(к 145-летию начала творческой деятельности)
В этом году исполняется 145 лет начала писательской деятельности Антона Павловича Чехова. В конце января почитатели творчества писателя отметили его день рождения. Мы уже рассказывали о воронежских корнях Чехова, ближайших предках (живших веками на территории нашей области), выдающемся литературном вкладе в отечественную и общечеловеческую культуру. Что с нашей стороны было закономерно, ибо на протяжении всего XX века творческое наследие Чехова и сама его личность были на редкость значимы и почитаемы во всем мире. Наверное, никто более из русских писателей (кроме, может быть, Толстого и Достоевского) не достигал такой известности и столь безоговорочного успеха. Отсюда – и особое внимание к произведениям Антона Павловича, его биографии и судьбе…
В июне 1904 года по настоянию врачей Чехов, находясь в крайне тяжёлом состоянии, отправился в своё последнее прижизненное путешествие. Он выехал вместе с женой в немецкий Баденвейлер на лечение, где и скончался 2(15) июля в возрасте 44 лет…
Начиналось же всё в провинциальном Таганроге (куда из Воронежской губернии перебрались его дед и отец), в далёкой, казалось бы, от театра и литературы семье, в среде, где стремление к любым искусствам вряд ли могло серьёзно поощряться. И тем не менее, в 70-х годах прошлого столетия будущий писатель сделал свои первые шаги к мировой славе.
Среди заядлых театралов Таганрога самыми впечатлительными и активными были гимназисты. Их, в числе других наиболее восторженных и бескорыстных почитателей искусства Мельпомены, можно было увидеть не только бушующими на галерке в зрительном зале, но и среди тех, кто после спектакля провожал из театра заезжих гастролёров в гостиницу с цветами и факелами. Нередко поклонники, заказав карету и впрягшись в неё, везли на себе понравившихся артистов. Атмосфера в городе вокруг премьер и гастролей была праздничной и запоминающейся.
С 1873 года, побывав на спектакле «Прекрасная Елена», тринадцатилетний гимназист Антон Чехов становится завсегдатаем галёрки таганрогского театра. Посещать театральные представления учащиеся гимназии могли, только получив соответствующее разрешение. Однако молодые люди, неистощимые на выдумки, дабы попасть в театр, пускались на всякие уловки: гримировались, привязывали бороды, надевали темные очки, рядились в одежды отцов и старших братьев, чтобы выглядеть старше. В подобных маскарадах участвовал и Антон. Театр для Чехова и многих его сверстников был вожделенным местом приобщения к мировой культуре, искусству, творчеству. Здесь полнее раскрывался перед ними Шекспир и Островский, Шиллер и Гоголь, Тургенев, Грибоедов, равно как и многие другие авторы. Пьесы незначительные – претенциозные и глуповатые – тоже частенько ставились на местной сцене, но и они внесли свою лепту в чеховский опыт, дали основу его первым произведениям – смешным рассказам, пародиям и фельетонам. А тогда, в семидесятые, даже эти пустяшные спектакли по-своему увлекали ребят, развивали воображение, вкус, расширяли кругозор.
Братья Чеховы, воодушевлённые увиденным, устраивали дома собственные театральные представления, где Антон был основным инициатором и исполнителем. Природная наблюдательность, актерские задатки и чувство юмора позволяли ему уморительно копировать своих знакомых, с помощью пластики и мимики воспроизводить характерные повадки людей, которых он знал или просто встречал в жизни. Так возникали первые художественные образы, рождались различные сценки, разыгрывавшиеся с азартом братьями и их друзьями. Ставили Чеховы пьесы и на русском, и на украинском языках, не раз обращались к гоголевскому «Ревизору».
В доме приятеля Антона Андрея Дросси организовался со временем настоящий любительский театр; там был занавес с наклеенными на нем попугаями и жар-птицей, реквизит и нумерованные билеты. Антон Чехов в этом театре исполнял свои роли с неизменным успехом. Его появления на сцене нередко вызывали восторг и гомерический хохот зрителей. Сверстникам Антон запомнился ролью Несчастливцева в «Лесе» Островского, а в водевильной «Шалости гусарского офицера» он с блеском исполнял роль старухи-старостихи. Тогда же Чехов начинает и сам сочинять сценки-миниатюры (где текст имеет важное, определяющее значение), делать литературные зарисовки таганрогской жизни. В 1875 году вышел в свет первый чеховский рукописный журнал «Заика». Свои миниатюры и номера «Заики» Антон посылает брату Александру в Москву, а тот, отмечая наиболее удачные, предлагает их в популярный юмористический журнал «Будильник»…
В конце 70-х годов Чехов пишет драму «Безотцовщина», пьесу «Нашла коса на камень» и водевиль «Не даром курица пела». 1878-й биографы называют годом его первых публикаций. Несомненно, приобщение к театру, книгам, музыке (которую любил отец) пробудили в нём стремление к творчеству, а талант и каждодневный, упорный труд с годами превратили Чехова в выдающегося писателя, прожившего, к сожалению, немного, но внесшего уникальный вклад в мировую литературу и театральное искусство.
подготовил Владимир Межевитин