи всегда.

Путь Николая Караченцова на экраны был тернистым. Его часто пробовали на разные роли, но затем не утверждали. Несколько фильмов, в которых он принял участие, прошли почти незамеченными.

Перелом в кинематографичес­кой судьбе наступил в 1974 году, когда в него поверили два известных режиссёра «Ленфильма». Геннадий Полока пригла­сил его в трагикомедию «Оди­ножды один», где актёр сыграл роль Анатолия. А Виталий Мель­ников снял Караченцова в сво­ей картине «Старший сын» в главной роли Бусыгина. Фильм по пьесе Вампилова получил несколько престижных между­народных призов и открыл ак­тёру дорогу в кинематограф. Уже в следующем году Николай Караченцов работал сразу в трёх картинах: «Сентиментальном романе», «Длинном, длинном деле» и «Собаке на сене». В последнем фильме артист впер­вые запел с экрана, сразу же покорив зрителей и этим своим талантом.

В отличие от кино, певчес­кая карьера Краченцова в теат­ре началась чуть раньше – с роли Тиля Уленшпигеля в музы­кальном спектакле «Тиль». В тогдашней театральной Москве этот спектакль Марка Захарова произвёл настоящий фурор, явившись первой серьёзной по­становкой рок-оперы в Советс­ком Союзе. В сущности, имен­но с «Тиля» и началась настоя­щая слава «Ленкома», и главным проводником этой славы был Ка­раченцов. Как писал позднее критик Колбовский: «Этот спек­такль мне до сих пор помнится самым праздничным и мощным творением Марка Захарова. Красный шутовской колпак Тиля стал образом, эмблемой этого суперпопулярного театра. Но в том-то и дело, что, вспоминая «Тиля», мы представляем себе только Караченцова. Он играл неистового, хулиганистого, чрезвычайно обаятельного фла­мандца почти два десятилетия, и у него не было дублёров…»

В начале 80-х в театральной карьере актёра появилась ещё одна заметная роль – графа Ре­занова в «Юноне» и «Авось» (1982). В отличие от Тиля, кото­рый нёс в себе все элементы авантюрного героя, Резанов был героем романтическим. Ничего подобного ни в театре, ни тем более в кино Караченцов ещё не играл. Во время одного из спектаклей произошло событие, во многом характеризующее ак­тёра. После одного из трюков Николай Караченцов повредил ногу, и, как вспоминал актёр: «Мне показалось в первое мгно­вение, просто оступился. Позже выяснилось, что на шесть сан­тиметров вылетела коленка, ра­зорвана связка, повреждён мениск, мышцы – целый букет. Тогда, в горячке, я не разобрал­ся, что к чему. Кое-как уполз за кулисы. Мне сигналят: давай прекращать спектакль. Зрители видели, что я, хромая, ушёл со сцены, однако, может, так и за­думывалось? Если бы не вернул­ся, тогда сообразили бы: что-то произошло, поскольку история Резанова оставалась недорассказанной. Поэтому я машу: игра­ем. Со всей силы саданул по ко­ленке, она вроде вернулась на место. Я присел пару раз для пробы и вывалился на сцену. Шагаю и чувствую, что нога опять начинает подворачиваться не в ту сторону. Знаете, как у кузнечи­ка – коленками назад. Боль та­кая, что рот раскрыть не могу, боюсь, что стонать начну. За ку­лисы уже врачи прибежали, но­силки приготовили, а я в зал смотрю… Хотите верьте, хотите не верьте, но Саша Абдулов двадцать минут меня буквально на руках по сцене носил, на ногу ступить не давал. По пьесе мы должны были драться, скакать, а Саша прижимает меня к себе, как барышню, и шепчет тихонь­ко: «Колька, держись!» Такое не забывается…» Этот спектакль «ленкомовцев» объехал весь мир. Русским актёрам во главе с Николаем Караченцовым восхи­щённо рукоплескали зрители самых разных стран.

В 80-х годах Караченцов про­должал радовать зрителей сво­ими новыми работами в кино. Он снялся в добром десятке филь­мов, среди которых хочется на­звать: «Приключения Электроника», «Дамы приглаша­ют кавалеров», «Трест, который лопнул», «Белые росы», «Баталь­оны просят огня», «Человек с бульвара Капуцинов», «Крими­нальный квартет», «Дежа вю». В 90-х народный артист России Николай Караченцов снялся в телефильмах: «Петербургские тайны», «Королева Марго», «До­сье детектива Дубровского»

Почти сорок лет своей жизни Николай Петрович посвятил «Ленкому». Из его многочисленных сценических персонажей особо запомнились: Карабанов («Коло­нисты» по А.С. Макаренко), Сол­дат («Прощай, оружие!» по Э. Хе­мингуэю), Кот Базилио («Золотой ключик» по А. Толстому), Колька («Суджанские мадонны» по пове­сти Ю. Нагибина), Костя («Музы­ка на одиннадцатом этаже» И. Ольшанского), Женя («В день свадьбы» В. Розова), Шарлатан с клавесином, брат Сила («Моль­ер» М. Булгакова), Миша Земцов («Жестокие игры» А. Арбузова), Алексей («Оптимистическая тра­гедия» В. Вишневского), Карбы­шев («Диктатура совести» М. Шат­рова), Смерть и Глава рейндже­ров («Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» П. Неруды, музыка А. Рыбникова), Лаэрт («Гамлет» Шекспира), Звонарёв, Зудин («…Sorry», «Чешское фото» А. Галина), Серж («Школа для эмиг­рантов» Д. Липскерова), Меншиков («Шут Балакирев» Горина)

Из последних киноработ актёра особо запомнилась роль в фильме Владимира Бортко «Цирк сгорел, и клоуны разбежались», отразившем во многом катастрофу перестроечных лет страны и героя, оказавшегося не у дел, на грани смерти.

В 90-е годы с именем Караченцова были связаны несколько скандалов. Популярность его использовали разные фирмы для своих рекламных целей. Подделывая голос актёра, имитаторы предлагали вкладывать деньги в свои авантюрные проекты. О том времени разграбления страны, бандитских разборок, политической и криминальной вакханалии актёр говорил с сожалением. Среди его откровений было, например, такое:

«Я ничего не боялся, когда учился в институте. Ночи напролёт гулял по Москве, понимал, что могу напороться от силы на кулак. Ну в самом крайнем случае – на нож, и то это надо было очень сильно попросить. А сейчас – кто-то кого-то подрезал на автомобиле, из него выходят люди, стреляют и едут дальше… Как тут выжить, как себя вести? Со мной, кстати, случилось нечто подобное. Как-то гуляю с приятелем, навстречу – трое «новых русских»: «Гляди – Караченцов, мой любимый артист. Давай убьём его за это!» Хорошо, приятель затащил меня в какой-то подъезд…»

Отличительными особеннос­тями актёра Николая Караченцо­ва всегда были удивительная ра­ботоспособность и обаяние, тем­перамент, музыкальность и вир­туозное владение телом. Роли его незабываемы и любимы. Попав в тяжелейшую аварию в феврале 2005 года и перенеся несколько сложнейших операций, Николай Петрович с помощью самых близких людей (и в первую очередь жены Людмилы Поргиной) мужественно боролся со своим нездоровьем. Борьба эта продолжалась до 26 октября 2018 года. Он ушёл за день до своего 74-летия, оставив нам яркий талант, запечатлённый на плёнках и в нашей памяти.

Владимир  Межевитин