(к 100-летию со дня рождения С.Ф. Бондарчука)

 25 сентября исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося режиссёра, актёра и педагога СЕРГЕЯ ФЁДОРОВИЧА БОНДАРЧУКА (1920 – 1994). Его первая же режиссёрская работа по шолоховской «Судьбе человека» принесла Бондарчуку мировую славу. Затем последовали фильмы, поставившие русского режиссёра в один ряд с известнейшими мастерами киноискусства 20 века… Сегодня многие имена известнейших национальных художников предаются забвению и шельмованию. Но, даже появляясь на наших экранах изредка в дни юбилеев, они восхищают нас своим талантом и своими удивительными произведениями, к которым хочется обращаться вновь и вновь.

Уж как кипели страсти на одном из перестроечных съездов кинематографистов, где «молодые» и «недовольные жизнью» деятели кино ниспровергали с профессионального Олимпа маститых режиссёров и сценаристов, упрекая их во всяческих грехах. Разом забыв об исторических реалиях, о подлинных (по-настоящему грандиозных) достижениях и заслугах критикуемых «отцов» и отечественного кинематографа в целом, «дети» жаждали переоценки ценностей, немедленной свободы самовыражения, признания и немедленного исполнения всех своих желаний… Среди прочих ветеранов досталось тогда и Сергею Федоровичу Бондарчуку – профессору ВГИКа, народному артисту СССР, лауреату самых престижных международных и отечественных премий…

Творческий взлёт Бондарчука начинался в провинциальном театральном училище города Ростова-на-Дону, откуда и приехал он в столичный институт кинематографии после войны. Его педагогами стали легендарные Сергей Герасимов и Тамара Макарова, принявшие молодого актёра, только что снявшего солдатскую шинель, сразу на третий курс своей мастерской. Сергей Аполлинариевич и Тамара Федоровна разглядели в новом воспитаннике дарование незаурядное и многообещающее. И они не ошиблись. Сергей Бондарчук вскоре удачно дебютировал в «Молодой гвардии» и «Кавалере Золотой Звезды». А в фильме Игоря Савченко «Тарас Шевченко» (1951) блеснул потрясающим мастерством уникального артиста. В этой впечатляющей ленте Бондарчук создал образ великого украинского поэта, исполненный необычайной внутренней силы и гуманистического пафоса, сумев убедительно и достоверно передать глубину трагедии, нравственной стойкости и чистоты своего героя. За эту роль тридцатилетний актёр был удостоен нескольких наград и получил звание народного артиста СССР.

Сергей Бондарчук запомнился в фильмах «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы», «Попрыгунья», «Отелло», «Серёжа», а в 1959-м как режиссёр снял свою первую картину «Судьба человека», в которой он сыграл главную роль – Андрея Соколова. Фильм по повести Шолохова оказался трогательнейшим и вдохновенным, проникнутым, несмотря на все трагические перипетии, жизнеутверждающим началом. В нём было и духовное богатство героя, и его самоотверженная любовь к Родине, благородство и мужество человека, прошедшего страшные испытания войной, пленом, смертью близких… Эта работа Бондарчука имела большой успех и по праву заслужила множество призов. Критика заговорила о рождении редкостного художника, о творческом методе актёра и режиссёра Сергея Бондарчука, его «почерке», характеризующемся изображением людей трудной судьбы, волевых, несломленных, обладающих завидными душевными качествами… Режиссёрский темперамент баталиста проявится у Сергея Федоровича чуть позже и найдёт воплощение в его последующих знаменитых опытах.

Съёмки «Судьбы человека» проходили в шолоховских местах – рядом со станицей Вёшенской, а также в Воронеже и некоторых районах Воронежской области. Режиссёр поставил цель: предельная достоверность характеров героев и оправданность существования в фильме, и своего добился. Самая пронзительная сцена в картине – не ужасы плена, не известие о смерти героя – хотя они драматичны и наполнены болью, а та, в которой немолодой шофёр Андрей Соколов говорит чумазому сироте, к которому прирос сердцем: «Ванюшка, я твой отец»… и реакция мальчишки-беспризорника на эти слова.

Вот как о своей работе вспоминал Сергей Бондарчук: «Решив ставить фильм по рассказу «Судьба человека», я долго искал актёра на главную роль. Но потом почувствовал, что не сумею рассказать, объяснить исполнителю, заставить его почувствовать то, что вижу сам, переживая историю Андрея Соколова. И тогда решил играть его»…

Грандиозную четырёхсерийную эпопею «Война и мир» Бондарчук снимет в 1964 – 1967 годах. В ней будет внушительная галерея незабываемых персонажей и масса масштабных батальных сцен. Сложная и полифоничная постановка романа Льва Толстого, по достоинству оценённая как в нашей стране (на Московском кинофестивале), так и на нескольких зарубежных кинематографических форумах (получит призы в Италии, Японии, Мексике, Чехословакии… В США будет удостоен «Оскара», 1968 г.), явится классикой мирового кино. Авторитет Сергея Бондарчука поднимется столь высоко, что многие заграничные звёзды почтут за честь работать у советского режиссёра в его фильмах «Ватерлоо» (1970), «Красные колокола», «Мексика в огне» (1980 – 1983), «Тихий Дон» (конец 80-х – начало 90-х гг.).

Значительнейшими картинами Бондарчука станут «Степь», «Они сражались за Родину», «Борис Годунов»… А как актёр он будет блистать не только в собственных шедеврах, но и в работах других режиссёров («Дядя Ваня» Кончаловского, «Отец Сергий» и «Выбор цели» Таланкина, «Овод» Мащенко, «В Риме была ночь» Росселини).

Особой вехой славной биографии Сергея Федоровича Бондарчука стала почти четвертьвековая педагогическая деятельность во ВГИКе, где он с Ириной Константиновной Скобцевой выпустил не один десяток учеников. Все они вспоминают о своём ушедшем учителе с искренней благодарностью и восторгом, равно как и многие зрители – почитатели выдаю­щегося искусства Мастера. В наше время поверхностных и кровожадных телесериалов, полупустых кинотеатров с эпатажными и нелепыми фильмами (навязывающих во многом чуждую эстетику) – имя Сергея Бондарчука требует к себе отношения внимательного и уважительного. Гуманистическое творчество его, снискавшее признание миллионов людей во всем мире, представляется истинным феноменом – неповторимым явлением русской (советской) и общечеловеческой культуры.

Владимир  Межевитин