(к 85-летию со дня рождения Новеллы Матвеевой)

        На недавно прошедшем в областной Никитинской библиотеке концерте лауреата международных фестивалей авторской песни Ирины Ким, который назывался «Друзей моих прекрасные черты» немало добрых слов было сказано о замечательной поэтессе и авторе-исполнителе собственных песен Новелле Николаевне Матвеевой. Прозвучали матвеевские песни, восторженно принятые зрителями. Обращение к творчеству Новеллы Матвеевой было посвящено юбилею поэтессы, отмечаемому в октябре её многочисленными поклонниками.

            Её не стало 4 сентября 2016 года. Она была удивительным поэтом и исполнительницей восхитительных песен, которые создавала на собственные стихи. Песни Матвеевой, появившиеся в конце 50-х – начале 60-х годов, называемые то чудесными сказками, то пронзительными откровениями гения, очень скоро распространились по всей стране, породив огромное число почитателей матвеевского таланта. Они звучали в кинофильмах и спектаклях, на телевидении и радио, в дружеских компаниях самых разных людей, становясь частью нашей повседневной жизни. Вместе с песнями к нам пришли и её книги стихов и прозы. Пришли и навсегда с нами остались существенной частью нашей культуры и искусства, наполненного светом, чистотой и душевным трепетом.

Оглядываясь теперь на её жизнь, можно с уверенностью сказать, что творческая судьба Новеллы Матвеевой, конечно же, была счастливой. Её талант сразу же заметили и полюбили. Девушка из Подмосковья (родившаяся в Царском Селе под Ленинградом в октябре 1934 года и переехавшая в подмосковный посёлок перед самой войной), с необычным, завораживающим голосом и гитарой в руках, завоевала в начале 1960-х годов столицу, а затем и всю страну. Пластинки с её песенными композициями и сборники стихотворений, появляющиеся в советское время с завидной регулярностью, сделали Новеллу Матвееву живым классиком отечественной литературы и авторской песни.

        Известно, как о появившихся стихах и песнях Новеллы Николаевны отозвался Евгений Евтушенко: «Давным-давно в русской поэзии не случалось ничего подобного, как было с Новеллой Матвеевой: уже после выхода её первого цикла стихов стало ясно, что это оригинальнейший поэт, которого ни с кем не спутаешь. Её поэзия свободно переходит от метафорического восприятия к прямому мышлению. Матвеева сильна и в романтических фантазиях, и в возвышенной оде, и в философских стихах, напоминающих маленькие эссе, и в эпиграмматических посланиях, где на острие разящей шпаги наброшена изящная вуаль иронии… И ещё Новелла Матвеева сильна в песнях. Может быть, сила её песен – их беззащитность. Хрупкий, почти детский голос, лёгкая, еле улавливаемая мелодия, как бы случайное прикосновение к гитарным струнам… Но какое ощущение внутренней чистоты! Классический пример – песня «Какой большой ветер!». При помощи, казалось бы, безыскусных средств вселяющая тревогу за человечество, и всё-таки надежду. Надежду, потому что пока есть такие чистые люди, как автор этой песни, человечество ещё не потеряно…» Нечто подобное можно было бы сказать едва ли не обо всех песнях Новеллы Николаевны.

А начиналось всё в далёком детстве – в доме, где, как вспоминала Новелла Матвеева, всё было пронизано мамиными стихами и песнями. Стихи матери и прочитанные ею стихотворения Пушкина стали первым потрясением и стимулом к собственному творчеству.

В доме, где не всегда было радио (репродуктор в малолетстве да приёмник «Рекорд», появившийся в отрочестве), музыка звучала постоянно благодаря маме. У неё был романсовый звонкий голос. Она пела цыганские песни, русские и итальянские. Из любимых композиторов чаще других звучал Моцарт. Часами могла слушать Новелла патефонные пластинки Утёсова и некоторых других исполнителей, составляющих домашнюю коллекцию.

Гитару она начала осваивать под влиянием матери, показавшей дочери первые аккорды. Очень скоро изумительные поэтические опыты Новеллы Матвеевой и сочинённые ею мелодии гармонично соединились в авторские песни, которые вслед за ней запели в самых разных уголках необъятной страны.

Позже Новелла Николаевна напишет так: «У меня, наверное, не осталось придирок к собственным песням. Но это не от самодовольства, а оттого, что почти каждую я шлифовала чуть ли не всю предыдущую жизнь. Отбрасывала прежние слова. Высвобождала музыку (как правило, сочиняемую и признаваемую мною сразу) из первых вариантов текста, потом из вторых, иногда даже из третьих. Покуда песня не отольётся, можно сказать, в бронзе.

        К стихам своим я строга, а к музыке снисходительна по многим причинам. Появление музыки интуитивно, импровизационно. Стих – не всегда импровизация, а музыка – всегда (если не считать некоторых нарочитых стилизаций). Мелодия, как мне кажется, является автору в готовом виде. Дальше – уже только оттенки исполнения надо разрабатывать. А стих – он ведь не может совсем без умозрения. Это было бы и неестественно.

        Может быть, я и над музыкой ломала бы голову годами, будь я в композиции профессионалом. А не зная нот, ничего другого и не сделаешь – примешь свою мелодию сразу. Вообще же, если мелодия – это мелодия, а не подделка, то к ней уже ничего прибавить нельзя. Это уже и так – удача! Удача – это и есть мелодия. А то не приходили бы так редко и та и другая. Нечто особенно редкое нельзя, непозволительно дорабатывать. Нельзя дописывать и улучшать счастье, идущее в руки! Слова «мелодия» и «удача» я сделала бы синонимами…»

        Долгое время с Матвеевой рядом находился её друг, помощник и муж Иван Семёнович Киуру (1934 – 1992) – замечательный переводчик и поэт. В 1972 году Новелла Николаевна написала несколько песен на его стихи, включив их в свой репертуар.

Вокруг творчества Новеллы Матвеевой (как и любого другого выдающегося явления) время от времени возникали споры критиков. Одним казалось, что в её опытах не хватает реализма и чёткой гражданской позиции, другие, напротив, утверждали, что в матвеевской поэзии реализма в преизбытке, но только он одухотворён и возвышен до сверхреализма, до его одушевления.

Сама Новелла Матвеева спорщикам отвечала так: «Меня в своё время часто упрекали в оторванности от жизни, «убеге» от действительности, в том, что у меня нет гражданственных стихов… Но для меня совершенно несомненно, что я автор гражданской темы. Во всяком случае, в ответ на стихи Ярослава Смелякова о том подобострастном чувстве, которое он испытывал, сидя в кресле Ивана Грозного, я написала небольшую поэмку «Трон», начинающуюся словами: «Я в тронный зал вхожу без должной дрожи…». Но охранители тронов всех времён эти стихи так и не напечатали…»

Честная и откровенная позиция Новеллы Николаевны, судя по всему, кому-то во времена развала страны оказалась не нужной. И если в советское время у неё вышло полтора десятка сборников стихов и столько же песенных дисков, то последние 30 лет своей жизни она как будто бы была выключена из медийного пространства России. Складывалось ощущение, что её уже нет в живых, хотя она продолжала жить в центре Москвы, а лето проводить в своём загородном домике (на Сходне). С телеэкранов нам навязывали иных кумиров и иные песни, словно бы прививая всем другую, чуждую культуру, во многом заимствованную, бездушную и низкопробную. Хочется надеяться, однако, что поэзия Новеллы Матвеевой, несмотря ни на что, выстоит и останется с нами, наполняя души светом, чистотой и добротой.

О гражданской позиции Новеллы Николаевны убедительно свидетельствуют несколько стихотворений последних лет, среди которых: а лето проводить в своём загородном домике (на Сходне).ь в центре москвы ко же дисковое он испытывал, сидя в кресле Ивана Гроз

КОНТРА

Бывало всякое… Сегодня ж –

На ловкачей дивись, Фемида:

Для них предательство – всего лишь

«Одно из мнений» индивида!

 

Брависсимо! Гляди, как ловко:

Предательство – всего лишь «мненье»!

Измена – «выбор точки зренья»!

Вредительство – «талант, сноровка»!..

 

А впрочем, радиоэлита

На стороне врага – открыто;

Всё меньше игр двойного спорта.

 

Скажите ж мне: с какой печали

Их «оппозицией» прозвали?

Не оппозиция, а КОНТРА!

             СВОБОДОЛЮБЦЫ

Что там злодеи, что там душегубцы,

Когда имеются… «свободолюбцы»?!

Макбет? Бог с ним! Макбетиха? Бог с ней!

Свободолюбцы будут пострашней.

 

Свободолюбцы порицают казни.

Они и так добьют кого хотят.

Милошевича там… Или Хусейна…

Или внучат Каддафи – арапчат…

 

Пуская слух, что монстра нет опасней

Арабов, сербов, русских и других –

Свободолюбцы очень любят казни.

Желают казней. И свершают их.

 

Уж будто бы они «не замечают»,

Что неугодных – САМИ назначают

«ДИКТАТОРАМИ»? сами окрестят –

И сами ж расказня́т кого хотят!

 

А расказнят за то, что окрестили

«Диктаторами»… Дальше – в том же штиле

Зане – таков их собственный диктат.

Той фразы вроде радовались блеску,

Что «высказаться вправе даже враг».

Но впопыхах забили Чаушеску,

Чтоб высказаться не успел никак.

 

«Свободолюбцы» над порабощеньем

Народов размышляют круглый год.

«Свободолюбцы» смотрят с восхищеньем,

Как чья-то кровь по лезвию течёт.

                                        Новелла  Матвеева, 2011

P.S.  2019 год был необычайно щедр на юбилеи поэтов и авторов-исполнителей песен. Александр Вертинский, Сергей Никитин, Александр Хочинский, Евгений Клячкин, Булат Окуджава, Юрий Визбор, Новелла Матвеева… Их творчество, как и творчество известных советских авторов эстрадной песни нашло отражение в проникновенной программе Ирины Ким (которую специалисты называют одной из лучших исполнительниц в России) и её коллективов, с огромным успехом выступивших на сцене «Никитинки».

Владимир Межевитинов