(к 95-летию со дня рождения кинорежиссёра)

В многостраничном энциклопедическом словаре кино, вышедшем в 1987 году, среди сотен славных имён советских режиссёров, проявивших себя в создании неповторимых игровых, документальных, научно-популярных и мультипликационных фильмов, Татьяне Михайловне Лиозновой принадлежит особое место. И потому, что, будучи хрупкой женщиной (безусловно, обаятельной, мудрой, но и тонко чувствующей, ранимой), стала она авторитетнейшим мастером в, казалось бы, сугубо мужской профессии, связанной с изнуряющими киноэкспедициями, огромной ответственностью и бесконечными трудностями, сопровождающими режиссёрскую работу от сценарного и подготовительного периода до монтажа и звукозаписи. И, уж тем более, за тот перечень разнообразных удивительных работ, которые украшают её кинобиографию. Среди этих картин – и те, где она была практикантом, ассистентом, помощником режиссёра: «Молодая гвардия» (1948), «Таинственная находка (1954), «Земля и люди» (1956)… И, конечно же, её собственные постановки фильмов: «Память сердца» (1958), «Евдокия» (1961), «Им покоряется небо» (1963), «Рано утром» (1966), «Три тополя на Плющихе» (1968), «Семнадцать мгновений весны» (12 серий, 1973), «Мы, нижеподписавшиеся» (1980), «Карнавал» (1982), «Конец света с последующим симпозиумом» (3 серии, 1987).

Каждая из картин Татьяны Михайловны Лиозновой заслуживает серьёзного разговора, ибо отмечена уникальным талантом Режиссёра и Человека – творческой Личности,  начавшей свой путь во ВГИКе на первом послевоенном курсе легендарного педагога и кинематографиста Сергея Аполлинариевича Герасимова (1906 –1985) и его жены – народной артистки СССР Тамары Фёдоровны Макаровой (1907 –1997). Сказать же особо хочется о подлинно народной эпопее «Семнадцать мгновений весны», по крайней мере о том, как она начиналась.

Прочитав однажды в журнале «Знамя» роман Юлиана Семёнова, Татьяна Лиознова сразу решила, что будет снимать по нему фильм. Но когда обратилась со своим предложением к автору, узнала от него  о передаче сценария для съёмок в Ленинград. Проявив характер, Лиознова настояла на своём решении, и писатель, восхищённый её упорством и талантом, вернул полученные за сценарий деньги «Ленфильму», передав все материалы Татьяне Михайловне. Тот киносценарий, написанный для ленинградской студии, Лиознову не устроил: он показался ей более прямолинейным и чересчур напичканным стрельбой (в ущерб психологизму), чем роман. И она сама написала режиссёрский (покадровый) и одновременно литературный (диалоги актёров) сценарии, в итоге создав свой шедевр.

Военная тема не могла не волновать Татьяну Лиознову. Боль и страдание народа, прошедшего тяжелейшие испытания, навязанные нам «цивилизованной» фашистской Европой, она чувствовала всем сердцем. Погрузившись серьёзно в материалы, рассказывающие о войне, она после «Семнадцати мгновений весны» готовилась в течение нескольких лет к съёмкам фильма о возрождении нацистских идей в самых разных странах и о тех, кто их инициирует, а также возможности новой мировой войны, теперь уже ядерной.

В 1987 году Лиознова сняла трёхсерийную антивоенную картину-предупреждение «Конец света с последующим симпозиумом». Это была последняя лента режиссёра, вышедшая в период начинавшегося развала Советского Союза и советского кинематографа.

Вскоре многие прославленные деятели отечественного искусства оказались не у дел, став свидетелями чудовищных «перестроечных» процессов, коснувшихся всех республик некогда великой многонациональной страны. Были и те, кто, быстро перекрасившись и «прозрев», наряду с молодыми, только что появившимися, принялись делать «новое» кино (зачастую конъюнктурное), тонко чувствуя ветер перемен и запах щедрых вознаграждений за антисоветизм, «смелость» и изощрённое угодничество под знаменем «свободы творчества».

Среди других художников, перемен (суливших «светлое» капиталистическое будущее) не принявших, Лиознова перестала появляться на страницах СМИ и телевизионных экранах. О том, чтобы снимать новое кино ей – члену КПСС (с 1962 года), не отказавшемуся от своих принципов и идеалов, – оставалось только мечтать. Замечательнейшие же фильмы её (с прекрасными актёрскими работами в них) время от времени демонстрировались на некоторых каналах телевидения, отмечающих какой-нибудь юбилей известнейшего артиста, участвовавшего в той или иной картине Лиозновой.

К 80-летнему юбилею Татьяны Михайловны (в 2004 году) был снят документальный фильм «Дожить до светлой полосы», коротко рассказывающий о её творческой биографии и запомнившийся её страстным монологом в финале о новой жизни России и кинематографе, который в значительной степени утратил гуманистические Цели и Смыслы.

К сожалению, в картине не было сказано о том, как великий режиссёр Татьяна Лиознова, оставшись в одиночестве и перенеся в начале 2000-х инсульт, боролась с болезнями, как после операции на головном мозге, оказавшись в инвалидной коляске, прошла курс реабилитации в центре доктора Дикуля, где на занятиях (во время которых мужчины рыдали от боли), стиснув зубы, продолжала делать упражнения, возвратившие ей возможность ходить и думать о новой работе – картине, которая бы повернула души зрителей к Свету и Добру от вакханалии «чернухи», кровожадности и вседозволенности (граничащей с безумием), захлестнувших кино- и телеэкраны.

Откровения Татьяны Михайловны Лиозновой (20.07.1924 – 29.09.2011) в эпилоге посвящённого ей фильма словно бы продолжали мысли, высказанные другим выдающимся режиссёром и актёром Николаем Губенко (переставшем снимать кино в те же годы, что и Лиознова) на Конгрессе интеллигенции России в конце 90-х, прозвучавшие так:

«Нет, ни одного нового дарования не принёс этот кровавый прибой. Даже уцелевшие дарования прежнего времени поблекли и сбились с пути. И не просто сбились, а многие стали опорой нынешнего режима. Эти недавние светские духовные пастыри, интеллигенты, цивилизаторы, учителя народных масс, инженеры человеческих душ, превратившиеся в дворцовую челядь, чавкают на презентациях и банкетах у корыта переворота.

Можно поздравить академиков, так называемых народных артистов, кинорежиссёров, музыкантов, попрыгунчиков телевидения: на их улице праздник. Только они не знают, кому подали руку. Они никогда не были разборчивыми, они своё сделали – предали народ, бесплатно учивший их в университетах и вузах искусства.

Они своё сделали! Сделали нехотя, сделали, как всегда, думая только о себе. И за это нет к ним уважения! Собственность – вот та «чечевичная похлёбка», за которую они продали народ…» 

В одном из интервью уже начала 2000-х Губенко произнёс: «Современное российское кино как часть идеологии отвернулось от настоящей правды. Человеческие отношения, жизнь – не в моде, хотя именно они и делали советское кино одним из лучших в мире, помогая скреплять людей ёмкостью мысли и глубиной чувств. С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, А. Довженко, С. Герасимов, А. Барнет, Г. Козинцев, С. Бондарчук, М. Калатозов, Л. Кулиджанов, Я. Сегель, Г. Чухрай, А. Тарковский, В. Шукшин уже не скажут, «честь воздав сполна, дивясь ушедшей были: «Какие были времена?! Какие люди были?!» Наши киногерои променяли российское подданство на американское, приняв их невежественную, отвратительную, порочную, насильственную цивилизацию диктатуры денег за эталон. Эту-то цивилизацию нам и хотят привить вместо диктатуры совести…»

К счастью, и лучшее сегодняшнее российское кино, и (тем более) кино советское продолжает вдохновлять и радовать нас не жаждой денег, разнузданностью, бесстыдством и изощрённостью технологических возможностей, а светом Добра и Правды, обращённых к человеческой Душе и Совести. В этом кинематографе с нами неувядаемые фильмы Татьяны Лиозновой.

Владимир  Межевитин