(к 95-летию со дня рождения Вячеслава Тихонова)
С этим легендарным актёром воронежцы могли встретиться в сентябре 1977 года. В наш город он приезжал на премьеру фильма «Белый Бим Чёрное ухо», снятого по одноимённой повести Гавриила Троепольского. Вместе с Вячеславом Тихоновым в кинотеатре «Пролетарий» был знаменитый режиссёр Станислав Ростоцкий и исполнители запоминающихся ролей кинокартины – Раиса Рязанова, Валентина Владимирова и Алексей Чернов (бывший актёр Кольцовского театра). Тихонов поразил зрителей скромностью и обаянием, мудростью и благородством, которые наряду с большим талантом и сделали его уникальным артистом, снискавшим всенародное признание и любовь.
Он считал себя человеком военного поколения, хотя по возрасту и не был на фронте, но, родившись в подмосковном городе Павловский Посад в 1928 году, Вячеслав Тихонов испытал на себе все тяготы военного и послевоенного времени. Отец Вячеслава Васильевича работал на ткацкой фабрике, мама была воспитательницей в детском саду. На одном из местных заводов будущий актёр работал токарем после ремесленного училища, но его любовь к кино, которая началась ещё в детстве, не давала ему покоя и звала в Москву.
Несмотря на войну, в столице продолжали работать театры и театральные училища, киностудия и Институт кинематографии. В этот институт и направился Вячеслав Тихонов «поступать в киноартисты». Ему повезло с учителями. Курс набирали Борис Бибиков и Ольга Пыжова. Они-то и разглядели в застенчивом простом провинциальном пареньке задатки таланта. Превозмогая многие трудности, Тихонов упорно учился профессии. Были моменты, когда ему хотелось всё бросить и вернуться домой, но судьба вела его по начертанному ею пути.
Первой работой в кино стала роль Володи Осьмухина в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия» (1948). Потом несколько лет после окончания ВГИКа Вячеслав Тихонов появлялся в небольших малозапоминающихся ролях. В те суровые годы картин снималось немного: страна залечивала раны, нанесённые ужасной войной, да и молодой актёр, не имеющий жизненного опыта, вряд ли мог создать на экране что-то выдающееся. Переломным моментом в его творческой биографии оказался фильм Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове» (1958). Трогательный, искренний Матвей Морозов, которого сыграл Тихонов, очень понравился зрителям, как и весь фильм. Надо сказать, что тогда же начинается расцвет советского кинематографа, появляется целая плеяда режиссёров, снимающих картины, которые получают призы самых престижных международных фестивалей. Значительно увеличивается количество отечественных лент – не только художественных, но и документальных, научно-популярных, мультипликационных. Государство, заботящееся о культуре, на развитие кино затрачивает немалые средства, активно поддерживая прокат и производство новых фильмов.
В эти 50-е – 60-е годы Вячеслав Тихонов запоминается работами в картинах «Мичман Панин», «Оптимистическая трагедия», «Майские звёзды», Максимка», «В мирные дни», «Звёзды на крыльях», «На семи ветрах», «Доживём до понедельника» и, конечно же, в грандиозной эпопее Сергея Бондарчука «Война и мир». Роль Андрея Болконского, которую сыграл Тихонов, – как и весь фильм – высоколобая критика сначала принимает прохладно, в отличие от восхищённых зрителей. Но со временем становится ясно, что ни одна из зарубежных дорогостоящих экранизаций романа Льва Толстого ни в какое сравнение не идёт с советским шедевром великого Бондарчука. Творческой дуэли с нашими актёрами не выдерживает никто. Вячеславу Тихонову в успехе этой картины принадлежит особое место.
Невероятную славу приносит ему роль разведчика Исаева – Штирлица – в телесериале «Семнадцать мгновений весны» (1973). Умение актёра глубоко раскрыть внутреннюю жизнь героя, передать тончайшие движения его души и любовь к Родине проявилось в этой работе сполна и сделало Вячеслава Васильевича одним из самых любимых наших артистов.
Великолепен Тихонов был и в последующих фильмах: «Фронт за линией фронта» (несколько серий), «Они сражались за Родину», «Белый Бим Чёрное ухо», «Егор Булычов и другие», «Семейное счастье», «Любовь с привилегиями», «Европейская история», «И другие официальные лица», «ТАСС уполномочен сообщить»… Его послужной список насчитывает более 50 картин.
Творческий путь народного артиста СССР Вячеслава Тихонова был отмечен Гос. премией СССР (в 1970 году), Гос. премией РСФСР имени братьев Васильевых (в 1976-ом) и Ленинской премией (в 1980-ом), званием Героя Соц. Труда (в 1982-ом).
В 90-е годы, когда наши экраны захлестнули фильмы, проповедующие жестокость, насилие и цинизм, многие Художники прошлого оказывались без работы. Принципы и идеалы не позволяли им принимать участие в этом оголтелом кинематографическом «шоу-бизнесе». Думается, по этой причине Вячеслав Васильевич Тихонов в кино почти не снимался. Запомнился он характерной ролью в «Утомлённых солнцем» Михалкова (1994) и в фильме «Андерсен. Жизнь без любви» Рязанова (2006).
В 2009 году актёра не стало. Картины же его, вдохновенные и пронзительные, хочется верить, останутся с нами навсегда.
подготовил Владимир Межевитин