ЮБИЛЕЙ АРТИСТА И ПЕДАГОГА (к 90-летию Евгения Фёдоровича Слепых)
Он родился в Воронеже 4 января 1935 года. Детство его было опалено войной. Евгений чудом остался жив после одного из налётов немецкой авиации. Во время известной трагедии – бомбардировки фашистами детского парка в центре города – мама закрыла его своим телом, получив ранение. Потом были эвакуация, возвращение в разрушенный немцами Воронеж, Великая Победа и тяготы послевоенного времени.
Путь Евгения Фёдоровича Слепых на сцену оказался непростым, с неожиданными (для его близких) поворотами судьбы. После окончания техникума сахарной промышленности (в Тамбовской области) он пять лет довольно успешно работал теплотехником сахарного комбината в Винницкой области на Украине, где ему прочили большое будущее. Но увлечение литературой и театром подвигло его бросить всё и поехать в Ленинград в стремлении связать свою жизнь с искусством. Продолжив образование в ленинградской Высшей школе культуры по специальности «режиссёр телевидения» и получив диплом, Евгений Фёдорович надеялся продолжить работу телевизионным режиссёром на одной из студий страны. Но ему предложили место директора в Доме культуры Новосибирска, являвшегося перспективным городом науки и одним из крупных культурных центров Советского Союза. Новосибирск был известен замечательнейшими театрами – профессиональными и народными – и тем, что там постоянно и охотно гастролировали лучшие театры СССР. В нём и организовал Евгений Слепых поэтический театр (в 1964 г.), существовавший в стенах руководимого им ДК. На новосибирской сцене началась его биография артиста-чтеца.
Вернувшись в Воронеж, он стал педагогом сценической речи только что созданного института искусств. Много лет был деканом театрального факультета (1972 – 2015), активно выступал на самых разных подмостках как нашего города и области, так и других городов страны.
Чтецкие программы Евгения Слепых, спектакли и передачи на радио всегда привлекают любителей театрального искусства, художественного слова, ибо выступления эти, вдохновенные и пронзительные, надолго остаются в зрительских сердцах. Они волнуют и радуют всех его поклонников вот уже более полувека. Евгения Фёдоровича искренне любят студенты и преподаватели, для которых он настоящий товарищ, готовый всегда прийти на помощь, понять и выручить в трудную минуту, подставить плечо и в жизни, и в профессии.
Поклонникам его таланта запомнился внушительный репертуар замечательных литературных композиций Евгения Слепых, среди которых особо впечатляли инсценировки по произведениям Андрея Вознесенского, Михаила Светлова, Василия Шукшина, Светланы Алексиевич, Юрия Левитанского. На программы Евгения Фёдоровича по стихам Ахматовой, Пастернака, Есенина, Евтушенко, Солоухина, Рождественского, Жигулина собирались и продолжают собираться залы неравнодушных и искушённых зрителей. Десятки передач по произведениям Бунина, Набокова, Бабеля, Платонова, Паустовского, Астафьева, Маркеса прозвучало по радио в его исполнении. Ученики Евгения Фёдоровича Слепых постоянно становились лауреатами всероссийского конкурса чтецов имени Владимира Яхонтова в Петербурге, что способствовало знакомству с воронежскими студентами ленинградских и московских режиссёров.
В последние годы мы, к сожалению, не часто слышим художественное слово из уст истинных профессионалов декламации, незаметно привыкая к актёрам-недоучкам, по-скоморошьи скачущим на телеканалах с нелепыми шутками, дикторам-дилетантам, к разухабистым ведущим многочисленных радиостанций, извергающим в эфир мириады пустых и циничных словес. Их пошловатые пассажи, как ни прискорбно, настырно претендуют быть частью нашей жизни, нашего культурного и языкового пространства. Поэзия, настоящая глубокая литература, театр в каком-то смысле противостоят этой вербальной шелухе, оберегая нас (хотя бы отчасти) от экспансии пошлости и пустословия. «Говорить – значит действовать», – утверждал когда-то Константин Сергеевич Станиславский. Будучи ведущим преподавателем театрального вуза, заслуженный артист России Евгений Фёдорович Слепых хорошо понимает, что имел в виду великий деятель театра, требуя, чтобы актёр видел за каждым произносимым словом не отвлечённые, а конкретные понятия, волновал и убеждал партнёров и зрителей искренними чувствами, переживаниями, образами и соответствующей человеку разумному культурой речи.
Разработанную Станиславским методику воплощали и продолжали педагоги и чтецы-артисты: Елизавета Саричева и Александр Закушняк, Владимир Яхонтов и Дмитрий Журавлёв, Михаил Царёв, Сергей Юрский, Михаил Козаков, Валентин Никулин, Александр Калягин, Василий Лановой, Константин Райкин… Их творчество хорошо знакомо Евгению Слепых, поскольку изучение подобного опыта, развитие его – часть работы, которую воронежский артист и педагог делает блистательно.
На воронежском радио хранятся бесценные записи Евгения Слепых, которые периодически звучат в эфире, украшая нашу жизнь и хоть как-то утоляя жажду общения с подлинным искусством слова. Поклонники таланта воронежского чтеца не раз высказывали мнение о том, что слышать их хотелось бы чаще. Артиста давно уже называют рыцарем Воронежской сцены. Это звание он заслужил по праву самоотверженного труда и таланта. Ему повезло видеть многие постановки Георгия Товстоногова, Юрия Любимова, Андрея Гончарова, Бориса Львова-Анохина, Зиновия Корогодского, Игоря Горбачёва, Валентина Плучека, Анатолия Эфроса, Олега Ефремова, Анатолия Васильева, Марка Захарова, Льва Додина, одарённейших воронежских режиссёров, сформировавших его вкус. Этот вкус он пытается прививать своим студентам, настаивая на том, что они должны развивать чувство гармонии между формой и содержанием в каждой роли, в том или ином спектакле, развивая профессиональные навыки, личностное начало и расширяя кругозор Артиста, Человека и Гражданина.
В 2018 году Евгений Фёдорович выпустил книгу своих воспоминаний «По обе стороны кулис», в 2020-м – «Повороты судьбы», в 2023-м – «Воронежская театральная школа», а в 2024-м – книгу стихов своего ушедшего из жизни брата Александра Слепых «Жизнь с листа»…
Надо сказать, что несколько учеников Евгения Слепых связали свою жизнь с литературой, став авторами книг стихов и прозы, а целый ряд выпускников ВГИИ, выбравших режиссёрское поприще, известны своими сценариями и драматургическими произведениями, ставшими основой немалого количества постановок и фильмов, награждённых призами престижных конкурсов и фестивалей.
материал подготовил: Владимир Межевитин