Информация о концепции реконструкции воронежского Театра оперы и балета, которую на совещании у губернатора Гусева одобрил не только он сам, но и творческая общественность в лице конферансье Бронислава Табачникова, худрука Камерного театра и Платоновфеста Михаила Бычкова и владельца кинотеатра «Спартак» Михаила Носырева, обрастает подробностями.

Во-первых, читатели «Четырех перьев» обратили внимание на ряд непростительных ошибок в пресс-релизе о совещании у дорогого Александра Викторовича. Там говорится, что, согласно предварительному и одобренному проекту от московского архитектора Сергея Куцевалова, после реконструкции здания воронежской Оперы его площадь увеличится с нынешних 6 до 17-19 тыс. кв. м, преимущественно — за счет устройства цокольного этажа и надстройки на один этаж вверх. Между тем действующая площадь театра — не 6000, а 9263,1 кв. м. И хорошо, если речь идет об ошибке пресс-службы. А то ведь может оказаться, что свою концепцию Куцевалов разрабатывал, исходя из ложных цифр, и его расчеты неверны. Или что чиновники занизили площадь, чтобы получить из госбюджета побольше средств на освоение.

Вторая ошибка касается изменений, которые предложили в концепцию Куцевалова участники совещания. А именно — количество мест в зрительном зале театра было предложено увеличить с 850-900 до 1000 и более. Проблема в том, что в культурном учреждении уже 1037 мест. То есть — 1000 и более. Поэтому в чем заключается инновация от участников совещания, не очень понятно. Опять же, закрадывается подозрение, что власти сознательно занижают параметры театра. «Гусев, набери в свою команду умных специалистов! — обратился к губернатору один из читателей «Четырех перьев», указавший на косяки его подчиненных. — Разгони всех бездарей, дураков и подхалимов». Другому читателю фотография с совещания, на которой «Четыре пера» распознали затылки Михаила Бычкова, Бронислава Табачникова и Михаила Носырева, напомнила знаменитую картину Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». «Кто из них Иуда, кто святой Петр, трижды отказавшийся от Христа? — задался он вопросом. — Или каждый понемногу? Ох, не ту компанию собрал Александр Викторович, ох не ту. Продадут!»

Во-вторых, стало известно, что на совещании у Гусева чиновники и творческая общественность разбирали не только концепцию от Сергея Куцевалова, который уже отметился в Воронеже проектом нового здания Камерного театра, но и альтернативную концепцию от известного театрального технолога Олега Мельникова. Она оказалась дороже (3,9 миллиарда против 3,07 млрд рублей от Куцевалова), и ее завернули.

Если судить по сайту самого Куцевалова, он не просто архитектор, а архитектор-дизайнер и «имеет реализованные авторские проекты самого различного назначения: от бензоколонок до театров (хорошо, что не коровники строил — от редакции). Также им выполнено несколько проектов особняков, ресторанов, квартир, отделки фасадов зданий». Правда, бензоколонок, которые проектировал Куцевалов, на его сайте не найти. Зато есть много снимков частной виллы, индийского ресторана «Аджанта» в Москве и воронежского Камерного театра.

В-третьих, архитектор Куцевалов дал комментарий «Коммерсанту», в котором поделился подробностями своей работы над концепцией реконструкции воронежской Оперы. По его словам, предложение поразмыслить над проектом ему поступило в 2014 году, после строительства в Воронеже нового здания Камерного театра. Тогда губернатором был Алексей Гордеев, ныне аграрно-природный вице-премьер РФ. Так что предложение, вероятно, исходило либо от самого Гордеева, либо от его супруги Татьяны, которая долгие годы была в регионе фактическим министром культуры.

По убеждению Сергея Куцевалова, историческое здание Оперы должно быть приподнято на пять-шесть метров в высоту не только из-за необходимости увеличить его площадь, но и для воссоздания градостроительного облика площади Ленина. «Изначально театр был построен как типовой объект. Но вместе со зданиями библиотеки и администрации области они гармонично создавали облик площади, — объяснил архитектор. — Построенное в 1985 году здание гостиницы «Брно» (теперь «А-Отель». — ред.) придавило театр и сделало его похожим на дом культуры». В ходе реконструкции, уточнил Сергей Куцевалов, здание театра немного уйдет вглубь, там будут организованы производственные помещения. Для размещения цехов также планируется не строительство, а расширение еще одного корпуса театра, расположенного через дорогу от основного здания за «А-Отелем».

Внешний вид площади Ленина от Куцевалова.

По расчетам архитектора, реконструкция при своевременном финансировании может завершиться в 2023-м: около года займет проектирование и около двух лет — сами работы. Труппу тем временем планируется отправить в воронежский Концертный зал. Александр Гусев уже поручил проанализировать, каким образом необходимо изменить его инфраструктуру, чтобы он подошел для оперных и балетных постановок.

Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~9JKcN