(к 145-летию начала творческой деятельности)

В этом году исполняется 145 лет начала писательской деятельности Антона Павловича Чехова. В конце января почитатели творчества писателя отметили его день рождения. Мы уже рассказывали о воро­нежских корнях Чехова, ближайших предках (живших веками на территории нашей области), выдаю­щемся литературном вкладе в отечественную и общечелове­ческую культуру. Что с нашей стороны было закономерно, ибо на протяжении всего XX века творческое наследие Чехо­ва и сама его личность были на редкость значимы и почитаемы во всем мире. Наверное, никто более из русских писателей (кроме, может быть, Толстого и Достоевского) не достигал та­кой известности и столь безо­говорочного успеха. Отсюда – и особое внимание к произведениям Антона Павловича, его биографии и судьбе…

В июне 1904 года по настоя­нию врачей Чехов, находясь в крайне тяжёлом состоянии, от­правился в своё последнее при­жизненное путешествие. Он вы­ехал вместе с женой в немец­кий Баденвейлер на лечение, где и скончался 2(15) июля в возрасте 44 лет…

Начиналось же всё в провинциальном Таган­роге (куда из Воронежской гу­бернии перебрались его дед и отец), в далёкой, казалось бы, от театра и литературы семье, в среде, где стремление к любым искусствам вряд ли могло серь­ёзно поощряться. И тем не ме­нее, в 70-х годах прошлого сто­летия будущий писатель сделал свои первые шаги к мировой славе.

Среди заядлых театралов Та­ганрога самыми впечатлитель­ными и активными были гимна­зисты. Их, в числе других наи­более восторженных и бескоры­стных почитателей искусства Мельпомены, можно было уви­деть не только бушующими на галерке в зрительном зале, но и среди тех, кто после спектак­ля провожал из театра заезжих гастролёров в гостиницу с цве­тами и факелами. Нередко по­клонники, заказав карету и впрягшись в неё, везли на себе понравившихся артистов. Атмо­сфера в городе вокруг премьер и гастролей была праздничной и запоминающейся.

С 1873 года, побывав на спектакле «Прекрасная Елена», тринадцатилетний гимназист Антон Чехов становится завсег­датаем галёрки таганрогского театра. Посещать театральные представления учащиеся гимна­зии могли, только получив со­ответствующее разрешение. Однако молодые люди, неисто­щимые на выдумки, дабы по­пасть в театр, пускались на вся­кие уловки: гримировались, привязывали бороды, надевали темные очки, рядились в одеж­ды отцов и старших братьев, что­бы выглядеть старше. В подоб­ных маскарадах участвовал и Антон. Театр для Чехова и мно­гих его сверстников был вожде­ленным местом приобщения к мировой культуре, искусству, творчеству. Здесь полнее рас­крывался перед ними Шекспир и Островский, Шиллер и Гоголь, Тургенев, Грибоедов, равно как и многие другие авторы. Пьесы незначительные – претенциоз­ные и глуповатые – тоже час­тенько ставились на местной сцене, но и они внесли свою лепту в чеховский опыт, дали основу его первым произведе­ниям – смешным рассказам, па­родиям и фельетонам. А тогда, в семидесятые, даже эти пустяшные спектакли по-своему увлекали ребят, развивали во­ображение, вкус, расширяли кругозор.

Братья Чеховы, воодушев­лённые увиденным, устраивали дома собственные театральные представления, где Антон был основным инициатором и ис­полнителем. Природная наблю­дательность, актерские задат­ки и чувство юмора позволяли ему уморительно копировать своих знакомых, с помощью пластики и мимики воспроиз­водить характерные повадки людей, которых он знал или просто встречал в жизни. Так возникали первые художе­ственные образы, рождались различные сценки, разыгрывав­шиеся с азартом братьями и их друзьями. Ставили Чеховы пье­сы и на русском, и на украинс­ком языках, не раз обращались к гоголевскому «Ревизору».

В доме приятеля Антона Андрея Дросси организовался со временем настоящий люби­тельский театр; там был зана­вес с наклеенными на нем по­пугаями и жар-птицей, рекви­зит и нумерованные билеты. Антон Чехов в этом театре ис­полнял свои роли с неизмен­ным успехом. Его появления на сцене нередко вызывали вос­торг и гомерический хохот зри­телей. Сверстникам Антон за­помнился ролью Несчастливцева в «Лесе» Островского, а в водевильной «Шалости гусарского офицера» он с блеском исполнял роль старухи-старости­хи. Тогда же Чехов начинает и сам сочинять сценки-миниатю­ры (где текст имеет важное, определяющее значение), де­лать литературные зарисовки таганрогской жизни. В 1875 году вышел в свет первый че­ховский рукописный журнал «Заика». Свои миниатюры и номера «Заики» Антон посыла­ет брату Александру в Москву, а тот, отмечая наиболее удач­ные, предлагает их в популяр­ный юмористический журнал «Будильник»…

В конце 70-х годов Чехов пишет драму «Безотцовщина», пьесу «Нашла коса на камень» и водевиль «Не даром курица пела». 1878-й биографы называют годом его первых публикаций. Не­сомненно, приобщение к теат­ру, книгам, музыке (которую лю­бил отец) пробудили в нём стремление к творчеству, а та­лант и каждодневный, упорный труд с годами превратили Чехо­ва в выдающегося писателя, про­жившего, к сожалению, немно­го, но внесшего уникальный вклад в мировую литературу и те­атральное искусство.

подготовил  Владимир  Межевитин