(к 115-летию со дня рождения)

Тамара Макарова сыграла около тридцати киноролей. Последней совместной работой с мужем – великим режиссёром и талантливейшим педагогом Сергеем Аполлинариевичем Герасимовым – стала картина «Лев Толстой», вышедшая в 1984 году. Фильм рассказывал о последних днях Льва Николаевича Толстого. В этой ленте Герасимову удалось воплотить свою мечту – создать на экране образ выдающегося классика русской и мировой литературы. А Тамара Фёдоровна сумела убедительно сыграть жену писателя Софью Андреевну. На фестивале в Карловых Варах фильм получил «Хрустальный глобус». К сожалению, это был последний опыт двух великолепных мастеров отечественного кино. Вскоре после выхода фильма Сергей Герасимов ушёл из жизни (26 ноября 1985 года), а Макарова – из кино. Правда она ещё преподавала во ВГИКе (где работала с 1943 года и была профессором с 1968-го) и успела выпустить новую когорту студентов в кинематографическую профессию, написать книгу воспоминаний «Послесловие».

Среди выпускников легендарных курсов Герасимова и Макаровой были Татьяна Лиознова, Инна Макарова, Нонна Мордюкова, Сергей Гурзо, Сергей Бондарчук, Вячеслав Тихонов, Клара Лучко, Виктор Авдюшко, Людмила Шагалова, Евгений Моргунов, Людмила Гурченко, Зинаида Кириенко, Наталья Фатеева, Жанна Болотова, Евгений Жариков, Лариса Лужина, Сергей Никоненко, Галина Польских, Лидия Федосеева-Шукшина, Наталья Аринбасарова, Наталья Белохвостикова, Наталья Бондарчук, Наталья Гвоздикова, Аким Салбиев, Николай Ерёменко-младший и многие другие

Первые шаги к актёрской профессии сама Тамара Макарова сделала в родном Ленинграде, собрав из соседских дворовых ребят группу энтузиастов, которая начала выступать с показами театральных сценок. О самодеятельном коллективе узнали в отделе народного образования, и молодые актёры стали получать гонорары хлебным пайком.

Окончив трудовую школу, Тамара Макарова поступила в мастерскую талантливейшего режиссёра и балетмейстера Николая Фореггера, где преуспевала не только на уроках драматического искусства, но и на уроках танцев, имея опыт занятий в балетной школе. В мастерской Фореггера произошла встреча начинающей актрисы с будущим мужем Сергеем Герасимовым.

 

Первой совместной работой Герасимова и Макаровой на съёмочной площадке стала картина «Чужой пиджак» (1927). Тамара сыграла машинистку, Сергей – агента. Молодые артисты стали встречаться после съёмок и, полюбив друг друга, вскоре поженились, став со временем едва ли не самым знаменитым тандемом двух ярчайших творческих личностей, наряду, может быть, только с тандемом Григория Александрова и Любови Орловой. О том периоде актриса позже вспоминала так:

«Самым романтическим впечатлением нашей жизни была поездка на Урал, где Сергей родился. На озеро близ Челябинска. Там открывался его юношеский облик, о котором никто не догадывался: он быстро ходил по лесу, восторгался каждой невидали, посвистывал, напевал из опер или казачьи песни».

В свою очередь Сергей Герасимов, очарованный красотой, обаянием и непосредственностью Тамары Макаровой, оставил такую запись:

«В силу своего характера она не обнаруживала склонности к «переживаниям» ни на площадке, ни в жизни. Из нее трудно было выжать слезу. И всевозможные фантасмагории, которыми мы тогда увлекались, оставляли её почти равнодушной – это была трезвая голова. Но именно благодаря своей трезвости она принимала мир таким, каков он есть».

Макарова, поступив в Ленинградский техникум сценических искусств, снималась в картинах «Счастливый Кент», «Толедо», «Дезертир». Герасимов из мастерской Фореггера ушёл в режиссуру, продолжая проявлять себя параллельно и в актёрской профессии.

У них уже были отдельные удачные опыты, но настоящий творческий успех, по мнению критиков, ждал их именно на общей съёмочной площадке фильма «Семеро смелых» – после выхода картины о стойкости и смелости молодых полярников, искавших олово на Крайнем Севере. Сценарий написал тогда ещё кинодебютант Юрий Герман. На главные роли Сергей Герасимов пригласил Петра Алейникова, Олега Жакова и Тамару Макарову. Для создания нужной атмосферы съёмочной группе пришлось отправиться в экспедицию: подниматься на Эльбрус, жить на островах в Баренцевом море.

Премьера имела большой резонанс. Фильм получил Почётный диплом на конкурсе кинофильмов Всемирной Парижской выставки 1937 года и принёс всенародную любовь исполнителям главных ролей, а Тамаре Макаровой ещё и череду новых образов в фильмах мужа (и не только его одного). Она блеснула в фильме о строительстве нового города на берегах Амура «Комсомольск», в киноповести «Учитель», за роль в которой получила Сталинскую премию. А картина «Маскарад» открыла для актрисы новый жанр: «Я и не подозревала, что способна играть трагедию».

Потом была война. Работая над ролью в фильме «Непобедимые» (посвящённом защитникам Ленинграда), Тамара Фёдоровна считала необходимым ещё и дежурить в госпитале в качестве санитарки. Это был 1942 год. Через несколько месяцев супругов эвакуировали в Ташкент. В Узбекистане семья пополнилась приёмным ребёнком. Им стал сын сестры Тамары Фёдоровны, Людмилы (в замужестве Цивилько), Артур Макаров – впоследствии известный писатель и кинодраматург.

Примечательной страницей биографии Тамары Макаровой явилась её роль в фильме Александра Птушко «Каменный цветок». Критика тогда писала:

«Вся красота и стать актрисы проявились благодаря сказкам Бажова. Для роли Хозяйки Медной горы пригодились природная сдержанность и балетная осанка. Фильм режиссёра Птушко в послевоенном 1946 году стал лидером проката, собрав 23 миллиона зрителей, и получил признание и премию жюри на Каннском фестивале. Исполнительница главной роли была в составе советской делегации. Один из американских продюсеров, восхищённый актрисой, предложил ей сыграть Анну Каренину в Голливуде. Тамара Макарова отказалась, заявив, что никогда не уедет из своей страны».

В это же время она снялась в фильме Михаила Чиаурели «Клятва», получившем приз Международного кинофестиваля в Венеции в 1946 году и Сталинскую премию (1947).

Следующим грандиозным фильмом, в котором приняла участие актриса, был «Молодая гвардия» – картина, в которой её муж (он же постановщик фильма) задействовал добрую половину своих учеников из ВГИКа. Герасимов и Макарова руководили общей мастерской в Институте кинематографии и вывели на большой экран тогда ещё студентов: Инну Макарову, Нонну Мордюкову, Сергея Бондарчука, Вячеслава Тихонова и Клару Лучко. Съёмочный процесс стал производственной практикой для впоследствии знаменитых режиссёров Юрия Егорова и Татьяны Лиозновой. Макарова в картине сыграла мать Олега Кошевого.

Репетировали «Молодую гвардию» во ВГИКе. Александр Фадеев, друживший с Герасимовым, приносил черновики, которые тут же пускали в работу. Практически одновременно с выходом романа в Студии киноактёра с большим успехом стал идти спектакль с упомянутыми студентами.

Герасимов и Макарова (как вспоминали позже люди, их знавшие) были для своих учеников больше, чем наставниками: заботились, подкармливали на репетициях, помогали деньгами и работой. Если не находилось ролей в своём фильме, Герасимов пристраивал их к другим режиссёрам. А Тамара Фёдоровна опекала девочек и зачастую помогала и выбрать наряд, оплачивая этот выбор.

С огромной благодарностью говорили о заботе любимых педагогов в своих воспоминаниях едва ли не все их ученики. Особо памятны здесь откровения Николая Губенко, Жанны Болотовой, Сергея Никоненко, Татьяны Лиозновой.

Среди ролей Тамары Фёдоровны были Наташа Соловьёва («Комсомольск», 1938), Настя Ковалёва («Непобедимые», 1943), Анна Свиридова («Большая земля», 1944), Военная медсестра («Повесть о настоящем человеке», 1948), Татьяна Козакова («Сельский врач», 1952).

О работах актрисы критика говорила, что «при всей индивидуальной точности исторического портретирования Макарова подчёркивает в своих героинях их внутреннюю устойчивость, цельность натуры, глубокую душевную силу, высокую устремлённость», особо отмечая, «что пластический и речевой рисунок ролей отличается сдержанностью, подчёркивающей яркость, неординарность создаваемого образа», что её героини часто «живут и трудятся на самых сложных и ответственных участках жизни и истории». Её неизменно хвалили за «психологически достоверно сыгранные роли Соболевой (Дорога  правды», 1956), Екатерины Ивановны («Память сердца», 1958), Анны Андреевны («Люди и звери», 1962), Паниной («Журналист», 1967), Александры Васильевны («Любить человека», 1973), Васильевой («Дочки-матери», 1975)…». Реалистическая обстоятельность характеристик в творчестве Тамары Фёдоровны, как правило, «сочеталась с поэтичным рисунком, помогающим актрисе создавать особый женский тип», будь то Нина в «Маскараде» или Наталья Нарышкина в «Юности Петра» и «В начале славных дел» (1981). В этих героинях, равно как и многих других, «были выражены красота и величие русской женщины, её способность к великой любви и самопожертвованию».

Являлась она и соавтором сценариев нескольких фильмов, в которых участвовала. Звания народной артистки СССР была удостоена в 1950-м, а золотой звездой Героя Социалистического труда награждена в 1982-м…

В 90-е, когда рухнула Советская страна, оказался в развале отечественный кинематограф и искусство в целом, а существование России наполнилось торговыми спекуляциями, бандитскими разборками – на фоне безжалостных политических и экономических реформ, – много неприятностей пришлось пережить и Тамаре Фёдоровне. Так, её приёмный сын – талантливейший сценарист Артур Макаров, – пытаясь заняться бизнесом, был жестоко убит при невыясненных обстоятельствах. Убийцы не были найдены. Впоследствии Макаровой также стали поступать звонки с угрозами и требованием расплатиться по долгам сына. Прежние заслуги в новых «демократических» временах уже мало что стоили – во главе угла были деньги и только деньги, и кто был наглее, хитрее, беспощадней и беспринципней, становились хозяевами жизни, живущими вне каких-либо нравственных законов.

подготовил: Владимир Межевитин